Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). И они начали есть друг друга.
292 x 194 см. В Риме художник проводит целый год. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Эту картину критика и публика приняли в штыки. Гро. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
И она действительно была для того времени революционна. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров.
Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. Много копирует в Лувре. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Франция. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Романтизм.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Этим определялась направленность его поисков». В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Этим определялась направленность его поисков»13. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Пионер французского романтизма Теодор Жерико (Theodore Gericault) прожил короткую, но яркую жизнь. На ее губах можно заметить подобие улыбки. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.
В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт). Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр).
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Представленная в Квадратном (главном) зале Салона 1812 года, она выиграла золотую медаль и вызвала неподдельный восторг у французов, упивающихся мощью своей армии и еще не догадывающихся о её грядущих бедах.
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. И это было для него большое благо. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Пусть даже и за свой счет. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. В первую же ночь было убито 20 человек.
Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Герена. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.
Идеал романтиков оторван от реальности, всегда благороден и возвышен. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы.
2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Наблюдать его берётся выдающийся психиатр своего времени Этьен-Жан Жорже. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Её похвалил М. -Б. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Одного из погибших волной смывает в море. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Плот был оставлен на произвол судьбы.
Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма. Лувр. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Париж.
Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. 1817, Лувр, Париж). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Полотно отметил и сам Давид14.
Холст, масло. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.
Но при этом Жерико упорно и много работает. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Там картина вызвала большой интерес. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Две страсти сопровождали биографию Жерико – к живописи и к лошадям.
Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем». Семнадцатилетним юношей поступил он на обучение к художнику Карлу Верне, «главному по лошадям» во французской живописи, но затем перешел к убеждённому приверженцу классицизма Пьеру Герену. Итогом его учебы стала картина ""Офицер императорских конных егерей". Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Несколько человек сошли с ума.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Затем поднялся шторм. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды.
Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применён термин «романтизм». Очень близкий друг. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Итальянский период продлился недолго.
И обе оказались фатальными. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В 1821-м Жерико возвращается в Париж, а его душевное здоровье только ухудшается. Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать».
Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Благодаря этому романтическому, т. е. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Их путешествие длилось не более четырех дней. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства».
Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Полотно отметил и сам Давид. Особая область искусства Энгра – его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Давида и А. Ж.
Из почти 150 человек в живых осталось десять. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Работа хранится в Лувре, в Париже. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
«Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Это была драматичная жизнь и драматическая живопись.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Своей революционностью. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Разумеется, выставленная картина произвела фурор.
Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «Школой» в целом. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Темперамент и своеволие определяли его личность. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. На плоту начались драки за доступ к воде.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтической живописи. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Жерико болезненно переживал критику. Природа на полотне враждебна человеку. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. «Ладью Данте» (размером 2 на 2, 5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Её похвалил М. -Б. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). По протекции высокопоставленного чиновника капитаном корабля был назначен дворянин, не имевший достаточного опыта.
Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят.
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Есть на картине и ещё один друг Жерико.