Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В Государственном Эрмитаже находится еще одна вариация этого мотива – пастель Дега «За туалетом» (1889, бывшее собрание И. С. Остроухова), где модель показана сидящей в халате за туалетным столиком: в одной руке гребень, другой она придерживает роскошную шевелюру.
Impression — впечатление. Он мог скривить перспективу, обращая внимание на пол. Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров». В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Каждый глядит в свою далекую пустоту, не замечая другого.
Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Для этой цели был построен роскошный зал «Fayedeladance», где юные балерины могли встретиться с любителями оперы. На склонах гор до высоты 3500 м — леса из древовидных можжевельников, подокарпусов, дикой оливы на высоте около 3000 м — леса с «куссо» (хагения абиссинская) на высоте свыше 3000 м в горах и на высоких плато — заросли древовидных вересков и высокогорные тропические степи. Герои произведений Дега– его современники, обитатели Парижа (балерины, жокеи, модистки, прачки, посетители кафе).
Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872 – 1873). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. «Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Что не мешало ему отдавать должное «затворнику» Тулуз-Лотреку и немыслимому вне пейзажа Полю Гогену. Этот момент преображения Дега и запечатлел в «Голубых танцовщицах». С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Часто он рисовал не на полотне, а на картоне использовал разную технику в рамках одной картины. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета.
«Прима-балерина на сцене», «Певица в кафе-шантане» обе– 1878 «Танцовщицы на репетиции», ок. В 1870 – 1871 принимал участие в обороне Парижа от пруссаков, тогда же простудился, после чего началось ухудшение зрения, приведшее к концу жизни художника к почти полной слепоте. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. В отличие от Пюви дё Шаванна, который частенько приглашал своих натурщиц полюбоваться его петушком. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». Некоторое время (1853) учился на юридическом факультете Парижского университета, с 1854 начал посещать мастерскую художника Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Это забавное и невинное извращение было хорошо известно девочкам из закрытых домов. Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды». Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука — точностью (островидец — так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Это было сказано парадоксально и резко, но, несомненно искренне. На выставки целыми отрядами водили солдат, заразившихся ЗППП. Его произведения ничего не воспевают. Она носит балетные туфли, смоделирован эффект складок на чулках, пачка настоящая, корсаж покрыт желтым воском.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Много и плодотворно рисует, работает над портретом — это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Родился в состоятельной и культурной семье парижского банкира де Га.
Или это всего лишь мое предубеждение. Оно – в бурности фактуры всего полотна в Гладильщицах. Скульптура Дега сделала видимым то, о чем зрителям не нравилось думать. Одна из поздних работ Дега, одна из последних в его прославленном цикле балетных сцен.
Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок. Потогонная система – это плохо. Остальные выполнены пастелью. Он усилился при переходе от капитализма к империализму.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Там очень нехорошая обстановка.
Э. Дега «Абсент» (1876). Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. Дега рисовал эти позиции, когда наблюдал за занятиями балетного класса. 1881г. ).
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Вот так с одной стороны царило искусство, с другой – проституция. В 1855—1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. 1876—1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. Заключает выставку напоминающая «Маленькую танцовщицу» приятная бронзовая фигура девушки с сигареткой у белой стены работы Райана Гандера.
Есть такая абстракция как пульс окружающей жизни.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции. Вопреки желанию родителей, посвятил себя живописи. Однако импрессионистом Дега не был.
1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. —женщина подтирается, снова иснова». «Постылое рисуют все»«Постылое рисуют все»Отсылка кстрочке из«Баллады Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, которая впереводеВ. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Дега начинает с рисунка, он рисует её в 17 видах. галерея). Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Критики вопрошали: «почему она так уродлива.
Вот таким образом, кстати, он не любил пейзажа. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845—1852). В 1855–56гг. Дега много работал в технике пастели.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Заметьте, это была жалоба. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. Осадков 1000—1500 мм в год. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Он умер в 1917 году, но как художник — гораздо раньше, пораженный почти полной слепотой.
