«прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников. Особый интерес представляет погребальный портрет Леонардо, баланс мужских и женских символов данного образа объясняет изменение внешности после смерти Леонардо, фактически это автопортрет «бессмертного Леонардо да Винчи». «прекрасная Ферроньера»— женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.
Полны мольбы его глаза. У нее голова, в которой «сошлись все концы света», а веки ее несколько утомлены. Существует предположение, что в «Джоконде» художник запечатлел свое душевное состояние, свою «идею», свое мировоззрение и мировосприятие. Единственное, что совпадает с рассказом Ломаццо, —улыбка. Самым ярким примером этого является Леонардо да Винчи.
Удивительная целеустремленность угадывается в пластике движений модели. Этот человек изображен кающимся. Она не красива и в то же время прекрасна.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. И это, самый большой комплимент (и наверное, единственный), который он делает великой картине. Рисунки дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. На черном фоне выделяется ее светло-голубое платье.
Они легли в результате объемными складками. Миссия Крестителя- это не откровение или пророчество, а интуиция. Вот Христос только что произнес: Один из вас предаст меня. Поза ее выглядит не вполне естественно. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. В этот период художник создает «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа») (ок.
Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне.
Атрибуция её Леонардо была сделана исследователями сразу и почти единодушно. Содержание его рисунков самое разнообразное. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке.
Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло4 как картина да Винчи изображающая некую герцогиню Мантуанскую (une Duchesse de Mantoue)5. Снизу фигура обрезана парапетом, что является традиционным для миланских портретов. К мягкости стремятся и краски. Чудесные, удивительно женственные руки замыкают фигуру.
Ла Белл Феррониер) 1490, Лувр, Париж Это может быть или не быть работой Леонардо. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. флоринов.
Это поясной портрет изображающий женщину, написанную в три четверти. Ученые начали сопоставлять документы, находя все новые несоответствия. Первые свои произведения Леонардо создавал темперой на досках, грунт был тонированный.
Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, «своим внучком», как она его называла». Они одновременно и достоверны и неправдоподобны. Но он сразу же опровергается тем, что картина, очевидно, была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим). «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви.
Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Бледное лицо Джиневры с узким разрезом глаз и широкими скулами выделяется контрастно на фоне природы – вечернего ландшафта. Его имя связано и с Леонардо, который работал на него (см. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Относительно немногие из его проектов были построены или осуществлены при его жизни, но некоторые из его более мелких изобретений, таких как автоматизированная моталка и машина для испытания прочности провода на разрыв, вошли в мир производства.
Ему удавалось соединять внешнее сходство с проникновением в душевный мир портретируемых. Голова покрыта тончайшей вуалью. Источник этого беспокойства в том, что «Джоконда» задает нам все новые и новые загадки. Она обладала многими талантами и друзья прозвали ее современной Сафо. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Для него началась пора беспокойных скитаний. Леонардо да Винчи писал конкретных людей, неповторимых в своей индивидуальности. Это облегчало труд рабочих. Приблизительно с 1476 по 1480 год он создаёт серию этюдов на эту тему.
Напротив, Мадонна Литта принадлежит уже к миланскому периоду, поскольку определённо содержит в себе ломбардские черты: внимание к реалистической передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Даже ее высокий, чуть сдавленный лоб, увеличенный почти полным отсутствием бровей (мода того времени), называют «лбом Леонардо да Винчи». Поза жестка, необычна для Леонардо и женщина более полная, чем обычно – в его портретах.
Единственное представление о ней дает этюд, сделанный столетием позже Рубенсом по сохранившемуся тогда картону и выгравированный Эделинком. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Именно тесное взаимодействие науки (в том виде, в котором она существовала в данном периоде) и искусства породило такой бурный прогресс в развитии человечества. В 1482г.
И наверное, в ту минуту был не менее счастлив, чем когда завершал очередное полотно. У порога стоят четыре фигуры, над ними небо. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Здесь след рисунка теряется.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Портрет Неизвестной (. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание.
И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. В конце XVIII века ее приобрел в Италии польский князь Адам Чарторыйский. Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки.
Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. Гармоничное слияние человеческой фигуры и панорамного природного ландшафта в портретной живописи является средством выражения философской идеи о том, что мир личности так же велик и разнообразен, как и мир природы.
