Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо — тщательное, не сухое колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма.
Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Художник Жан-Леон Жером (1824 – 1904) жил и творил в Париже, путешествовал по Италии и Востоку (Турция, Палестина, Египет).
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Такого рода мотивов и сцен особенно много у Шарля-Теодора Фрера, работавшего сначала в Алжире, затем в Египте («Караван в пустыне», «Караван, пересекающий пустыню» – часто повторяющиеся названия, «Привал в оазисе»). На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
«Молитва в пустыне». Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Редкие фигуры людей, обычно едущих на верблюдах, вполне соответствуют этому эпическому характеру ландшафта. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В пейзаже тоже стоит отметить перенос интереса с исторической (малоазиатской) городской Турции на Египет, Сирию и Палестину, страны с другим типом природных ландшафтов на мир за пределами больших городов и городов вообще.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Точно так же – своего рода филиалами гаремов – выглядят публичные бани, еще одно пространство разрешенной женской наготы (у Жерома мавританские бани – один из главных сюжетов). Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику— Обле, что чувствует приближение кончины. Подобное впечатление дополняется характером освещения иногда довольно сложным – полуденным (с солнцем, пробивающимся сквозь пыль) или закатным. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф.
Жан Леон Жером (1824-1904). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Картина была размещена высоко в выставочном зале, но оказалась замечена критиками, в том числе авторитетным тогда Теофилем Готье. В 1841 году перебрался в Париж, где учился в Школе изящных искусств у Поля Делароша и Шарля Глей-ра.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Центральный сюжет ориентализма XIX века – эпоха 60-х годов, эпоха Второй империи в целом (поскольку речь главным образом о французском салонном ориентализме), эпоха Жерома.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Интерьеры (с характерной облицовкой), посуда, мебель, костюмы, мелочи быта – вот что интересует Жерома. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Jean-Leon Gerome 11 мая 1824, Везуль, департамент Верхней Соны – 10 января 1904, Париж) – французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Википедия).
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Албанец расстелил молитвенный коврик, снял обувь, воткнул копье в песок. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Даже опиумные курильни выглядят вполне идиллически – или, может быть, они особенно. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Все же прочие должны укладываться и уходить со всеми женщинами и рабами своего двора. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем».
– «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: Перевоз пленника по Нилу (1863), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмея, Рабочие на молитве (1865), Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев (1866) и Арнауты играющие в шахматы (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, Людовик XIV и Мольер (1863), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865) и 7 декабря 1815 года (смерть маршала Макдональда). По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Понятно, что гаремы Жерома с точки зрения «правды жизни» – чистая условность (несмотря на кажущуюся документальность интерьеров и предметов быта, которые могут быть взяты откуда угодно из любого другого помещения дворца) набор слухов и легенд скорее всего, Жером не видел ни одного из них, как и остальные художники-ориенталисты.
Завершение жеромовской традиции поколением подражателей полностью выявляет и доводит до предела заложенные в ней тенденции: с одной стороны, необыкновенно тщательной, педантичной – уже не интерьерной, а скорее натюрмортной – разработке деталей предметов быта, одежды, украшений (Рудольф Свобода с его торговцами коврами, Уолтер Чарльз Хорсли, Дьюла Торнаи) с другой, уже не салонной, а кичевой миловидной округлости лиц и гладкости форм (Жан-Жюль Антуан «Белая рабыня»). Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Такая свобода их не прельщала. Прислугу кое-как пристроили. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Своеобразное величие, заключающееся в спокойствии и невозмутимости – в самой бездеятельности и бесцельности существования (с точки зрения вечно занятого и спешащего европейского человека) – и создает главный эпический эффект. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Несколько меняется – с появлением Жерома – и стиль живописи. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. «В большей части случаев они служат предлогом для заранее условленных встреч, для свиданий и всевозможных интриг, — писал Осман-бей. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне (1861). Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
— Вот таким образом и ищет он, как постаревший сластолюбец, перемены, неожиданности, новизны. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Совладать со взбунтовавшейся страной оказалось куда сложнее, чем с беззащитным гаремом.
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
На этом строится вся жанровая система ориентализма 60-х годов. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Наконец, в 1889 – 1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).
