Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819 гг., Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812 г., Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814 г., Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Этим определялась направленность его поисков».
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В 1816 – 1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817 г., Лувр). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах. В Риме художник проводит целый год.
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. Там картина вызвала большой интерес. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Её похвалил М. -Б. «Плот Медузы» — самое прославленное произведение художника и одно из знаковых полотен эпохи романтизма, было написано на актуальную тему, что явно нарушало каноны академической исторической живописи. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Да и видно ли его. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Полотно отметил и сам Давид13. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Случилось это в 1816 году.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819 г., Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822 г. ), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Пусть даже и за свой счет.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Настроение самого Жерико было противоречивым. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике».
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Его должны были вести на буксире лодки. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Её похвалил М. -Б. В чем сущность романтического мировосприятия.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Этим определялась направленность его поисков»13.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Он рвался в атаку. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Картина не получила ни первой, ни второй премии. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Сам плот почти упирается в раму картины. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Благодаря этому романтическому, т. е. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Всех охватила паника.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей.
Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Художник родился в Руане в 1791 году. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Сохранились прекрасно проработанные анатомические рисунки, этюды, наброски животных, особенно лошадей.
Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Лицо модели обнаруживает и меланхолии. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Работа хранится в Лувре, в Париже. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико известен и как прекрасный портретист. Все, кто был на лодках, спаслись. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Это интриговало и притягивало взгляд. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Но ветер относит плот от корабля спасения. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Её похвалил М. -Б. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. На ее губах можно заметить подобие улыбки. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Её похвалил М. -Б.
Много копирует в Лувре. Работа хранится в Лувре, в Париже. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Полотно отметил и сам Давид14. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». На двенадцатый день скитаний они были подобраны бригом «Аргус», но к этому времени в живых остались только 15 человек. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821).
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных24. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико болезненно переживал критику. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Полотно отметил и сам Давид. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Этим определялась направленность его поисков».
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В основу картины легла история гибели фрегата «Медуза» в 1816 году, когда непрофессиональный капитан посадил судно на мель и, спасаясь вместе с приближенными в шлюпке, бросил на произвол судьбы плот со 150 пассажирами и членами команды. А на плоту положение стало ужасным.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Этим определялась направленность его поисков»12. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В самую первую ночь погибли двадцать человек.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Но при этом Жерико упорно и много работает. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. У юноши две страсти: живопись и лошади. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать. Несомненно лишь то, что перед нами идеальное портретное изображение художника-романтика. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Продуктов у них не было.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Учился у К. Берне (1808-1810 гг. ) и П. Герена (1810-1811 гг. ) испытал влияние Гро. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Полотно отметил и сам Давид.
Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Герена. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).