Интерес к портретному жанру проявился уже в первый флорентийский период творчества Леонардо. Беатриче была хорошо образована, ее окружение составляли знаменитые деятели искусства эпохи Возрождения, такие как художник Леонардо да Винчи и скульптор Донато Браманте. Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452 – 1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств.
То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха. Выражение лица модели – сдержанное, но задумчивое, как бывает у тех, кто рано повзрослел, – как нельзя лучше подходило для иллюстрации одного из главных постулатов великого мастера: портрет должен отражать «движение ума». Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. Уделял он внимание и рукам.
Физический тип маленького Иисуса, светловолосого, кудрявого, с очень тонкой кожей, здесь тот же, который мы увидим в Мадонне в скалах и в Святой Анне с Марией и младенцем Христом. По внушительности рядом с нею можно лишь поставить разве только «Меланхолию» А. Дюрера. Затем наименование профессии превратилось в фамилию и возникла легенда, что женщину изображённую на ней, звали Ферроньера и она была любовницей французского короля Франциска I (1494—1547), который был знаменит, в частности, своей любвеобильностью. Все спуталось в дикий клубок. Создание «Тайной вечери» стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. «Последний (то есть Леонардо) показал его светлости (то есть кардиналу) три картины — одну изображающую некую флорентийскую даму, написанную с натуры по просьбе покойного Великолепного Джулиано де Медичи». В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Стрелы крана развертывались на 180 и перекрывали всю ширину канала. Одно время считалось, что на обоих этих портретах изображена одна и та же женщина, вот таким образом в левом верхнем углу «Дамы с горностаем» указано (c орфографическими ошибками) «LA BELE FERIONIERE / LEONARD DAWINCI». «Портрет Джиневры де Бенчи» (1473 – 1474) пронизан меланхоличным настроением.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Тела приобретают округлые формы. Белый зверек на руках женщины назван автором горностаем, хотя таковым не являлся.
История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Во всех своих начинаниях он был исследователем и первооткрывателем и это самым непосредственным образом сказалось на его искусстве.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Борются люди и кони. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515).
За спиной Моны Лизы – панорамный пейзаж, который не является просто фоном. Бледность лица Джиневры резко контрастирует с тёмной массой листвы у неё на спине. Картина пронизана меланхоличным настроением, написана в тёмных, сумеречных тонах. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Но почему перед нами встреча младенца Христа с младенцем Крестителем. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши.
Все мы знаем лицо и руки этой фигуры, сидящей на мраморной скамье, среди фантастических скал, словно в тусклом освещении морского дна. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
У Кемпа не оставалось никаких сомнений – это «работа Леонардо, написанная по особому случаю». Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.
Старейший источник, который сообщает о «Джоконде», точнее, о портрете женщины, с которым Леонардо не расстался, покидая Италию, — это дневник путешествия неаполитанца, кардинала Луиджи Арагонского, составленный его спутником и секретарем Антонио де Беатисом. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Это детали герба Бембо, поклонника Джиневры, что подчеркивает связь между ними (Бембо был послом во Флоренции).
Только Иуда психологически изолирован, хотя формально находится рядом с Иоанном и Петром. Она принесла ему значительное приданое в 14 тыс. Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато.
И, конечно, страх попасть под суд. Под датой 10 октября 1517 года в этом дневнике описывается посещение замка Клу в Амбуазе. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Они придавали жестам руки грациозное изящество, рисовали пальцы, сгибающиеся, как сучья дерева.
Леонардо открывает свою мастерскую. В Милане Леонардо да Винчи написал одну из самых известных своих работ в портретном жанре – «Даму с горностаем» (ок. Таким образом изображение на обороте портрета представляет собой сплетение геральдических растений двух влюблённых, что находится в русле ренессансной символики. Как часто бывает с произведениями, где фантазия достигает кульминационного пункта и здесь есть нечто, данное мастеру, но не изобретенное им.
Эта картина выставлена в Эрмитаже. На верность этой версии указывает изображение на обороте картины. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Глубоко таинственная и мрачная атмосфера, множество неявных символов и деталей и тут отличает стиль художника.
Исследователи жизни Леонардо все чаще пишут, что он отразил в «Джоконде» состояние собственной души в один из самых сложных моментов его жизни. Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель). В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически» – с учетом того, что эти различия заложены в самой природе. 1490, Национальная галерея Чарторыйских, Краков). Здесь «Даму с горностаем» и обнаружили после разгрома гитлеровской армии.
Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке изображена Джиневра дАмериго де Бенчи, флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века, платоническая возлюбленная венецианца Бернардо Бембо, который, скорее всего и заказал этот портрет художнику. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Можжевельник за спиной девушки обыгрывает её имя (по-итальянски можжевельник – "джинепро", ginepro).
У Леонардо все полно движения. В женском лице особенно поражает облагораживающая его геометризация контуров. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи.
Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.
Картина изумляет тщательностью проработки деталей и разнообразием выразительных поз и жестов персонажей — для работы над фреской Леонардо сделал множество зарисовок с натуры. долларов в пользу Ханов плюс значительных судебных издержек. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. В этом ему помог Паскаль Котт из парижской компании Lumiere Technology, который провел спектральное сканирование рисунка. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны – матери Марии. Возможно, экскаваторы были нужны для проекта отведения р. Арно.
Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). Как бы то ни было, ясно одно. Годы ее создания – 1490-1491. В Милане Леонардо начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. Работа не была закончена.
Портрет Джиневры – первый портрет Леонардо, он писан маслом по деревянной доске. Эффект ее кроткой и грациозной загадочности не нарушается грубым символизмом. Чудесные, мягкие, удивительно «женственные» руки. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Леонардо написал ее, уже покинув Италию. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
До него художники изображали неких абстрактных женщин идеал красоты своего времени. Ее не назовешь красавицей и в то же время она прекрасна. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Рентген показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. А «Джоконда» смотрит с тихим лукаво-сожалеющим торжеством, словно уверена заранее: вы не устоите перед ее обаянием ибо обязаны понять «возвышенную печаль или изысканную утонченность души». Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведен в сторону.
Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. обязаны природе слишком малым ибо только потому, что они имеют счастье носить одежду их можно отличить от стада животных». На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». «Мадонна в скалах» (1483 – 1484, Лувр, Париж и второй вариант) – знаменитая картина Леонардо написана в Милане. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый.
Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Повинуясь первому впечатлению, Мартин Кемп начал самостоятельное расследование. Двенадцать человек, двенадцать разных характеров, двенадцать различных реакций.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Нет более углов.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Женским образам Леонардо уделяет большое внимание.
Льюис Кэрролл однажды заметил, что есть вещи, которые «нельзя понять». Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени.
Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) – великий итальянский художник (художник, архитектор, скульптор) и ученый (естествоиспытатель, анатом) изобретатель, писатель. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
Кто же изображен на портрете в Лувре известном всему миру под названием «Джоконда». В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. Леонардо да Винчи был слишком художник, чтобы довольствоваться простой, лишь заполняющей линии красочностью.
Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
51 x 34 см, дерево, масло. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. Таким образом, «Дама с горностаем» является третьей картиной, упоминавшейся под именем «Прекрасная Ферроньера».
Он написал множество женских портретов, включая знаменитую «Мона Лизу» и только один мужской. Если верить Вазари, Леонардо писал Джоконду ориентировочно с 1502 по 1505 год. Многим англичанам, например, совсем необязательно видеть название картин Леонардо да Винчи на английском языке. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Она представлена в движении и улыбающейся, ребёнок же, старательно изучающий принесённый его матерью предмет, кажется серьёзным, сосредоточенным.
И в то же время изображенная на полотне дама очень грациозна и хрупка, это подчеркивают ее красивая гибкая шея изящная рука с длинными пальцами, нежно гладящая зверька. Позже, её заменила Лукреция Кривелли и она, как думают, является моделью этой картины. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Быть может, главное в этих образах – внутреннее состояние, глубокие душевные движения.
Судьба «Дамы с горностаем» довольно драматична. В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. Требовались доказательства того, что портрет написан при жизни да Винчи (14521519 годы) и что время и место его создания совпадали с деталями биографии художника. Таким образом, неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Конечно, название картин Леонардо да Винчи на английском языке звучит иначе, как и на итальянском, языке самого художника.
Ее взгляд проникает в вашу душу и сердце — и вас пленяет, захватывает. Другие же ошеломлены и не верят. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Чечилия сидит в свободной, естественной позе, ее спокойный взгляд ясных глаз пронизаны какой-то мягкой ласковостью.
