Жерико был всецело поглощён работой, он оставил светскую жизнь, к нему заходили лишь несколько друзей. Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – "Офицер конных императорских егерей во время атаки", он представляет его и в Салоне того же года. Жерико в тот момент был Францией».
В Лондоне Жерико познакомился с английскими художниками. Вернувшись в 1822 году на родину, Жерико увлекся большими полотнами в духе художников эпохи Возрождения. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. Жерико был очарован грациозными скакунами, славился как отличный наездник и часто выбирался на долгие прогулки, останавливая свой выбор на самых норовистых жеребцах.
Вернувшись в Париж из Англии, Жерико много болел, его состояние усугубилось несколькими падениями во время верховых прогулок. Чувство глубокого уважения, которое всегда питал Жерико к людям труда, родилось именно в эти годы. Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания. Образ французского офицера появлялся во многих произведениях Жерико.
Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение. Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади.
Жизнь Жерико рано оборвалась (умер после падения с лошади), однако его творчество сыграло значительную роль в утверждении романтизма во французской живописи, оказав влияние на творчество Э. Делакруа и искусство художников-реалистов (Г. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета.
Вероятно, в эти годы Жерико выполняет своё гипсовое экорше «Лошадь», которое было широко известно среди современников. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Жерико был всецело поглощён работой, он оставил светскую жизнь, к нему заходили лишь несколько друзей.
Историк Мишле писал, что картина выражает мысли Жерико, его раздумья о судьбах Франции, человечества: «Это сама Франция. Внезапно Жерико в спешке покидает Рим — чем был вызван отъезд, осталось тайной. Ученик в течение недолгого времени Карла Верне (1808-1810), а потом Пьера Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие кРубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. В ноябре 1818 года Жерико уединился в своей мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить на светские вечера и развлечения и всецело отдался работе над огромным полотном (7 на 5 метров) — с утра до вечера, в течение восьми месяцев. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де СенМартен происходила из старого и богатого буржуазного рода.
Разочарованный тем, что его грандиозный замысел не был по достоинству оценен, Жерико в 1820 году уехал в Англию, где провел два года. В 1819 году полотно было выставлено в Салоне, но и тогда Жерико не перестал над ним работать и, считая, что в композиции отсутствует завершенность, добавил в правой части полотна фигуру погибшего, уносимого волнами в море. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена.
В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по-прежнему вокруг военной тематики. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Проведя год в Италии (1816-1817), художник Т. Жерико изучает античную живопись, знакомится с творчеством Микеланджело, Рафаэля, Энгра. Не забывал Жерико и о своей давней любви — лошадях.
Жерико присудили золотую медаль. В 1820 Жерико году уехал в Англию, где провел два года. Жерико прожил короткую жизнь: в возрасте 32 лет он погиб, упав с лошади. Вместе с тем, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них Безумный, Одержимый манией воровства. 26 января 1824 года Жерико умер.
В Жерико привлекают реализм, дар поэтизации действительности, широта его мужественного эпического стиля, страстная любовь к жизни, пронизывающий его творчество гуманизм. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются попрежнему вокруг военной тематики. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане. С подобным приемом, придающим картине патетичность, Жерико познакомился изучая творчество Ж. Л. Давида.
В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Таким же образом писал в своё время Давид, метод которого был знаком Жерико со времён ученичества у Герена. Близкие же к правительственным кругам представители искусства отнеслись к творению Жерико резко отрицательно.
Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение "Скачки в Эпсоме" (1821). Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. В 1812 году Жерико представляет в Салоне свою работу Офицер конных императорских егерей во время атаки. В 1808 году Жерико окончил лицей и стал учеником известного живописца Карла Верне, но вскоре оставил его мастерскую, недовольный методами обучения.
Жерико давал себе отчет в том, кого изображает, но не драматизировал состояние больных, а всего лишь констатировал очевидное. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – Офицер конных императорских егерей во время атаки, он представляет его и в Салоне того же года. Влияние работ Жерико на французскую живопись было большим и долговременным.
