Во время выставок 2010—2011 годов вновь возникли дискуссии о содержании и форме искусства Жерома. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1890 году. Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус.
Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году. Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жан-леон Жером (фр.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Жан-леон Жером родился в мае 1824 года в городе Везуле французского департамента Верхней Соны. Во время выставок 2010—2011 годов вновь возникли дискуссии о содержании и форме искусства Жерома. Жана Жерома арестовали в апреле 1943 года по обвинению в использовании фальшивых документов, он провел 16 месяцев в тюрьмах Санте и Турель без всяких для себя последствий.
Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Не особенно любя рисовать портреты, Жан-Леон Жером тем не менее подготовил серию Портретов своих друзей в 1890 году, которые были дополненны великолепной серией бюстов из мрамора и бронзы, кульминацией которых был великолепно раскрашенный бюст Сары Бернар. Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Жан-леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. По мнению и Дж.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Вместе с ним мы вступаем в особо секретный мир взаимоотношений ФКП и СССР, в том числе в деликатную область шпионажа. Прежде всего она приняла меры, чтобы отменить постановление о высылке. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Он создал сеть фирм по импорту-экспорту (Берим, Сифаль, Сорис и др. ), часть которых активно работает до настоящего времени.
Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Le Grand Jeu. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. По профессии адвокат, член СФИО, Андре Блюмель впоследствии раскрылся как активный попутчик ФКП. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. После вывода министров-коммунистов из правительства он принял руководство Европейским промышленным и коммерческим обществом (СЕПИК). Будучи специалистом по сбыту сельскохозяйственной продукции, Думанг быстро сообразил, какие выгоды можно извлечь из ее перепроизводства в странах Европейского экономического сообщества. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. Затем, пользуясь своим нюхом в делах, он не замедлил стать богатым, занимаясь восстановлением всякого рода вещей (то есть старьевкой).
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Франс-навигасьон включили в руководимый Жеромом коммерческий аппарат партии.
Заодно он стал осведомителем абвера и гестапо. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Помимо деловых связей эти два человека поддерживали прекрасные личные отношения. Я сильно рассердился. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Приехав во Францию в 1925 году, он выдал себя за румына. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Я здесь делаю деньги. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
24 декабря 1938 года под именем Яллера получил французское гражданство. Альберу Игуэну удалось ускользнуть. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Почему же его пощадили нацисты. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Во внутреннем дворике устроен торг. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». По мнению и Дж. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
Демобилизовался в звании сержанта. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия.
В конце концов несколько недель спустя директор Авто-журналь был с блеском переизбран. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Помощь, которой он пользовался, сочли непредосудителъной (выделено автором). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
и некоторых других. Жизненный путь Думанга слишком хорошо известен, чтобы на нем останавливаться.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Вскоре после приезда во Францию в 1929 году (родом из Польши, он сначала обосновался в Бельгии, перевалочном пункте Коминтерна, пока его оттуда не выдворили) Жером в Париже вступил в контакт с Реденсом, занимавшим высокий пост в НКВД. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год).
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Edition Acropole, 1983) перед телеобъективами передачи Апостроф, явно скромничал. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год). В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
В число знакомых Альбера Игуэна входили также генерал Шевранс-Бертен – бывший член Консультативной ассамблеи в Алжире, генеральный советник департамента Уаза и Эдуар Корнильон-Молинье – депутат от ЮНР департамента Альп-Маритим, бывший министр и заместитель председателя Совета Министров (в 1957 и 1958 годах). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. После оккупации корабли конфисковали и большая их часть была потоплена во время войны. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. По просьбе Варшавы мы покупали станки для тяжелой и легкой промышленности. Против него не могло быть выдвинуто никаких обвинений. Таким образом их помощь сочли непредосудительной. Можно предположить, что в 1938-1939 годах он был на учебе в советской столице.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Как бы там ни было, после освобождения страны он миллиардер.