В известном луврском портрете «Джоконды» нет ничего, что наводило бы на мысль об образе Весны. Прозрачные светло-серые тени придают картине завораживающую силу.
Один из самых известных исследователей итальянского Ренессанса Б. Бернсон писал о «Джоконде» следующее: «В ее выражении нет ничего, что не было бы гораздо удовлетворительнее передано в искусстве буддийском. Одной из непокоренных вершин портретного искусства эпохи Возрождения по праву можно считать «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Картина, как известно, не была окончена. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Несмотря на «придворную» жизнь, а скорее именно потому — великий художник любил и ценил свободу.
Родственное типам мастера, в частности, Мадонне Бенуа (гемма с кабошоном, которая скалывает платье Марии на груди) и Благовещению из Уффици, это произведение в своей изобразительной и экспрессивной новизне несёт печать зрелости. В качестве свидетелей было привлечено множество самых известных искусствоведов той эпохи. Пластически высечены контуры. Марии 16 лет, как в Писании. руб.
«Чтобы добиться признания, нужно время. Давно и полностью утрачено всё, что относится к пейзажу. Она ещё девочка и весело играет с ребёнком. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери.
Беатриче дЭсте (Beatrice dEste) одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I дЭсте. Эти три «Мадонны» веками вызывали больше всего споров. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Справедливо заключить, что в Джоконде художник воплотил приоритет интеллекта и искусства. Самое ошеломляющее – вы не понимаете: сопротивляться этому или радоваться. В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, — с темною ночью, навеки далекой от солнца, — с Беатриче». Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась остроумием.
Этот абсолют почти (почти, так как сам Леонардо полагал «Джоконду» незавершенной) удался. Саприцкий Э. Б. "Дама с горностаем" И вот опять полуулыбка Приходит к нам через века. «Джоконда» была в самом подлинном смысле шедевром Леонардо, откровением его образа мыслей и творчества. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения".
Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Загадочность «Джоконды» во многом разъясняется тем, что мастер, создавший этот притягательный образ, был не просто художником, а в первую очередь ученым, для которого живопись была одним из объектов его науки. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Через шесть лет тот же Ломаццо назовет Мону Лизу неаполитанкой. Он отшатнулся назад, тогда как все другие непроизвольно устремляются к Христу.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Покупал на рынке птиц, выпускал их из клетки на волю.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Почти все они отказались высказать свое мнение, в том числе и для этой статьи. В том же списке упоминается картина под названием «Belle Ferronnire», но оно относится к другому портрету, профильному, который в настоящий момент идентифицирован как портрет Бьянки Марии Сфорца.
Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». При этом автором была нарушена существовавшая в то время ренессансная традиция в изображении портретов. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело.
Супруги детей не имели. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401 – 1466), отца Лодовико Сфорца.
Они и так знают, что это за работа. У скромно одетой женщины изображенной на портрете, — спокойный, притягивающий взгляд, убегающая и вновь возникающая улыбка, голова покрыта тончайшей «вдовьей» вуалью. Предполагалось вырыть ров шириной 18м и длиной 6м. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Она печалится, но глубоко не страдает.
Рыжеватые волосы Чечилии гладко уложены и стянуты вуалью. Состоявшийся судебный процесс оказался весьма громким. Но он предвосхищает также психологическое решение. Главным доказательством такого определения личности модели является прочтение слова «горностай»: по-гречески название этого животного звучит как Gale, что соответствует фамилии придворной дамы – Галлерани. Эта поздняя французская надпись означает, что моделью была жена или дочь торговца скобяными изделиями— ferronnierа либо она, возможно, связана с налобным украшением женщины— фероньеркой.
Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Ее взгляд проникает прямо в вашу душу.
Позже появилась легенда имеющая привкус популярных в романтизм историй о мести простого человека монарху (ср. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Может быть, к этим «вещам относится и «Джоконда».
И все же Бернсон, может быть сам того не желая, высказал одну замечательно важную мысль: «Джоконда» соединила в себе Восток и Запад, язычество, христианство, буддизм в этом, наверное, ее абсолютная универсальность. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Размер совпал с точностью до миллиметра. Судорожное движение руки Иуды, его темный профиль выдает нечистую совесть.
Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Решительность и смелость натуры помогают показать такие черты лица, как плотно сжатые губы, заостренный подбородок, прямой нос. У Леонардо нет линии, есть только формы. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Чечилия Галлерани была одной из самых образованных дам Милана. Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. На обратной стороне доски Леонардо поместил эмблему с латинским девизом "Virtutem forma decora", "Форма украшает добродетель". Мадонна бережно поддерживает младенца, которого кормит грудью, обращенное к нему лицо озарено глубокой нежностью и любовью. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
Богородица ли она вообще. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. «Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. Он переписал драпировки на основании этих рисунков.
Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам. 1474–1476, Национальная галерея, Вашингтон). Никогда не изображал он отречение и муки. «Св. Фигура, столь странным образом, выросшая у воды, воплощает тысячелетнее желание людей.
Но этого было мало. Мария, юная, почти девочка играет с сыном, показывая ему цветок. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он.
Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Для гостей и участников аукциона «Кристи» в Нью-Йорке это было очередное хорошенькое личико, вставленное в раму, – только и всего. Образ Джиневры, определенно, скрывал тайну, душевные переживания.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. Вызывают все большее доверие и сеют все новые сомнения.
Быть может, это тот же ангел который принес Марии благую весть и его миссия на этом окончилась. Второй вариант «Мадонны в скалах», почти повторяющий первую картину, был написан так же в Милане в 1506-1508 г. г. Непроизвольно возникает сопоставление с достойными, но банальными героями семейных процессий в циклах фресок Доменико Гирландайо, близких по времени первым живописным опытам Леонардо, подчёркивая, сложность и глубину программы молодого Винчи. Между 1476 и 1478 г. г.
Судя по документам. В «Жизнеописании» точных дат нет. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. А тот задумчиво сжимает в руке символ будущих мук Христа – цветок, напоминающий крест.
1478). Портрет Джиневры де Бенчи, возможно, был написана 1473-1474 годах. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними.
Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. (находится в экспозиции Британской Национальной галереи, Лондон). Бернардо ди Бандидр Барончелло. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Леонардо увлекается научными изысканиями иногда обращаясь к живописи. Они создают впечатление совершающегося таинства.
Сплошным воплем о прощении является Иероним. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Даже самые важные гости композиции до странности невыразительны. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.
Некоторые из них превратились в картины, другие остались в набросках. Эта картина окутана тайной, которая становится все более непроницаемой. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка.
Художник отказался от сохранявшихся канонов в изображении Богоматери. Чулки черные».
Мадонна кормит младенца грудью. Её прическа и одежда – по флорентийской моде того времени, вместо традиционного красного платья и синего плаща (так она была одета и в более ранних работах самого Леонардо). Леонардо также интересовал рисунок волос. Но я уверен в том, что делаю», – говорит он.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Леонардо изобразил в ней и себя самого. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. «Мадонна Бенуа» во многом абсолютно утратила черты живописи Леонардо.
Это делает гипотезу тоже сомнительной. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del late (Млекопитательница), обогащая его внимательным наблюдением позы сосущего ребенка. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь художник ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). Мы постарались вкратце рассказать о них.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. Однако Кемп не опускает рук. Потом мы находим его на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, укрепляющего для него города Романьи.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Христос явлен на свет и теперь человеку надлежит возвестить об этом людям. Дама одета в платье терракотового цвета, написана на черном нейтральном фоне.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын).
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. На портрете женщина, сидящая в кресле, на фоне лунного, фантастического пейзажа. Леонардо полагал величайшим недостатком живописцев «делать большую часть лиц, похожей на их мастера».
Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что именно эту мысль и выражает легкая улыбка играющая на губах Джоконды, словно говорящая зрителю: «Все попытки человека познать мир и полностью понять его напрасны и тщетны». Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Он создаёт также самостоятельные женские портреты (вершина – знаменитая Джоконда).
Он написал небольшой по размерам «Портрет Джиневры де Бенчи» (ок. Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека», что есть идеал итальянского Ренессанса. Если даже допустить, что восторженный Вазари и исполненный смуты, тревоги и отвращения Бернсон писали о разных портретах (Вазари — о «Коломбине», хотя допустить это нелегко ввиду негениальности этой работы, а Бернсон — о картине в Лувре), то и тогда остаются в силе полярно противоположные суждения умных исследователей, рассматривающих одно и то же явление искусства и духовной жизни. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин.
