Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане.
С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Природа на полотне враждебна человеку. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан).
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Лувр. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Полотно отметил и сам Давид. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Этим определялась направленность его поисков»13.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Жерико экспонировал её в Лондоне.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Пусть даже и за свой счет. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». У юноши две страсти: живопись и лошади.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Этим определялась направленность его поисков»12. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Будучи новатором по своей натуре, он пытался создать нечто особенное, красивое и для него было не важно – вписывается ли это в рамки академического стиля или нет. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Благодаря этому романтическому, т. е. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Полотно отметил и сам Давид13. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Гро.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Жерико болезненно переживал критику.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
1817, Лувр, Париж). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Давида и А. Ж. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Но при этом Жерико упорно и много работает. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.
Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Её похвалил М. -Б. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Две почтовые лошади 1823Портрет артиста в его гримерной, 1823Портрет сумасшедшей 1822Портрет бродяги 1821Лошадь, терзаемая львом, 1822 Дикие лошади 1817Печь для обжига извести 1822Серая в яблоках лошадь 1820Бег свободных лошадей в Риме, 1817Жертва крушения 1819 Искусство Франции.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Там картина вызвала большой интерес. Герена. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Он ходит по музеям, копирует великих мастеров, делает наброски с натуры на городских улицах.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
чтобы умереть». Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Её похвалил М. -Б. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. В Риме художник проводит целый год. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В результате «Медуза» села на мель и затонула. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Одного из погибших волной смывает в море. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Этим определялась направленность его поисков». Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
С искренним сочувствием и жалостью Жерико изобразил искалеченных, больных, смертельно уставших солдат, бредущих по полю, занесенному снегом. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года16. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Много копирует в Лувре. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Работа хранится в Лувре, в Париже. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9. Ему не спастись. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»).
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Её похвалил М. -Б. Работа хранится в Лувре, в Париже. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы».
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Картина не получила ни первой, ни второй премии. В своем творчестве художник, с присущим ему максимализмом, выносит на суд истории потрясения своей эпохи.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Полотно отметил и сам Давид14. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.