Он объявился в Тунисе в инженерной роте в звании прапорщика. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Побывав в Турции и Алжире, вдохновленный красотой и экзотикой пейзажей и костюмов, он создал свои лучшие работы. После вывода министров из правительства для удовлетворения своих потребностей она могла рассчитывать только на общественные источники и, хотя она заявляла о миллионе членов партии (цифра, вероятно, завышена), членских взносов не хватало для работы огромного аппарата. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
Мы в СРК были вынуждены приступить к ликвидации сети. Многие деятели (в том числе будущий министр Эдгар Пизани) засвидетельствовали, что он боролся с нацистами. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Затем, пользуясь своим нюхом в делах, он не замедлил стать богатым, занимаясь восстановлением всякого рода вещей (то есть старьевкой).
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Тот факт, что Даниэль Жалле и Альбер Игуэн – одно и то же лицо, подтвердили под присягой три человека: армейский капитан (член ФКП), секретарь федерации металлистов ВКТ и бывший член ФТП. За крупную взятку власти в Виши закрыли глаза на его еврейское происхождение и он занялся продажей металлов нацистам. Источник информации Жана Жерома неизвестен. И здесь Яллеру удалось доказать свою добропорядочность. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В задачу этой фирмы входило сотрудничество с нацистской организацией Тодта (строившей Атлантический вал) и одновременно проникновение в нее для получения сведений о немецкой обороне.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. La part des hommes. В конце жизни Иоанович пытался укрыться в Израиле. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Москва с полным правом могла задаться вопросами относительно его поведения в тюрьме. Опять же используя общественные фонды (кредиты, гарантированные французским государством или международными организациями), в 70-х годах он начал вкладывать капитал в африканские, преимущественно прогрессивные страны, шаг за шагом следуя по пятам советского проникновения на Черном континенте. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Затем следы теряются. Вскоре после приезда во Францию в 1929 году (родом из Польши, он сначала обосновался в Бельгии, перевалочном пункте Коминтерна, пока его оттуда не выдворили) Жером в Париже вступил в контакт с Реденсом, занимавшим высокий пост в НКВД. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств.
В 1943 году, почувствовав, куда подул ветер, Иоанович начал снабжать деньгами Сопротивление, в частности подпольную организацию Честь и полиция. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
В то время уже было ясно, что он работал в сотрудничестве с Жаном Жеромом на пополнение кассы ФКП. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Это всего лишь гипотеза.
Треппер использовал подпольные радиопередатчики. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Мысль была простой: для сбыта продукции ЕЭС вынуждено снижать цены до мирового уровня. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Приехав во Францию в 1925 году, он выдал себя за румына. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. То же относилось к Иоановичу – одновременно осведомителю гестапо и Коминтерна.
Многие деятели (в том числе будущий министр Эдгар Пизани) засвидетельствовали, что он боролся с нацистами. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». С начала 50-х годов ФКП начала переживать финансовые трудности.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. После этих публикаций Ситроен потребовал от журнала 150 миллионов франков в качестве возмещения убытков (чего он так и не добился) и оказал давление на все банки, дабы они прекратили финансирование Авто-журналь. Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств.
Из Франции выслали несколько поляков, в том числе совладельца СЕПИК Ароновича. Хаим Давид Яллер, он же Жалле, стал сотрудником секретариата Гренье. Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета.
Он поставлял ей и оружие, не прекращая сотрудничать с гестапо. ФКП выправила положение. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Как бы там ни было, после освобождения страны он миллиардер. Несравненно больший успех имели. В задачу этой фирмы входило сотрудничество с нацистской организацией Тодта (строившей Атлантический вал) и одновременно проникновение в нее для получения сведений о немецкой обороне.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. В том же году Игуэн вроде бы совершил путешествие на корабле компании Франс-навигасьон (Гильвинек) в составе советской миссии в Испании. Несмотря на эти (новые) боевые заслуги в Сопротивлении, Жером, оставаясь поляком, подвергался опасности высылки. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Он утверждал, что отец его неизвестен и что он взял фамилию матери.
Задача оказалась сложной. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Ее корабли (у компании их бьшо около 80) служили, в частности, для перевозок оружия, которые по приказу Коминтерна курировал Жан Жером. Он умер во Франции, почти разорившись. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Разница же выплачивалась европейским производителям из бюджета Сообщества. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Именно на этом разрыве, называемом возмещением убытков, Думанг и обогатился, поставляя социалистическим странам так необходимые им зерно и масло.