В ученицы принимались девочки с пяти лет. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866—1868, Париж, частное собрание). Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». «Праздник хозяйки» (шедевр, по мнению Пикассо) показывает нам с мягкой иронией, оттененной своего рода симпатией, скопление обнаженных женщин, которые ласкают матушку-сводню, черную застывшую массу, установленную, словно идол, посреди салона.
Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Он жил один.
Более того, поведение в одном сегменте общества оказывало влияние на другие сегменты». Некоторые выставки он помогал организовывать.
Одни говорили о «революции в скульптуре», другие — об «идеальном уродстве». В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Посмотрите на этих балерин, когда они покидают сцену. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Эдгар Дега — удивительная и чем-то загадочная фигура во французском изобразительном искусстве, за которой закрепилось случайно оброненное одним критиком название «импрессионист»., Эдгар (Degas, Edgar) 1834, Париж — 1917, Париж. Эти портреты были выставлены в 1871 году рядом с «танцовщицей».
В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. – Имеет. Его произведения ничего не воспевают. (Кстати, она включала только одну картину, где женщина прикладывает губку ксвоему колену видимо именно наней базируется убеждение Полина, что все женщины Дега «подтираются» втуалетном смысле. ) Работы навыставке служили примером того, как великий стареющий художник творит награнице между Правдой Жизни иПравдой Искусства, постоянно расширяя возможности формы, цвета, техники.
Немало иностранных граждан из стран Европы, Азии и Америки прилетали сюда частными рейсами всего на один день, чтобы увидеть эту экспозицию. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).
Их клиентами были богатые мужчины, посещавшие оперу. Одна из них открывает бутылку шампанского, которую она сжимает между своих бедер. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы. Однако античность увидена здесь сквозь призму современности. С одной стороны. Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют. учился в Школе изящных искусств в Париже, копировал работы прославленных европейских мастеров (Рафаэля, Энгра и др. ), в картинах которых его привлекало совершенство рисунка.
В долинах Д. — луга на темноцветных горно-луговых почвах. Есть лишь волосы (а нам уже известно, как Дега их любил) и это единственное, что достойно в женщине. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок.
Художник метко подмечал характерные жесты и позы. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Так, например, в картине Le Camps de courses (На скачках, 1876 г. ) видно, как на утреннем морозном воздухе вырывается белый плюмаж пара изо рта лошади затем вы замечаете, что пар перекликается с дымом от паровоза вдали. А ведь он родился в 1834 году, при Луи-Филиппе. Мне нравится эта суровость». Видите, что происходит с ними на отдыхе, когда они больше не контролируют себя. Но. Учился живописи в Школе изящных искусств (1855 – 1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Дега, разумеется, понимал противоречивую двойственность своих стремлений и шире — разлад разума и чувства в самом себе.
Холст, масло. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Он также был известен как способный мимический актёр. Вы почувствовали обман, какой паровоз может быть на картине Дега.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Он жил один. С Дега такого случиться не могло, он мастер до кончиков ногтей.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник.
Всёсмешалось в этом храме великой оперы, где располагалась и балетная школа. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). он обратился к скульптуре. Дега пишет портреты людей, которых он хорошо знает он не тщеславен — писать знаменитостей у него нет желания, не привлекают его ни эпохальные события, ни литературные персонажи. Позировала Дега средняя из сестер – Мари ванн Гётем (Marievan Goethem), в 1879 году Марии исполнилось 14 лет, вероятно тогда Дега начал работать над скульптурой. Четыре часа (итакие «четыре часа» повторялись много раз): работы Дега полны мгновений, вкоторых волосы оказываются «видны».
