На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Только он сам мог преобразовать своеволие в творческую волю, обуздать и подчинить темперамент таланту. Картина не имела успеха.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В особенности этюд головы карабинера.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Какой печальный вечер.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. В целом капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, науки представлял собой новую, более высокую, чем феодализм, ступень развития общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Девочки называли графиню мамой, но официально удочерены не были. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. В первую же ночь было убито 20 человек.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21. Сухово-Кобылин, человек большого таланта и трагической судьбы.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Менее чем за полгода Рассвет принёс хозяину огромные деньги. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Валины многоножки Всю жизнь кони были любимой натурой Валентина Александровича Серова (1865– 1911). В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Из почти 150 человек в живых осталось десять. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». Замысел Жерико — поэтизация военных неудач — остался непонятым.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.
Ему, похоже, новая ориентация, не особо нравилась — он впал в депрессию и начал проявлять самоубийственную склонность к риску. Её похвалил М. -Б. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. У Юлии Павловны жили две воспитанницы – старшая Джованина и младшая Амацилия. Этим определялась направленность его поисков»13.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности.
Это указующая веха. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Помнить о нем. Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Её похвалил М. -Б. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Благодаря этому романтическому, т. е. На сей раз Магритт поместил своего героя в глубину зимнего пейзажа, где деревья напоминают высохшие листья испещрённые не то прожилками, не то капиллярами или нервными окончаниями. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по-прежнему вокруг военной тематики.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Мальчик с утра до вечера рисовал многоногих лошадок. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Он стал завсегдатаем кабаре ипподромов и цирков. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. До 1821 года она выдержала пять изданий кроме того её перевели на английский, голландский, немецкий и итальянский языки.
Одним из самых известных посмертных чудес необычайно популярного ещё со времен раннего христианства святого является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю некоего языческого царя. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Мастер энергичного рисунка имел собственный неповторимый стиль. Чтобы не продолжать в роду пегости, Холстомера выхолостили. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Путь облачённого в доспехи рыцаря на великолепном боевом коне чреват опасностями.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Затем поднялся шторм. Это аборигенная лошадь Центральной России – годная и для пашни и для поля брани. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Всего несколько точных изящных линий и на листе возникал узнаваемый образ быстро скачущих лошадей и легко несущейся коляски («Английский променад в Ницце»). Баярд бежал от казни и с тех пор, гласит легенда, прячется в Арденнском лесу. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа15.
Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Одним из самых значительных произведений Васнецова является огромное полотно «Богатыри», на котором изображены любимцы народной фантазии – крестьянский сын Илья Муромец, который «славен не родом, а подвигом», Добрыня Никитич – «грамотой вострый, на речах разумный» и «бабий пересмешник» Алёша Попович. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Одни страны, как, например, Япония, сами становились на путь капиталистического развития, другие, отстававшие в экономическом развитии, вовлекались в орбиту капиталистического хозяйства путем колонизации и беспощадной эксплуатации. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Одного из погибших волной смывает в море. В феврале 1823 года он слег в постель. И она действительно была для того времени революционна. В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов».
Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы исполненные Микеланджело. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Александр Васильевич написал только три произведения: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», однако они представляют собой одну из самых ярких и своеобразных страниц в истории русской драматургии.
конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. У самого Карла Великого под седлом был «конь лихой Тансандор» («Резвый»), добытый им «в бою у брода под Марсоной». Холстомер – это прозвище, которое орловский рысак Мужик I, прототип главного героя, получил за размашистую рысь: «бежит, словно расстеленные для просушки домотканые холсты саженями меряет». Полотно отметил и сам Давид14. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Литта) обладала огромным состоянием и вела свободный образ жизни, вызывая постоянное недовольство Николая I. В ее имении «Славянка» под Петербургом собирались выдающиеся деятели литературы и искусства, а в миланской вилле часто бывали композиторы Беллини, Россини, Доницетти. Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать».
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Гордый скакун, дугой выгнувший шею, широко разметал свои крылья в радостном возбуждении и маленький амур еле сдерживает огромного сильного, торжествующего коня. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). «Перед его картинами, – говорил о покоряющей силе искусства Рубенса знаменитый французский художник Эжен Делакруа, страстный поклонник гения фламандской живописи, – я ощущаю то внутреннее содрогание, тот трепет, который вызывает во мне мощная музыкаОн всегда даёт самую сердцевину, самый сок сюжета, одевая всё блеском исполнения, которого достигает как бы играя».
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. А посему умел не «кататься», но ездить. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
У Добрыни лошадка белая, шустрая и мохнатая. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Джованина по некоторым версиям являлась племянницей второго мужа Самойловой.
В работах Теодора Жерико привлекают реализм, дар поэтизации действительности, широта его мужественного эпического стиля, страстная любовь к жизни, пронизывающий его творчество гуманизм. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. «Его мастерская, — передает его биограф, — превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы».
Стоит ему только тронуться с места из ноздрей пар и пламя запышут. Православная Церковь именует святого Георгия «Победоносцем» и чтит его как скорого помощника пребывающим в опасности.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Он скачет по будто упавшим на землю белоснежным сомкнутым сводам меж странных, украшенных нотами колонн, которые похожи на шахматные фигуры с произрастающими из них голыми ветвями деревьев.
Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Природа оцепенела и дышит вселенским холодом.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Последние, в отличие от картин других сюрреалистов (например, Дали), на полотнах Магритта, почти никогда не теряют своей «предметности»: не растекаются, не превращаются в собственные тени. В относительной безопасности была только центральная часть плота. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Работа хранится в Лувре, в Париже. За этой важной переменой в жизни коня последовали многие несчастья, которые, в конце концов, привели к трагической развязке.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Конь обладал необычайной резвостью и «человечьим умом», чем вызвал жгучую ненависть короля, задумавшего его погубить. Очень близкий друг.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже.
В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Экспансивная красавица «царской крови» (по материнской и отцовской линиям узы родства связывали её с Екатериной I, князем Потёмкиным, государственным деятелем графом Ю. П. Шедевр Эрмитажа – картину «Персей и Андромеда», прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась красавица Андромеда, глава фламандской школы живописи Питер-Пауль Рубенс (1577–1640) написал на сюжет известного античного мифа. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В Риме художник проводит целый год. Конь с замечательной родословной родился на Хреновском конном заводе. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России.
Там картина вызвала большой интерес. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». 1817, Лувр, Париж).
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. У Лермонтова, заступившего, по выражению Белинского, место первого поэта России на смену Пушкину, с лошадьми сложилась иная ситуация. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
Ни одно животное так не похоже на приму-балерину, на звезду кордебалета, как чистокровная лошадь в ярком освещении, неспешно идущая шагом, сдерживаемая рукой седока». Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Среди широкой, холмистой степи остановились эти три всадника и зорко всматриваются вдаль, готовые в любую минуту разить и одолеть врага. Конь Алёши, поповского сына – рыжий, деревенский, пока его хозяин витает в «молодецких» мечтах, тянется мордой к земле, где мягкая аппетитная трава под ногами стелется и гнется. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Не обращая на них внимания, рыцарь и конь следуют по избранному пути, словно иллюстрируя слова 23 Псалма: «Даже если иду долиной тьмы – не устрашусь зла ибо Ты со мной». В гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол» художник-мыслитель раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Какая крепость. Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.
Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». Темперамент и своеволие определяли его личность. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Со временем он превратился в великолепного знатока лошадиной психологии. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Их «тёмные» лошадки выигрывали или проигрывали в зависимости от ставок.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Больше всего ему нравилось изображать движение – танцовщиц, бегущих лошадей. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Но сила у него могучая, поистине сказочная.
Тайна подмены осталась нераскрытой, а владелец Рассвета был оправдан. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Своей революционностью. Работа хранится в Лувре, в Париже. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. И это было для него большое благо. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. На своих первых детских рисунках он изображал их с восемью, а то и с шестнадцатью ногами.
Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда. Жеребцами, кобылами, меринами, рысаками иноходцами полны также страницы романа «Жизнь Арсеньева», дневников и записок. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал2. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека).
Сюжет картины «Танкред и Эрминия» был навеян основоположнику классицизма в живописи Никола Пуссену (1594–1665) эпической поэмой итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Этим определялась направленность его поисков». Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Это деяние часто толковалось иносказательно, как победа светлых сил над злом – «древним змием». Но при этом Жерико упорно и много работает.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. От конкретных вопросов о родословной коня Шишкин отделывался уклончивыми ответами. Первый «Потерянный жокей» появился в 1926 году.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Блестящий художник импрессионист Эдгар Дега (1834–1917), автор восхитительных «Голубых танцовщиц», постоянно обращался к теме скачек, коней и жокеев («Скаковые лошади», «Перед стартом»). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Сначала правительство пыталось скрыть эту историю.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Итальянский период продлился недолго. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Плот был оставлен на произвол судьбы.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Последний был конём мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана.
Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Композиция картин Пуссена обычно подчинена какой-либо геометрической схеме. Особенно хорошо Лотреку удавались лошади: «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете», «Жокей». Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Много копирует в Лувре.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Через 22 года художник написал другой вариант «Потерянного жокея». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». На плоту начались драки за доступ к воде. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Он почти всегда изображается верхом на коне.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года». Несколько человек сошли с ума. Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице.
Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). В скорости и выносливости он не уступал никому, кроме Баярда. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Все лошади легко узнаваемы и не похожи друг на друга. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Их путешествие длилось не более четырех дней. Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода. Полотно отметил и сам Давид. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Природа на полотне враждебна человеку. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Добрыня Никитич в картине Васнецова – воплощение воинского долга, гордости и чести. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. Пусть даже и за свой счет. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Он был выпускником Петербургской школы гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В этой школе верховой езде обучали профессионально. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Однако был у него один изъян: странная вороно-пегая масть, которую там не любили.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Есть на картине и ещё один друг Жерико. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Эту картину критика и публика приняли в штыки. Настроение самого Жерико было противоречивым. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Берейторы, невзирая на титулы и звания, лупили юнкеров арапником за «грубую» езду.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. И они начали есть друг друга. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Прекрасные этюды.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико болезненно переживал критику.
Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей. Вот таким образом закономерным образом он обратился к истории Древнего Рима, откуда состязания лошадей и вели свое начало. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне).
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. В 1900 году все главные призы подряд неожиданно стал выигрывать взявшийся «ниоткуда» красивый породный жеребец Рассвет серой (орловской) масти. Боевой конь Роланда в итальянской и испанской традициях звался Брильядором («Златоузд»). Какое превосходство. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
Работа хранится в Лувре, в Париже. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».