Штриховка явно выполнялась левой рукой – а Леонардо, как известно, был левшой. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Теперь Добро и Зло не сидели за одним столом, как в «Тайной вечере», а были объединены в одном образе. То Леонардова рука. Он прожил там до 1499.
Книга Гарри Хана, мужа Андрэ, об этом событии— The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства. Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указывает, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины.
Каждый ищет сочувствия и отклика у соседа. В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. В 1495 г. Леонардо приступил к работе над «Тайной вечерей» (площадь 4, 5 8, 6 м). Многие исследователи полагают, что если «Джоконда»—не Джоконда, то это фаворитка Джулиано Медичи, вдова Пачифика ди Джованни Антонио Брандано, от которой Джулиано в 1511 году имел сына Ипполито, затем ставшего кардиналом.
Авторство Леонардо да Винчи этой картины уже давно подвергается сомнению и оспаривается. Когда ум уже сотворял замысел, он, по свидетельству Банделло, «от восхода солнца до темного вечера не выпускал из рук кисти». Ученый известен также как разносторонний ученый. Необыкновенный ум, сила воли, проницательность светятся в глазах женщины.
Именно вот таким образом они еще в пещере, хотя и на её пороге. Поставьте ее рядом с белыми греческими богинями или прекрасными женщинами древности и как бы их глубоко взволновала эта красота, в которую внедрилась душа, со всеми ее больными муками. У них все блестит и сверкает. Конечно, соблазнительно не расставаться никогда с восторженными и возвышенными суждениями Джорджо Вазари и отнестись к высказываниям Бернсона так же, как он сам отнесся к «Джоконде», как к несуразности, как к кошмару.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. О том, насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, свидетельствуют его многочисленные рисунки. Леонардо покинул город.
Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Абсолютно бесспорно, что Уолтер Патер и Волынский имели в виду «Джоконду» Лувра, не менее бесспорно, что Бернсон и Мережковский имели в виду тоже именно ее. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Ясное и неясное. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Все версии о «Джоконде» заключают в себе нечто в одинаковой степени убедительное и неубедительное. Вот что писал о «Джоконде» почти современник Леонардо, уже известный нам Джорджо Вазари: «Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописцу.
И вот настал решающий момент: ученые вложили копию портрета Бьянки в раскрытый альбом. И не только лица. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности.
Самое место для портрета. Но это была грация элегическая. Почему ангел указует перстом на Крестителя.
До Лукреции сердце герцога было пленено Чечилией Галлерани, которую Леонардо изобразил на картине «Дама с горностаем». Что касается картин, то «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» пребывают в столь плачевном состоянии, что только детали могут свидетельствовать о том, что это его работы.
Мы испытываем все усиливающееся — из столетия в столетие — беспокойство. Из всех старых картин эта картина, пожалуй, меньше всего потеряла от времени. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона.
«Шапочка каштанового цвета. Позднее страницу с портретом вырезали – возможно, когда листы заново переплетали в XVII или XVIII веке. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Глазу даны одни лишь формы. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Если Анна смотрит с величавой радостью, то Мария – с нежностью и состраданием, как будто предчувствуя трагическую гибель своего сына. Но Франк, фашистский генерал-губернатор Польши, приказал переправить полотно в Краков, где находилась его личная резиденция. Этот образ нельзя охарактеризовать однозначно: в нем отражается дуализм человеческой души.
Все тело отражает данное душевное движение. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. А трудиться он умел. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом.
Это тонкий намек на имя девушки. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. выше). Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косоглазая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой.
Этого Кемп не знал. Филиппино Липпи передал ему исполнение данного ему сервитами Санта Аннунциаты заказа написать образ святой Анны, а совет пригласил его участвовать вместе с Микеланджело в украшении палаццо Веккьо. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали (ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо. Получив грант Национального географического общества, Кемп и Котт поспешили в Варшаву. Именно эта картина является первым обладателем имени «Прекрасная Ферроньера».
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Об оттенках они не заботились. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Ключ к тайне стоит поискать в Национальной библиотеке Польши в Варшаве, где хранится фолиант под названием «Сфорциада». Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо и в ряде других мест.
Анна с Марией и младенцем Христом» (1500 – 1510) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему. Известно только, что в какой-то момент его приобрел итальянский реставратор, вдова которого и выставила лот на аукционе «Кристи». Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте».
Леонардо как бы прерывается на полуслове взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит кому покажется мало, пусть прибавит».