Это — униформа их профессии, описанная в литературе того времени. 1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. А. С. Пушкина). Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Это удачное напоминание о том, что Дега был острослов и шармёр прежде, чем он превратился в «cranky old buzzer», не в последнюю очередь потому, что в самом его искусстве присутствует остроумие и шарм, равно как серьёзность и стойкая напряжённость.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. В такой же позе – только с иной точки зрения, сбоку и сидящей в тазу – эта или очень похожая на нее модель запечатлена в пастели «Женщина в тазу» (1884, частное собрание).
Дега, наверное, самый совершенный среди современных ему художников. Мне вспомнилась парочка в бистро. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов («Семейство Беллелли», около 1858—60, Музей импрессионизма, Париж). degas) Эдгар (1834, Париж– 1917, там же), французский художник, график, скульптор участник выставок импрессионистов. 1880, Лондон, Нац. Выставка Фитцуильям избрала принцип, который пурист или брюзга назвал бы беспорядочным. Восход оолнца. До этого Дега не занимался скульптурой, это был для него самый амбициозный план.
Ту же тему вычитываю я в картине Э. Дега «Абсент». Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. 1858—1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, но театральный танец современной академии.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». В дипломатических кругах говорили: из-за этих самых «Неведомых шедевров». 92 х 68 см. Так появились его ранние произведения. Почему её лоб и её губы уже отмечены явной порочностью. » Говорили, что она похожа на чудовище, на «цветок трущоб».
Это была не развращенность, а самозащита. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Прерывистая и подвижная, она сама воплощает биение жизни.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Да был ли он настоящим импрессионистом.
Вульгарным органом. Мать зарабатывала стиркой, а отец был портным. Оба эти типа представляют собой создание одержимого, который борется с самим собой. Основой процветания города была торговля хлопком. Это название «прилипло» к художникам, как маска к лицу, когда Клод Моне назвал так свою картину — «Впечатление.
Каждый зал выставки имеет свою микротему. Д. показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе», монотипия, пастель, 1877, «Гладильщицы», около 1884, оба произведения — в Музее импрессионизма) он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека их пластическую красоту. Поза или жест кочуют изугля впастель, вмасло, вскульптуру (роль скульптур— отлитых только после смерти Дега— приятно загадочна: самодостаточныли они или имели подсобную функцию или, может быть, они— продолжение картин или все вместе. ). И эти надежды оправдались. Этих балетных девочек называли «крысятами». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Испытал влияние Ж. О. Д.
с Импрессионизмом. Люди вместе, но они одиноки и разобщены. Дар наблюдения, точность и зоркость взгляда у Э. Дега были его отличительными чертами. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
Большинство женщин легкого поведения были или блондинками или рыжими. Но вот когда уже пройден тяжкий искус обучения и репетиции, какой-то чудный восторг, мгновение внезапной и блистательной гармонии овладевает балеринами и что-то похожее на преображение вдруг возникает перед глазами. Клуэ. Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года.
«Fayedeladance» был в своём роде мужским клубом, куда могли входить только мужчины и балерины, наилучшим вариантомдля которых было найти себе богатых покровителей. Иногда театр для него — это феерия, волшебство (Звезда, ок. В условиях «визуального поворота» в современном искусствознании изображения тела рассматриваются с той же целью.
«Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Самая дорогая импрессионистическая вещь на Sothebys — это «Руанский собор в тумане» Клода Моне (эстимейт 16-22 млн).
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Если его современники усматривали уродство в его искусстве (как это случается по сей день), мы можем теперь убедиться в его правдивости и, более того, в суровой нежности его апостольского глаза. Вдоказательство Рафаэлли приводит слова одной изнатурщиц Дега: «Странный господин: целых четыре часа сеанса потратил нато, чтобы расчесать мне волосы». Иполлит Тен называл танцклассы «рынком женской плоти» и Дега передает именно этот аспект закулисной жизни.
«Месье Ренуар, — с нажимом ответил Дега, — может писать где хочет». Под «правдой» он подразумевал буквальность. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Дега никогда не писал на природе, лишь в интерьере, любил искусственное освещение мастерской.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Дега четыре часа расчесывал волосы модели. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Творческий гнев, ярость против уходящего времени, уходящего света (наДега наступала слепота), когда столько еще можно былобы увидеть, так много форм проверить напрочность.
