Проведя год в Италии (1816-1817), художник Т. Жерико изучает античную живопись, знакомится с творчеством Микеланджело, Рафаэля, Энгра. Вернувшись в 1822 году на родину, Жерико увлекся большими полотнами в духе художников эпохи Возрождения. В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания. В Лондоне Жерико познакомился с английскими художниками.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико болезненно переживал критику. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания).
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Многие работы Жерико, написанные по итальянским впечатлениям, близки по духу творчеству известных представителей Высокого Возрождения. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Но при этом Жерико упорно и много работает. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза».
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. У юноши две страсти: живопись и лошади. В Риме художник проводит целый год.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой.
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. В 1816 – 1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817 г., Лувр). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам и особенно Востоку. Учился у К. Берне (1808-1810 гг. ) и П. Герена (1810-1811 гг. ) испытал влияние Гро. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819 г., Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822 г. ), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Одного из погибших волной смывает в море. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Это интриговало и притягивало взгляд.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Пусть даже и за свой счет. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Этим определялась направленность его поисков». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Он рвался в атаку.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
1817, Лувр, Париж). Лувр. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Этим определялась направленность его поисков»13.
Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Стокгольм, Нац. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812 г., Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814 г., Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Полотно отметил и сам Давид14. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Там картина вызвала большой интерес. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Картина не получила ни первой, ни второй премии. В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико удалось передать разные чувства своих героев — ужас, безмерное горе, радость и надежду на скорое избавление от страданий. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. чтобы умереть».
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Настроение самого Жерико было противоречивым. В этот период своего творчества художник пытается отточить свой стиль и стать самобытным творцом. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы».
музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.
Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски.
Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17. Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау».
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей. В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр). Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника.
Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Он посещает Лувр, где с 1808 размещается коллекция Боргезе, делает многочисленные копии (32, по утверждению Клемена) с работ самых разных художников (Тициана, Рубенса, Караваджо, Жувене, Ван Дейка, Прюдона, С. Розы).
Полотно отметил и сам Давид. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Много позже, в преддверии революции 1848 года историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848). Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Париж (1812-1816). Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Её похвалил М. -Б. После трех лет интенсивной и уединенной работы и вплоть до 1816 художника занимают этюды лошадей (в Версале) и военные темы, прямо отражающие события тех лет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Много копирует в Лувре.
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Благодаря этому романтическому, т. е. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Природа на полотне враждебна человеку. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819 гг., Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма.
Картина «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств), выставленная в Салоне 1812- первое произведение художника, обратившее на него внимание современников. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств). Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Гнет реакции заставил забыть, что наполеоновские войны давно уже перестали быть революционными и превратились в захватнические, антинародные. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Её похвалил М. -Б. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Ему не спастись.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Он исполняет портреты детей и своих друзей. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Я не знаю этой кисти. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.