В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Этим определялась направленность его поисков»13. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Работа хранится в Лувре, в Париже. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Много копирует в Лувре. Работа хранится в Лувре, в Париже. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). На ее губах можно заметить подобие улыбки. Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно«Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), — этот шедевр Жерико создавал целый год. Но не холодная парадность известных батальных полотен Гро, а острота жизненных наблюдений, эмоциональная насыщенность колорита, бурная динамика определили силу воздействия на зрителя первой самостоятельной картины Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Это интриговало и притягивало взгляд. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»).
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819 гг., Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Энгр. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В Риме художник проводит целый год. Её похвалил М. -Б. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры.
Но при этом Жерико упорно и много работает. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра.
Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт).
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая — падения с лошади. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Благодаря этому романтическому, т. е.
Необычно и смело ее построение. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико родился в Руане.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. «Резней на Хиосе» Делакруа продолжил начинания Жерико в области работы над большими общественно-значительными темами современности. Жерико болезненно переживал критику.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Вот почему его романтическое взволнованное искусство заключало глубокое чувство правды.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В 1816 – 1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817 г., Лувр). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806).
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Еще большее впечатление произвела на современников следующая картина Делакруа — «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явившаяся живым и горячим откликом художника на актуальные события того времени — героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей. Жерико привлекал талант Антуана Гро, бытописателя наполеоновских походов.
В 20-е гг. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Одна из центральных фигур искусства 19 в. —Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) становится убежденным и упорным вождем классицизма. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Там картина вызвала большой интерес.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Лицо модели обнаруживает и меланхолии.
Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Этим определялась направленность его поисков».
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Природа на полотне враждебна человеку. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико удалось передать разные чувства своих героев — ужас, безмерное горе, радость и надежду на скорое избавление от страданий. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Настроение самого Жерико было противоречивым. Несомненно лишь то, что перед нами идеальное портретное изображение художника-романтика. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Делакруа. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Полотно отметил и сам Давид. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Одного из погибших волной смывает в море. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Пусть даже и за свой счет. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Их творческие принципы находят яркое выражение в книгах «Расин и Шекспир», «История живописи в Италии» (1817) Стендаля, в предисловии к «Кромвелю» (1827) Гюго. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Он рвался в атаку. Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных.
Образы ее глубоко типичны. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности.
Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). В результате «Медуза» села на мель и затонула. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Жерико.
Полотно отметил и сам Давид14. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819 г., Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822 г. ), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Особое внимание уделяет он характеристике рук, всегда индивидуальных, написанных с подлинным блеском — портрет Ф. Ривьера (1805, Париж, Лувр).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Её похвалил М. -Б. Через какое-то время Жерико осознаёт, что принципы неоклассицизма не соответствуют его творческим устремлениям и противоречат его темпераменту. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Его литературное наследие, в частности его «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития, столь же живые и ценные, что и творческие работы Леонардо да Винчи, Дюрера или Крамского. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. 1817, Лувр, Париж).
Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. «Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812 г., Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814 г., Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и капиталистической действительности. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Учился у К. Берне (1808-1810 гг. ) и П. Герена (1810-1811 гг. ) испытал влияние Гро.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Больничная одежда свидетельствует то том, что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (1791—1824) основоположник революционного романтизма во французской живописи. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения27.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Гамма эта очень насыщенная, богатая, цвет превращает убогие больничные халаты, чепцы, колпаки в великолепные фрагменты живописи, а трактовка форм отличается материальностью и пластичностью.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.