Дега презирал тех, кто гонится за почестями и наградами. В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. «Из всех причин проституции, – писал в 1857 году Паран-Дюшатле по итогам проведенного им исследования, – определяющими являются отсутствие работы и нищета – неизбежное следствие мизерной оплаты труда».
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Возможно, отчаянные кокетки действительно ненавидели его полотна возможно, тенатурщицы, накоторых онкричал (носкоторыми также проявлял «невероятное терпение»), чувствовали, что заработали свой хлеб впоте лица. Они дарят ей цветы, чем-то напоминающие букет невесты.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. Серия монотипий известная под названием «Сцены в закрытых домах», состоит из пятидесяти листов. Интимно, неформально— обнаженные волосы. Он возводил это в принцип.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить.
Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму. Он берет скульптуру стоящей женщины из коллекции Лувра и говорит, что она сексуальна, что она немного похожа на животное. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Когда речь идёт о большом и разностороннем мастере, то порой бывает трудно разграничить все его произведения по жанрам.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн. 1895г. «Странный господин» был внимательным наблюдателем, аволосы— непростая материя.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Картины темные по колориту, суховаты по форме. К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. 1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Это признано совершенным воплощением отчужденности. Самая удивительная идея Дега была одеть скульптуру в настоящую одежду.
Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое. Но он есть, точно так же, как вдали от скачущих наездников в Course de gentelmen (1862), виден дым из заводских труб, в духе Сёра. Дега был уверен, что «литература только навредила искусству». Это произошло в 1874 году.
«Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти и вы станете хорошим художником». Разве выбудете снова иснова через силу изображать то, что презираете инелюбите. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Так, например, юный повествователь из романа «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, который потребовал Рахиль у хозяйки борделя, услышал в ответ, что она сейчас обслуживает парикмахера, старого господина, который поливает головы женщин маслом и затем делает им прическу, но не более того. Вот оно и выражено. 1897 – 1899, Москва, Гос. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Он нарисовал им низкие лбы, тяжелые челюсти, тяжелые веки. Э. Дега. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В конце выставки нас ослепляет взрыв красок одной из величайших картин Говарда Ходжкина «После Дега».
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Они даже не ведают о них. Клиент в виде человека в черном тоже появляется на монотипиях, однако это бывает редко.
Друг Дега Эдмон Дюранти (Edmond Duranty)– журналист и критик, описывает статуи древнего Египта как поразительно современные. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному.
1886, Париж, Музей Орсэ). На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. верхний «холодный» высотный пояс Эфиопского нагорья с высоты 2400 м до 4620 м (г.
И с самого начала о «Танцовщице» судили по её окружению. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы», пастель, Музей изобразительных искусств им. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира.
1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Эту популярную практику запечатлел бельгийский художник-символист Фелисьен Ропс (Felicien Rops) в своей картине «Урок гигиены» (TheHygiene Lesson), на которой изображены офицер и рядовой, рассматривающие восковую модель женщины, больной сифилисом. Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Иоганн Блох – немецкий врач, венеролог и сексолог, один из основателей сексологии пишет:«С половины XVIII столетия Парижсделалсявысшейшколойрафинированнойхореографическойпроституции, которая отсюда перешла во многие другие столичные и провинциальные города Западной Европы: Лондон, Берлин, Гамбург, Вену То же мы видим в Будапеште, Петербурге».
Выставка, которая спровоцировала это злобное шипение, представляла поздние работы Дега. Кроме того, в среднем оба эти ремесла дают больший доход, чем многие другие. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
В семье было три дочери, все они стали балеринами в опере. Ренуар, Моне. Дега — художник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и не участник, скорее — действенный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин и друг горожан».
1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Еще в юности он как-то записал для себя: «Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж. Тем не менее, человек широких взглядов может найти её познавательной и «центробежной».
