Творческий путь Жана-Леона Жерома привёл его к успеху. Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Жан-леон Жером (фр.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Жан-леон Жером (фр.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Выбор другу предложила:Самому убитым бытьИли же царя убить.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус.
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Во внутреннем дворике устроен торг. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Картина была размещена высоко в выставочном зале, но оказалась замечена критиками, в том числе авторитетным тогда Теофилем Готье.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
Гиперид – известный афинский оратор и юрист. Царь Кандавл показывает свою жену Гигесу Жана-Леона ЖеромаНе считайте быль забавной:Расскажу я вам, как встарьПравил Лидиею царь, Звали же царя Кандавлом. Словно сказка, словно тайна, У царя была жена, Волоока и стройна, Красоты необычайной. Царь женою любовалсяИ её боготворил, Часто с другом говорилО жене, а тот смеялся:«Не могу её увидеть, Взглядом красоту обнять:Если покрывало снять, –Значит, нанести обиду». И друзья решили вместе, План придумали такой, Что проникнет друг в покой, Спрячется в укромном месте. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь. Какой была она и в чем причина.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Это очевидно. Ее признали схожей с кем-то из богов. Но разберемся, кто же эта Фрина.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
В июне 1871 года он вернулся в Париж. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В большей степени, чем прекрасные города Италии, на молодого художника оказывают влияние итальянские пейзажи. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Ее продают, Как лошадь на римских торгах, Как некий обычный товар, Где ценится прелесть в чертахИ тело все, полное чар. Рабыня прекрасна собой. Фигура ее хороша. Купить ее может любой. Торговля идет неспеша. Ее обсуждают купцы:Кто видит в фигуре изъян, Чтоб меньше платить. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). С 1841 года он совершенствует своё мастерство у выдающегося французского художника Поля Делароша, что и стало главной причиной выбора классицизма, стиля всех его работ, как в живописи, так и в скульптуре.
Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
-Что в храме Афродиты был разврат -Там отдавалась всем она подряд. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
По мнению и Дж. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
У богатейшей куртизанки красотаБыла для скульпторов ее эпохи, Как верный эталон. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году.
–Униженья не простила. И, убийцею сражённый, Опрометчивый КандавлПал, а друг – хитёр, лукав. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Она сейчас находится в музее Орсе. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Личная жизнь Жерома-холостяка, о которой практически ничего доподлинно не известно, отмечена безответной увлеченностью молодого повесы некой столичной актрисой Дюран, оставившей живописца с разбитым сердцем и невыкупленным мадемуазель портретом.
На Востоке мужчина не может видеть лица чужой женщины. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Разве что – забыто Бытие. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Жан-Леон Жером (фр. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Всё равно тот обречён. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Со своим телохранителем Гигесом, которого Кандавл искренне любил. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Что за горе пронеслось по венам, чтобы Маргаритой – над Москвой.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. –Взял вдову Кандавла в жёны. А она – его достойна.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Для каждого из нас она почти мечта, Ниспосланная Богом и судьбою. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона. Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов.
Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год).
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Сколько дневного спокойного светаКаждый даёт потолочный проём.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Медленно тянутся ночи и дни. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Скульптуры наготаШла от нее. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. В 1861 году Жером прославился как дуэлянт, сразившийся за внимание неизвестной женщины, после чего покинул Францию и отправился в годичное турне по Сирии и Палестине. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год).
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника – Франсуазе Вильмо.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. Чем Она – привыкшая к изменам –обратилась ведьмою с метлой.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
В 1846г. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
И маскарад – не маскарад и драма – не драма».
По мнению и Дж. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Знает толк в женщинах старый султан. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. В июне 1871 года он вернулся в Париж. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. и некоторых других.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Наконец, в 1889 – 1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Жан-Леон Жером (фр. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
–Трон, корону отдала, С новым мужем прожилаЖизнь счастливо и спокойно. Есаулков Иван Государством, занимавшим почти весь полуостров, отделенный от Азии рекой Евфрат и горами Тавра. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока – арнаутах, арабах, башибузуках.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Полотно велико по размеру – 134 203 см. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). При этом он выставлял свои картины каждый год.
Он невзлюбилГетеру за отказ. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие. Несравненно больший успех имели. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Он не сразу дошёл до такой философской жизни. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Глядя на мышку Диоген понял смысл бытия, завёл себе посох и суму и стал ходить по городам и весям Греции, часто бывал в Коринфе и именно там поселился в большой круглой глиняной бочке.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. По мнению и Дж. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Вокруг ваялись боги. При совершенстве всего тела и лицаНевинность излучалась, сладострастье. Печальные ее, красивые глазаИ тело приносили многим счастье. Образование хорошее онаСмогла иметь играть на инструментах. И тело отдавать свое могла сполнаМужчинам, приходящим, как клиентам. Она казалась идеалом красоты, Изящества, большой любви и страсти. С нее богинь ваяли, сохранив черты, Что принесло немало ей несчастий. Оратор Евфий даже Фрину обвинилКак в богохульстве и большом разврате, Так в непочтении к богам. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. И все же, как смогла нажить себе врагов. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Берег моря и поместье, И с оградкой постамент.