Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. В своем творчестве художник, с присущим ему максимализмом, выносит на суд истории потрясения своей эпохи. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва.
В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. В истории Медузы были моменты, вновь дававшие художнику основание для того, чтобы произнести свой суд. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Тяготясь строгой дисциплиной классического рисунка, Жерико увлекся свободной живописью фламандцев (кухней Рубенса, как пренебрежительно выразился один из художественных авторитетов того времени). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Это было абсурдно, но я был неисправим и учитель только посмеивался. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
У юноши две страсти: живопись и лошади. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Работа хранится в Лувре, в Париже. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Я не знаю такой кисти. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Абсолютно новые (по крайней мере в таком подчеркнутом выражении) идеи сострадания, сочувствия, солидарности находят отклик в его картине и я не могу видеть ее без того, чтобы с моих губ не сорвалось слово: человечность. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Природа на полотне враждебна человеку. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Лувр. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Настроение самого Жерико было противоречивым. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Одного из погибших волной смывает в море. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Этим определялась направленность его поисков»13. Выполнил ряд скульптурных работ.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
В результате «Медуза» села на мель и затонула. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Герена. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр).
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Работал в Париже.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Но при этом Жерико упорно и много работает. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Жерико известен и как прекрасный портретист. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Благодаря этому романтическому, т. е. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Полотно отметил и сам Давид14. Он погружается в изучение античности, ее великих идеальных образов. Герена.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая – падения с лошади. Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма.
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Много копирует в Лувре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Её похвалил М. -Б. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения27. Ему не спастись.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Картина появилась в Салоне 1819 года и также не снискала одобрения критики. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Быть судьей истории — нелегкое дело для живописца. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Это высказывание можно считать программой романтизма, обратившегося к передаче чувств, настроений. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Давида и А. Ж.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже.
Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений11 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие.
Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Лувр.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается чтобы умереть».
Гро. На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Все знавшие художника, отмечают, что наравне с любовью к живописи его одушевляла страсть к лошадям, верховой езде и неистовству скачек. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Вступив в отряд мушкетеров, он сопровождал бежавшего от Наполеона Людовика XVIII. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов.
Это интриговало и притягивало взгляд. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Там картина вызвала большой интерес. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Две почтовые лошади 1823Портрет артиста в его гримерной, 1823Портрет сумасшедшей 1822Портрет бродяги 1821Лошадь, терзаемая львом, 1822 Дикие лошади 1817Печь для обжига извести 1822Серая в яблоках лошадь 1820Бег свободных лошадей в Риме, 1817Жертва крушения 1819 Искусство Франции. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Особенно трудно рассчитывать здесь на понимание и рукоплескание толпы. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Этим определялась направленность его поисков». Но отношение его к античности не было школьным или антикварным.
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Жерико болезненно переживал критику.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г. ). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Оставшиеся 15 человек, уже потерявшие надежду, увидели вдали мачты брига Аргус — этот момент и выбрал Жерико для своей картины. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Он рвался в атаку.
1817, Лувр, Париж). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Пусть даже и за свой счет. В ранней юности от соучеников по мастерским К. Берне, а потом П. Герена его отличали своеволие, темперамент, непосредственность таланта. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Её похвалил М. -Б. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Но не только работой кисти выделялось полотно никому не известного молодого живописца. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
В Риме художник проводит целый год. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. чтобы умереть». В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
Полотно отметил и сам Давид. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. В техническом плане произведение выполнено превосходно. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
.