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Дега был так давно и так недавно. Эдмон деГонкур (укоторого были свои саркастические соображения поповоду Дега, как ипоповоду всех остальных) пересказывает эти обвинения вдневнике идобавляет вподтверждение историю, рассказанную писателем Леоном Энником: утого одно время была любовница, чья сестра была любовницей Дега. Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.
Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации. 1879г. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Большинство почитателей таланта Дега были сбиты с толку этими монотипами. В 1873году художник вернулся в Париж.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Откройте для себя, как в скульптуре «Маленькой четырнадцати летней танцовщицы» с ее порочным лицом едва созревшей девочки, уже ставшей жертвой продажной любви, отвратительную сторону Эроса. Девочки изображены в одиночестве, в позе отдыха, с задранными вверх ногами. Танцовщица постоянно балансирует между предельным реалистичным и странным искусственным. День был дождливый, а они сумели его использовать с толком – для такого благородного дела, как приобщение к искусству, да к таким произведениям, каких человечество не видело последние полсотни лет, а россияне (и эсэнгэшцы), большинство, может и не увидят больше (если картины – это военные трофеи – будут возвращены). Дега естественно вливается в национальную традицию, оставаясь при этом современным и творчески независимым.
Он — властитель безграничного пространства и король умеренности. Пустяковое замечание великого художника. Каждая ученица балетной школы должна была отрабатывать пять основных балетных позиций.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. музей изобразительных искусств им. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Согласия», около 1875 «Абсент», 1876, Музей импрессионизма). Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Необязательно: эта особенность могла сделать его еще более внимательным наблюдателем.
Впрочем. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Япоказываю ихвне кокетства». Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Энник однажды признался Эдмону де Гонкуру, что у него и Дега были две любовницы, сестры и что любовница Дега постоянно жаловалась на половое бессилие художника.
Не так просто бывает, по видимому, выразить благодарность своему учителю. Энгра, усилившее пристрастие Д. к линейной основе живописной формы. Современное женское тело изображенное винтимный момент наблюдателем-мужчиной.
«Женское тело стало текстом, который может быть прочитан как культурологическое утверждение о гендерно-властных отношениях. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Летописец парижских окраин Жан Франсуа Рафаэлли (1850–1924) заявил в1894 году, что Дега как художник «пытается принизить тайные формы Женщины» ичто он«явно нелюбит женщин».
Танцовщицы, как и шлюхи, во время отдыха становятся похожими на бесформенный рогатый скот. После своей сдержанной юности («Я, как и все молодые люди, страдал, но я никогда не распутничал», — признается он в конце своей жизни) Дега впал в своего рода сексуальную инерцию из которой так и не смог выйти.
В то время как для Утамаро распущенные волосы оставались редким мотивом (волосы его дам почти всегда уложены в тугую поэтажную конструкцию), Дега, наоборот, предпочитал представлять своих персонажей с распущенными волосами. Хюттингер).
Ему удавалось быть одновременно последователем Энгра и Делакруа, тем самым решая исход векового спора между линией и цветом, будучи «преданным цвету и линии», по его словам. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Грубейшая ошибка.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Эдгар Дега, сын своего времени, ничего не утратил в иной эпохе.
Можно быть почти уверенным, что в этом темном деле более прав был Мане. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Отчасти по этой причине с 1880-х гг. «Ты знаешь, как позируют у Дега. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Ввиду сурового климата земледелие не поднимается выше 2800 м (выращивается злак тефф). 1897—1899, Москва, Гос. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
Убогая ворожба зрелища, не способная заворожить сколько-нибудь настороженный, сколько-нибудь проницательный ум, вызывает у него почти ощутимую гримасу отвращения. Необычное для художника обилие обнаженной мужской натуры наблюдается на картине «Три возраста мужчины», написанной в 1942 году ее эстимейт 2-3 млн. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». В его эпоху новая наука антропология изучала человеческие черепа, чтобы определить на какой стадии развития находятся люди. Низкий лоб считался наиболее примитивным и именно так критики расценивали «Танцовщицу» Дега – её называли «Обезьянкой». В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Э. Дега «Мытьё» (1886). О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу». Конечно, эти слова нуждаются внемедленном пояснении (когда онработал, онне«любил женщин», аписал картины и, несомненно именно картины занимали все его мысли), новостальном все именнотак. Дебютировал в Салоне 1865 года. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Такие сценки полны неожиданности, в них очарование естественности, нередко они балансируют на грани гротеска. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Дега говорил: «Каждый видит то, что хочет видеть.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.
