Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Картины этого художника находятся в крупнейших музеях и признаны бесценными шедеврами.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника— Франсуазе Вильмо.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Жером также работал как скульптор. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Жан-Леон Жером (фр. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Как считали критики того времени, петухи изображены более реалистично и точно, чем фигуры молодых людей. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине.
В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом1. Художественные наклонности проявились во время обучения в местной гимназии, куда он поступил в 9-летнем возрасте. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Французский художник сегодня считается одним из величайших художников XIX века, одним из великих художников Франции, одним из непревзойдённых мастеров живописи мира.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». В 1846г.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину).
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884).
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор.
А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. При этом он выставлял свои картины каждый год. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Jean-Lon Grme) – французский художник, представитель академизма. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Жан Леон Жером (фр.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Критики не были в восторге от картины: особенное возмущение вызывали принижение важнейшего события в истории человечества — рождения Богочеловека — и одновременное возвеличивание императора. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Хороший рисовальщик, владеющий безукоризненно-правильным рисунком, Жером был преданным защитником академической традиции.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Во внутреннем дворике устроен торг.
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования.
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Это вызвало возмущение парижских критиков, заявивших, что жанристам не должны были присуждаться медали. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Одним из тех художников, кто не раз обращался к образу женской красоты, является французский художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Жан-Леон Жером (фр. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках.
По мнению и Дж. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Она сейчас находится в музее Орсе. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Родился 11 мая 1824 г. в Везул, департамент Верхней Соны. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Произведения этого талантливейшего мастера ориентализма поражают достоверностью в передаче климата, местности, обстановки, обычаев и даже ощущений.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. По мнению и Дж. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Жан Леон Жером (1824-1904). В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика.
Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств.
Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.