Холодный блеск шлема и кирасы, оранжевый на красной подкладке плащ, заставляющий вспомнить о Рубенсе, которого Жерико боготворил, весь блеск воинской амуниции, горделивый конь сообщают образу мужественную героичность. Вероятно, в эти годы Жерико выполняет своё гипсовое экорше «Лошадь», которое было широко известно среди современников. Чувство глубокого уважения, всегда питал Жерико к людям труда, родилось именно в эти годы. Работая над полотном, Жерико несколько раз менял его композицию.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Таким же образом писал в своё время Давид, метод которого был знаком Жерико со времён ученичества у Герена39.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Мастер смело использует цветовые контрасты: то тут, то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. У юноши две страсти: живопись и лошади. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Лувр. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
В Риме художник проводит целый год. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Очень тщательно художник изучает море, пишет множество этюдов, передающих море в момент волнения и шторма.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Существуют даже параллели в животном мире, как утверждает доктор Эткофф. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Этим определялась направленность его поисков». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Темное, мглистое небо, понуро опущенная голова коня с огромным печальным глазом дополняют мрачное впечатление. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Ему не спастись. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Много копирует в Лувре.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Этим определялась направленность его поисков»13.
Природа на полотне враждебна человеку. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Он работает долго, тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей их муки от жажды и голода, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи.
В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Гро. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Полотно отметил и сам Давид. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Техника литографии (греч. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Там картина вызвала большой интерес. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Позже эти две женщины стояли на обочине возле автомобиля с проколотой шиной. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Сорок тысяч лет назад, у людей были красные мелки из охры и они раскрашивали свои лица.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Доктор Эткофф, которая работает в медицинской школе в Гарварде, США, в своей книге «Естественный отбор: наука красоты» утверждает, что красивые люди «осыпаны звездными частицами с самого начала». Ее исследования показали, что как женщины, так и мужчины имели тенденцию быть более внимательными к симпатичной женщине, обращающейся за помощью, чем к менее привлекательной.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Герена. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. На более поздних стадиях жизни, полицейские, судьи и присяжные более снисходительны к хорошеньким женщинам и красивым мужчинам. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Это высказывание можно считать программой романтизма, обратившегося к передаче чувств, настроений. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В результате «Медуза» села на мель и затонула. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. На вооружении егеря имели карабины, к которым, спешиваясь, крепили штыки.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
lithos – камень, grapho – пишу, рисую) была изобретена около 1796 года немцем Алоизом Зенефельдером. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Но при этом Жерико упорно и много работает. Жерико болезненно переживал критику.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). С самого начала Теодор стремился к особой выразительности своих картин, которые иногда шли вразрез с установившимися правилами высокой живописи того времени. Одного из погибших волной смывает в море. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Давида и А. Ж. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Её похвалил М. -Б. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Для остальных — шансы равны». И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Как оказалось, вероятность первой получить помощь была гораздо больше у более симпатичной. Доктор Эткофф утверждает, что матери чаще разговаривают и играют с красивыми младенцами, а учителя считают, что привлекательные ученики «умнее и общительнее». Доктор Эткофф говорит, что, в то время как симпатичная внешность может облегчить жизнь, она не гарантирует счастье. «Красивые люди, возможно, немного счастливее, — говорит она. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. 1817, Лувр, Париж). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. «Мы смотрим на внешность, чтобы судить насколько нам подходит потенциальный партнер», говорит она. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Настроение самого Жерико было противоречивым. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Когда император останавливался, егеря должны были окружить его, образуя вокруг своего «сюзерена» так называемое «каре чести», защищавшее его от пуль и ядер. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Полотно отметил и сам Давид14. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ.
В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. чтобы умереть».
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Пусть даже и за свой счет. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Её похвалил М. -Б. Женщина с более приятной внешностью получала свою монету обратно в 87 процентов случаев. — Но не на столько, на сколько мы могли бы себе представить».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».