Бернд Гров пишет: «Дега рассказывает о труде, который надо затратить во имя видимой непринужденности, он рассказывает о нудной изматывающей рутине подготовки танцовщиц», «В его искусстве отображен мир, в котором объединено мимолетное и стабильное, видимость и правда, вымысел и нешуточная трезвость взгляда, которые нельзя разделить. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Все они изображены в позе ожидания. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Покартинам этого невидно иясказал себе: наверное, надо восхищаться ихкрасотой. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Смотрите, как они роняют маску соблазнительности. Сама комната бедная, без какой-либо облицовки стены просто выкрашены светлой охрой. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны.
Главное занятие населения — животноводство (зебу, овцы, козы). «Жокеи под дождем», ок. Большинство из них выполнены черными чернилами и лишь некоторые оттенены пастелью.
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. А. С. Пушкина, Москва). Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Великие художники часто навлекают насебя низкие подозрения низкие, нопоучительные. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Все, что я делаю, есть результат размышления и изучения старых мастеров. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе).
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Но (итут Правда Жизни переходит вПравду Искусства) волосы еще ипокладисты, метафоричны, готовы принять абстрактную форму. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Она возвышается словно массивная темная пирамида. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В то время преступников рассматривали как пережиток более ранней эпохи, когда человеческий вид был более примитивным и атавистические черты видели в так называемом «лице преступника». В своей книге The Spectacular Body («Показательное тело») профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen)пишет: «Отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ванн Гётем». И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
1869—1872, Бостон, Музей изящных искусств). Клуэ. «Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Это были мужчины игравшие важную роль в политической и экономической жизни страны.
Это обман и этот обман лежит в основе искусства». Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Экипаж на скачках (ок.
Почувствуйте этот кислый запах пота. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. В 1854—59 подолгу жил в Италии изучал искусство итальянского Кватроченто. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. А может и не очень благополучны, но хотелось отвлечься. Копировать, чтобы, переосмысляя, встраивая вдругой контекст использовать повторно. Это непростая область: мывсе привносим внее свои предубеждения.
Ивот эта его «свояченица» якобы жаловалась, что Дега «неоснащен для любви». В середине 1880-х гг. Ломброзо пытался доказать, что проститутка – отдельный вид человека.
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо, который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). «Четырнадцатилетняя танцовщица» Дега – реальный подросток из бедной семьи, в записной книжке художника есть запись адреса, где жила её семья: «ванн Гётем бульвар Клиши». Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Вполне можно допустить, что выражено подсознательно. Это происходит уже в середине 80-х подов — начинается время, когда появляются не только разногласия внутри самого движения, но и приходят новые веяния с Ван 1огом, Гогеном, Дега (который импрессионистом себя никогда не считал).
Нечто подобное произошло и с Мари ванн Гётем, он делает более низким лоб, уплощает макушку, увеличивает челюсть, выдвигая «морду» вперед («морда» — выражение которое использовали тогдашние критики). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Мы видим глубокие корни социального зла, где нет виноватых, где все жертвы. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло Дега свободно использовать для основания бумагу, эластичную и податливую, которую во время работы над композицией можно было добавлять или убирать.