Таким образом, первый сюжет эпического стиля – шествие (неторопливое шествие каравана верблюдов через пустыню) – как бы задает характер остальных сюжетов и общий пафос эпического стиля. Рисунок у Жерома – безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо – тщательное, но не вдающееся в сухость колорит – несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Итальянец Альберто Пазини, в сущности, близок если не к Жерому, то к искусству 60-х годов в целом характером сюжетов – шествий, построений конной гвардии (Черкесские всадники, ждущие своего командира, несколько вариантов Эскорт паши) есть у него и караваны идущие через пустыню (Караван в пустыне, 1867). Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Жером также работал как скульптор. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. В качестве поджанра можно упомянуть изображения башибузуков – не столь нарядных, как дворцовые стражи, но зато увешанных оружием (огромными пистолетами и кинжалами, засунутыми за пояс и производящими несколько комическое впечатление). Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Отличаются – тематически, по крайней мере – сюжеты продажи и покупки женщин, рынки рабов (например, сюжет с проверкой зубов у рабыни – с пальцами, засунутыми в рот) здесь общая идиллия ориентализма 60-70-х годов несколько нарушается.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. У Жерома одалиски – скорее традиционные ню в специальных «изящных», эстетских позах, отсылающих к неоклассицизму Энгра, а то и вообще к бессюжетным учебным постановкам Школы изящных искусств. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. Если в альбомной этнографии 30-х годов преобладали пышные, богато украшенные турецкие наряды (главным образом женские), то в новой этнографии господствуют простые и суровые бурнусы бедуинов.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
Даже военный сюжет, вторжение и завоевание (очевидно, главный идеологический сюжет в контексте империализма и колониализма, столь любимом разоблачителями ориенталистской живописи) – например, «Наполеон и его генеральный штаб» Жерома (1863) на фоне пустыни – выглядят скорее паломничеством или этнографической экспедицией, то есть вполне мирной и даже идиллической процессией. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Она сейчас находится в музее Орсе. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Жан-Леон Жером – не только центральная фигура ориентализма XIX века по влиянию, по количеству подражаний он – герой многих обличительных текстов и один из главных пунктов современной дискуссии об ориентализме: Линда Нохлин уделяет много внимания его «Заклинателю змей» именуемому «визуальным документом колонизаторской идеологии девятнадцатого века», Саид помещает эту картину на обложку своей книги. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
По мнению и Дж. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». В июне 1871 года он вернулся в Париж. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Полотно велико по размеру – 134 203 см.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок19.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Иногда эти фигуры довольно интересны – это, например, дворцовые стражи, позирующие в роскошных шелковых нарядах («Страж гарема», 1859), в сопровождении длинноногих собак («Араб с собаками», 1875) или экзотических птиц («Марабу», 1888). Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Пистолет и сабля остались за поясом.
Акварелист Карл Хааг (немец, принявший британское подданство), путешествующий по Синайскому полуострову и Палестине, живущий в палатке среди пустыни – определенно новый тип художника-этнографа примеры его штудий – «Каир, араб на закате перед пирамидами» (1858) и «Ауватт, слуга в монастыре на Синае» (1858). Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Сюжеты уличной жизни и домашнего быта столь же спокойны, хотя и чуть более разнообразны: торговцы у дверей своих лавок, уличные фокусники (заклинатели змей), нищие играющие в шахматы посетители кофеен.
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Но его трактовки по стилю носят именно пейзажный, а не интерьерный характер – с эффектами пленера, с ярким солнечным светом, с сильными контрастами освещенных и затененных пространств (хотя и сохраняющих насыщенность локального цвета, как и у Жерома) его живописная техника совсем другая, намного более свободная. Во внутреннем дворике устроен торг. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. И маскарад – не маскарад и драма – не драма». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих Великий (1874), Серое преосвященство (1874) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876).
Жан-Леон Жером (фр. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Не говоря уже о песчаных бурях, затяжных ветрах и надоедливых насекомых. Но главной и в каком-то смысле стилеобразующей здесь, пожалуй, является эпическая пейзажная традиция, постепенно переходящая – с сохранением роли пейзажа – в традицию жанровую и историческую.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках (каиках) и т. д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья. На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Никто не знал, что с ними будет дальше, но все понимали, что будущего у них нет. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. — Все женщины должны собрать свои вещи и покинуть сераль.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Так что взять невесту из сераля очень выгодно для человека честолюбивого или осторожного». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). «Невесте» давали хорошее приданое, оставляли ее подарки и имущество. Далее место шествия занимает сидение или стояние, участие в молчаливой церемонии, ожидание или просто бездействие (позирование исполнение некой роли). По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Евнухи имевшие средства, устроились сами. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». При этом он выставлял свои картины каждый год.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Это вовсе не так. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884).
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат.
В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Предпочтение к пейзажным мотивам заставляет его даже гаремы выводить на прогулку в сад – разумеется, полностью одетыми (Угол сада в гареме, Прогулка гарема). Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Здесь можно согласиться с обличителями ориентализма: это всего лишь мир фантазий европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство совершенной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной (в духе маркиза де Сада) и да, разрешенная порнография времен Второй империи иногда сопровождаемая ханжеским моральным негодованием по поводу дикости восточных нравов. Кого-то из наложниц забрали родственники, но от многих родные отказались. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1846г.
Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Завершение этой эволюции можно наблюдать, например, в «Путешествии волхвов» (1894) Джеймса Тиссо: волхвы верхом на верблюдах выглядят у него как шейхи арабских племен. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Однако общество их не принимало и им оставалось коротать свой век в одиночестве. Наиболее опытные наложницы оставались в гареме, где воспитывали новое поколение одалисок. Фаворитки султанов тоже могли быть «отставлены» от гарема. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Теперь и бывшим вельможам непросто было обеспечить свою семью. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
На горизонте – желтые горы из которых длинной лентой вытягивается караван. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Абдул-Хамид принялся искоренять крамолу с таким усердием, что получил в народе прозвище «кровавый».
Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. Жан-Леон Жером (фр. Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. Начальное художественное образование Жером получил в родном городе.
Эпический и одновременно подчеркнуто научный, документально-этнографический стиль 60-х годов (со степенью точности значительно большей, чем в искусстве предыдущей эпохи) отчасти формируется новой этнографией, полностью лишенной анекдотизма костюмных постановок 30-х годов. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Часть наложниц была отправлена в Европу, под защиту международных гуманитарных организаций, часть удалось выдать замуж в Турции. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Именно эта яркость цвета возвращает жеромовскому стилю – несмотря на чисто эпический характер сюжетов, сидений, стояний и лежаний – некоторый оттенок анекдотизма, курьезности, этнографической развлекательности. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника – Франсуазе Вильмо. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Уже упоминавшаяся в связи с Леоном Белли, с «бегством в Египет» (и отчасти с Орасом Верне), сюжетная новация привела к радикальным изменениям в интерпретации когда-то главного круга сюжетов: под влиянием ориентализма (и этнографического натурализма) сначала ветхозаветные, а затем и новозаветные темы стали трактоваться как жанровые сюжеты из современного ближневосточного быта. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Не помогли и западные союзники, на которых уповал султан. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. В силу этого закона все кальфы, ученицы и пр. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Главная и наиболее популярная часть дворцового цикла сюжетов – гаремные сцены.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Остальные так и исчезли в тумане времени. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре).
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: Убийство Цезаря, Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу, Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия, Фрина перед ареопагом (1861), Авгуры, Клеопатра у Цезаря и некоторых других полотен.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Зато эхо русской революции 1905–1907 годов оказалось весьма ощутимым. В 1908 году произошла Младотурецкая революция, которая провозгласила конституционную монархию. Абдул-Хамид не смирился с таким ударом по многовековым устоям монархии и попытался вернуть утраченное, но в результате потерпел поражение и был попросту низложен. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Наложницы бухарского эмира содержались в гареме, пока им не исполнялось шестнадцать лет. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. «Пилигримы, направляющиеся в Мекку» (1861) Леона Белли считаются одной из первых вещей нового ориентализма 60-х годов, большого стиля (в том числе и по размеру). Обычно это было результатом какой-то провинности, наговоров или усердия ревнивых соперниц. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: Молодые греки во время петушиного боя (Люксембургский музей). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. С одним добавлением: в этих фантазиях нет ничего специфически восточного примерно так же выглядят фантазии – в том числе и эротические – на античные сюжеты (в том числе и рынки рабов, а не только лупанары так, Рынок рабов Жерома просто существует в двух вариантах – античном, более раннем, называющемся «Покупка рабыни» и восточном то есть готовый, полностью – до деталей – разработанный античный сюжет просто перенесен в восточный контекст). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
По мнению и Дж. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, садыГарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. Но все это продолжалось до поры до времени.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Те, кто ничего не имел и ничего не умел, кроме как «пасти гаремное стадо», отказывались покидать женщин до последней возможности.
В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Это стало серьезной проблемой правительственных чиновников. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Точно так же нет никакого героического или драматического пафоса в другой известной картине Жерома, посвященного Египетскому походу – Наполеон перед сфинксом в Гизе (1868) Наполеон здесь выступает скорее в роли туриста, разглядывающего местные достопримечательности. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Он стоит лицом в сторону Мекки и произносит послеполуденную молитву. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Преобладающий тип пейзажа – это панорама пустыни, эпическая сама по себе именно пустота, однообразие и суровость (иногда мрачность) пустынного ландшафта создает ощущение мира начала времен это впечатление немного похоже на то, которое производят акварели Дэвида Робертса (только там оно создается характером архитектуры, а не природы и создается слишком простыми средствами, главным образом контрастом масштаба), но радикально отличается от анекдотизма натуральной школы в духе Декана. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».