Жером направил послание через Жака Дюкло. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Из мемуаров последнего (Leopold Trepper. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Альбер Игуэн (его настоящее имя – Хаим Давид Яллер) в молодости был известен под разными фамилиями. Следовательно, человек или люди, спасшие его от трагической участи, тоже работали на СССР. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). 19 мая 1980 года красный миллиардер любезно предоставил в распоряжение Мишеля Понятовского свой личный самолет, чтобы тот смог отправиться в польскую столицу для подготовки встречи.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Жером направил послание через Жака Дюкло. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Свое первое большое полотно выздоровевший Жан-Леон написал в 1846 году и выставил его на выставку в Салон. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Под своей новой фамилией он и привлек к себе внимание французских служб. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Треппер использовал подпольные радиопередатчики. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
После освобождения Франции мы ознакомились с рапортом полиции о его аресте и заключении (рапорт был передан в советское посольство). Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). В 1952 году Альбер Игуэн вошел в административный совет Франс-навигасьон. Непредосудительная помощь.
В 1846г. При этом он выставлял свои картины каждый год. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). СРК подозревала, что это общество, принадлежавшее на равных паях поляку Ароновичу и директору Банка франко-румынского кредита Чуновскому, служило ширмой для нелегальных поставок товаров в страны Востока. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона25. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Эти два человека познакомились (и прониклись взаимным уважением), когда Фор с 1966 по 1968 год был министром сельского хозяйства в правительстве генерала де Голля. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Вопросы, на которые даже сегодня нельзя дать ответ. Была ли между ними связь.
Он оформил документы на новую фамилию при помощи высокопоставленного чиновника министерства восстановления (руководимого Франсуа Бийю) и журналиста-коммуниста, которые пришли с ним в качестве свидетелей в префектуру. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Это покрыто тайной.
Поставлял ли Жером информацию Трепперу. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Для наблюдения за обществом секретные службы ввели туда своего агента. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Источник информации Жана Жерома неизвестен.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Она сейчас находится в музее Орсе. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Франс-навигасьон, созданная в 1937 году с помощью Коммерческого банка Северной Европы (советского банка, основанного в Париже в 1924 году), первоначально предназначалась для помощи испанским республиканцам.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Теоретически пункт назначения – Польша. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Любопытно отметить, что с этого времени его жизнь получает совсем иную ориентацию. Мы видели, что во время оккупации Жан Жером поручил Жоржу Бофису создание радиосети для облегчения связи коммунистического Сопротивления с Москвой. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Жан-Леон решил взять тему прославления императора Августа, в правление которого родился Иисус Христос, такое сочетание должно было понравиться императору и публике. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Эстафету принял еще один делец, на этот раз не скрывавший своих связей с ФКП, Жан Батист Думанг, колоритная личность, охотно игравшая парадоксальную роль одновременно миллиардера и коммуниста (в чем, по сути, нет ничего несовместимого). Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Именно к этому выводу подводит Огюст Лекер в своей статье в журнале Эст э Уэст (июль 1985 года). Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. Личная жизнь Жерома-холостяка, о которой практически ничего доподлинно не известно, отмечена безответной увлеченностью молодого повесы некой столичной актрисой Дюран, оставившей живописца с разбитым сердцем и невыкупленным мадемуазель портретом. Жером и Треппер приехали во Францию в один и тот же год. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». После его ареста эти лица вмешались, чтобы оказать ему помощь. Хороший рисовальщик, владеющий безукоризненно-правильным рисунком, Жером был преданным защитником академической традиции. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
В 1954 году, занимаясь распродажей кораблей Франс-навигасьон, Альбер Игуэн приобрел Парижское банковское общество (ПБО). На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Расследование УОТ ничего не дало. Такими окольными путями пополнялась партийная касса за счет социалистических стран.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Когда началась война, он уже был миллионером. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом.