Он поставил свою танцовщицу в четвертую позицию. Душа его искусства — линия, острый, подчас гротескный рисунок. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. считая, что на воздухе художнику не следует писать. Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882). Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Наметившийся у Д. в конце 1860-х гг. 1879, Нью-Йорк, собрание Фрик) иногда взволнованность перед выходом на сцену (Голубые танцовщицы, ок. Как правило, нет. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
В 1881 году Эдгар Дега, ранее никогда не выставлявший скульптуру, продемонстрировал своё новое творение«Четырнадцатилетняя танцовщица». Эдгар Дега начинает использовать пастель. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Дега предвосхитил многие открытия художников XX века, считавших, что контекст, в рамках которого зритель воспринимает произведение искусства, является его составным элементом. Мало того, что танцовщица Дега вероятно занимается проституцией, художник поместил её в весьма сомнительное окружение. У балерин была репутация проституток. Во всяком случае, люди готовы были переживать удовольствие от красоты. Разгневанные критики предлагали отправить скульптуру в новый парижский медицинский музей – Музей Дюпюитрен (Muse Dupuytren) где в стеклянных витринах были выставлены восковые муляжи пораженных болезнями органов. музей изобразительных искусств им.
Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. 1880—1890, Париж, музей Орсе). Цветы на картине кажутся сделанными из жести, настолько они твердые и угловатые.
И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. Напресс-показе вНациональной галерее ястолкнулся сдиректором музея, который сказал, что, поего мнению, эти картины изображают «увядание плоти» втовремя как, помоему ощущению, Дега изображал плоть всамом расцвете. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. «Танцовщица» Дега была и древней и современной – Гюисманс видел в «Танцовщице» будущее искусства: «В первой своей попытке Дега перевернул традиции скульптуры с ног на голову, с её раскрашенной головой и высоко задранным подбородком, с её худым лицом, постаревшим раньше времени, с её руками, сцепленными за спиной – эта маленькая статуя является первым подлинно современным произведением скульптуры, которая мне известна».
Она пришла к нему довольно поздно, под сорок лет. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). 1881г. Цветовые пятна, то нежные и матовые, то сверкающие и насыщенные, оттеняются рисунком отдельных линий, с помощью которых художник ставит необходимые акценты («Проездка скаковых лошадей», ок. Французский художник, график, скульптор. «Таз», 1886 «Женщина, расчесывающая волосы», ок.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. В конце 1880-х — начале 1910-х гг. Кто повсюду говорит о себе как о «художнике», возможно, прославится, но какой толк от славы, если она не служит искусству. Дега жил на Монмартре, где бедность соседствовала с богатством. Автопортрет (1854-1855).
Копирует в Лувре работы старых мастеров, боготворит Энгра. Это настоящие женщины, делающие тяжелую физическую работу: они потеют ижалуются, уних рвутся сухожилия, кровоточат пальцы ног нодаже всостоянии передышки после изнурительного труда (напряженная спина, руки наталии, поза «когда уже день закончится») они излучают мощную жизненную силу. Однако ж, вы сами можете оспорить, — а лично я утверждаю, — прямо противоположное: что все картины Дега никоим образом не портреты (к огорчению Полин), что женщины, на них изображённые, не страдают от мужских взглядов.
Конечно, он изображал мимолетности бытия, останавливал мгновения, но делал это совсем иным способом, чем его друзья и сподвижники, «праведные» импрессионисты: Мане, Писарро. Однажды он язвительно бросил Уистлеру: «Друг мой, вы держитесь так, будто начисто лишены всякого таланта». Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Напряжённый характер обретают произведения Д. 1880—90-х гг. Яков Тугенхольд писал о Дега: «Он выдавал отрицательные образы за положительные и таким образом заставлял увидеть отрицательное, которое люди не замечали». Теодор Адорно в своей работе «Эстетическая теория» заметил, что с приходом символизма интерес и воспевание проститутки в искусстве начался примерно с Уильяма Блейка, переходя наивысшей точкой в «Цветах зла» Бодлера. 1880 – 1890, Париж, музей Орсе).
В природе, казалось ему, время затухает в надежной неизменности неба, воды, рассветов и закатов, лесов и полей. Портреты преступников свидетельствуют о том, что Дега интересовался наукой.
«А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. Рас-Дашан). Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). На индивидуальном уровне могли наслаиваться несовместимые убеждения.
В 1855—56 учился в Школе изящных искусств в Париже. На этих монотипиях никаких следов клиента нет. Некоторые люди говорили о глубокой развращенности Дега. Черепа ниже нормы, а нижняя челюсть слишком большая.
Сын банкира. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Может, тот факт, что Дега был «неоснащен для любви» (если это правда как нистранно, недавно всплыло свидетельство, которое этому противоречит: онпокупал презервативы), превратил его вженоненавистника. Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882).
Балет Дега – классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. А Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» пишет: «В действительности в том обществе, где наличествуют нищета и безработица, каждая профессия тотчас приобретает своих служителей пока будет необходимость в полиции и проституции, будут и полицейские и проститутки. Произведения Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. То есть, далеко не всё.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. В 1870– 71гг. Топорова звучит так: «Любимых убивают все».
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Чаще всего его присутствие только подразумевается, как, например, на эстампе под названием «Ожидание», на котором можно видеть четырех обнаженных улыбающихся девушек, сидящих с краю канапе их ноги слегка раздвинуты, а одна из них пальцем подзывает кого-то, кто находится за пределами видимости. Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874 – 1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. Чтобы стать настоящим большим художником, не обязательно знать жизнь во всех ее аспектах, надо знать глубоко, до дна, хоть какую-то ее частицу. Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. А. С. Пушкина). Средние месячные температуры для г. Аддис-Абебы (2400 м над уровнем моря) от 13, 9С до17, 8С. Они работали с натуры, он — только по памяти.
Почвы горные красные, сильно выщелоченные под лесами. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Зрители же, пришедшие в Эрмитаж, чувствовали себя довольно комфортно. 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе).
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Но другим он отказывал в этом праве.
Импрессионистов «первого часа» сменяют пуантилисты во главе с Жоржем Сера. 1880г. ). Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
В письме к Берте Моризо Эдуард Мане утверждал, что в 1869 году «он неспособен любить ни женщину, ни сказать ей об этом, ни сделать этого». Многие работы выполнены накальке, попричинам как эстетическим— калька особенно хороша для пастели, — так ипрактическим: образ скорее намечен (чем определен), его можно копировать снова иснова. И его можно было изображать как ЧТО-ТО, словами невыразимое. В этом их сила и слабость. Все это казалось настолько неожиданным, что многие видели в данной серии с трудом переработанную и сублимированную сексуальную навязчивость.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Все здесь полно осмысленного движения. Д. много занимался скульптурой в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Экипаж на скачках (ок. Нонестоит слишком яростно становиться насторону людей, которые нам абсолютно незнакомы. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Илер Жермен Эдгар (19. 7. 1834, Париж, — 27. 9. 1917, там же), французский художник, график и скульптор. Время. Тощая и бедная Мари ванн Гётем была необычной темой для скульптуры, а воск из которого она вылеплена — необычным материалом.
Он всегда был идеально корректен с натурщицами — Полин это подтверждает. «Женщина вванной» (1893–1898) даже предлагает шутливую подмену: то, что сначала кажется нам головой женщины ссобранными темными волосами, насамом деле кувшин, которым горничная готовится сполоснуть наклоненную голову хозяйки. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет. Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Участник выставок импрессионистов. Это поразительно напоминает о том, что говорили о «Четырнадцатилетней танцовщице». 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Он рисовал преступников в зале суда. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным.
«Яразмышлял, как это повлияло наего живопись. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Чтобы хоть как-то освободиться от этой навязчивости, не было ли лучшим способом демистифицировать предметы своего желания, сделав из них естественный объект обыкновенной и непоэтичной деятельности.