В то время он работал в принадлежавшей Коминтерну авиационной компании, одним из основных акционеров которой был Мишель Фентюк, он же Жан Жером. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Многих агентов Коминтерна после войны ликвидировали за гораздо меньшие прегрешения. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Два года спустя он поступил в специальную школу общественных наук. Иосиф Иоанович родился в 1905 году в Кишиневе (Бессарабия) и считался русским евреем, во всяком случае до присоединения этого края к Румынии в 1920 году. Жан-Леон Жером (фр. Стоит вспомнить, что эта встреча в верхах кандидата в президенты Жискара послужила поводом для насмешек со стороны его противника Франсуа Миттерана во время предвыборной кампании 1981 года (младший телеграфист из Варшавы).
Он умер во Франции, почти разорившись. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Тем не менее, судя по всему, они были связаны еще до войны.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В конце жизни Иоанович пытался укрыться в Израиле.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Когда началась война, он уже был миллионером. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
В глазах Москвы они не могли быть подозрительными. В тот день Жан Жером, представлявший свою книгу Доля людей (Jean Jerome. Его выпустили на свободу в августе 1944 года после освобождения Парижа. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства.
Почему он сменил фамилию. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. С некоторыми из них Жером был связан, что доказывают переданные им весной 1941 года сведения о нападении на СССР. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Руководство было вынуждено сделать выбор. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Наконец, когда Игуэн взял под контроль Северный консорциум имевший интересы во многих предприятиях, он назначил своим заместителем Жозефа Лане – сенатора и бывшего государственного секретаря в кабинете Мендес-Франса (в 1954-1955 годах). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Его таинственное прошлое было забыто и Альбер Игуэн превратился в добропорядочного бизнесмена.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Творческий путь Жана-Леона Жерома революционного периода ознаменовался участием в грандиозном конкурсе на лучшее патриотическое полотно, прославляющее республику, в котором он стал одним из прошедших в финальный тур кандидатов и получил 500 франков премиальных. В 1955 году он стал миллиардером. Получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Яллер исчез на два года. Вплоть до 1945 года их судьбы во многом сходятся. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Иосиф Иоанович родился в 1905 году в Кишиневе (Бессарабия) и считался русским евреем, во всяком случае до присоединения этого края к Румынии в 1920 году. По легенде, свои первые франки он заработал, разгребая мусорные ящики.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Эдгар Фор, опытный политический волк, ввел его в круг советников президента. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
По легенде, свои первые франки он заработал, разгребая мусорные ящики. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Теперь наконец у него появилась возможность в полной мере проявить свои таланты. Когда избрание Робера Эрсана депутатом от радикальной партии в департаменте Уаза бьшо признано Национальной ассамблеей недействительным (18 апреля 1956 года) из-за его коллаборационистского прошлого, Игуэн оказал негласное давление на его главного обвинителя мэра Компьеня Жана Лежандра, чтобы тот прекратил свою кампанию. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Он показывал себя простым членом ФКП, заурядным винтиком коммунистической машины. В партийных кругах его продолжали называть этим именем. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Вплоть до 1945 года их судьбы во многом сходятся. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Заодно он стал осведомителем абвера и гестапо. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. Он поставлял ей и оружие, не прекращая сотрудничать с гестапо.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. После многочисленных и неожиданных поворотов, которые смаковала пресса, его в конце концов судили, приговорили к тюремному заключению, затем сослали под надзор в Лозер. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Оставался вопрос выяснения личности. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Полотно велико по размеру — 134 203 см. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Без сомнения, у него была мощная поддержка, раз ему удалось избежать роковой участи. Был мобилизован и оставался в армии до 6 августа 1940 года. До этого момента его биография кристально чиста. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901).
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. С этих пор одаренный художник мог заниматься исключительно совершенствованием техники рисунка благодаря ежемесячной финансовой поддержке родителя, посылавшего сыну по тысяче франков на содержание.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер — в 1891 году в возрасте 27 лет — от чахотки41. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Леопольда Треппера, например, в 1947 году приговорили в СССР к 15 годам изоляции (после смерти Сталина его реабилитировали). В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Несколько месяцев спустя он купил контрольный пакет акций. В 1937 году прошел обучение на курсах технических служб префектуры Сены. При бывшем руководителе ФТП он оставался до вывода коммунистов из правительства (Тийон последовательно занимал посты министра авиации, вооружений, восстановления и градостроительства). Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре).
Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. И все же продажа Франс-навигасьон принесла ФКП круглую сумму в три миллиарда франков.