Страница Жан Рубенс на википедия и IMDB. Биография Второй оператор Жан Рубенс, Участвовал более чем в 2 картинах начиная с 1999г. Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит.
Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Губерта, Диану на охоте и подобное.
На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Среди них был и Антонис Ван Дейк со своим быстрым, лирическим мазком.
У него был острый взгляд на малейшую деталь, он обладал исключительным чувством цвета. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. В то время Яна и Мария Рубенс живут в Зигене, в германской провинции Вестфалия. Из этой формулы прекрасного извлекает корни город на ладони – ибо название Антверпена переводится не иначе как «брошенная рука» (дескать, согласно легенде простой римский солдат Сильвиус Брабо защитил горожан от набегов злобного великана, который забавлялся тем, что отрубал кисть руки каждому, кто отказывался платить ему дань за переправу через реку Шельду так вот, центурион не просто убил врага, но и отрубил ему верхнюю конечность и бросил в реку, чтоб неповадно было). Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Вряд ли мне по силам их реставрировать. 28 июня 1577 года Мария Пейпелинкс разрешается от бремени шестым ребенком. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Картины самого Рубенса удостоились особой похвалы.
Брак был заключён с большой поспешностью. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». В Водружении креста, наоборот, сюжет весь в действии.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Как же он расстроился, когда алтарный образ установили на место.
Питер Пауль перебирается к нему в дом. Поименовано всё это, как гласит табличка справа, «Diasporalia» автор – известный бельгийский медиахудожник Коэн Тейс. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Но он проявлял еще большую преданность к эрцгерцогине, уважение и любовь к которой с годами росли. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Частично из-за его контактов, а частично из-за его личных качеств эрцгерцог Альберт с эрцгерцогиней Изабеллой приняли важное решение в надежде, что художник послужит им еще и в другой роли. Его нарекают Питером Паулем. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Они с Изабеллой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Невероятны ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Ведь и он, знаток и прочие любопытствующие и картины – в том числе рубенсовское «Перемирие между римлянами и сабинами» – отражаются в зеркальных пирамидах, уложенных на пол стараниями парочки Carla Arocha / Stphane Schraenen шедевр называется «Circa Tabac» и прекрасен до невозможности.
Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, так как она не обладала никакими недостатками своего пола она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили её живую и оплакивают мёртвую. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Картина была подписана обоими художниками104. Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Карлу Борромео). Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Это одна из самых прекрасных его фигур, – писал знаменитый английский художник сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), когда он, словно завороженный, словно перед явным чудом, стоял перед этой картиной сто лет спустя после ее написания. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. И не какие-нибудь невинные vanitas, а, к примеру, шокирующая инсталляция мастера энвайронмента Эда Кинхольца «Five Car Stud» из Коллекции Миуччи Прады.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Похищение Гипподамии 1636-1638Конный портрет Филиппа II, 1628Меркурий и Аргус 1636-1638Шубка 1630Орфей и Эвридика 1636-1638 Диана и Каллисто 1638-1640Три грации 1635Нимфы, преследуемые фавнами, 1638-1640Персей освобождает Андромеду, 1641Римское милосердие 1640-1641 В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Вдобавок его еще сковывают воспоминания о Фландрии. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Игнатия (ныне посвящённой св.
Он теперь обладал такой уверенностью в себе, его рука обрела такую стремительную скорость за годы постоянных тренировок в Италии, что ему было легче самому быстро выразить на полотне свои идеи. Подлинной страстью Рубенса было коллекционирование предметов искусства, которым он увлёкся ещё в Италии. На заднем плане в окне виден пейзаж. Но его ожидала еще одна беда, когда из багажа были извлечены копии картин.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. За всю свою карьеру Рубенс несколько раз рисовал королевскую чету.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Как же они могут быть некрасивыми, если их мыть вином. Тем не менее я полагаю, что мы будем придерживаться оборонительной тактики и первыми не нарушим мира. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Самое занятное, что художник, по его словам, был вдохновлен Рубенсом: насмотревшись на три его шедевра – триптихи «Воздвижение Креста Господня», «Успение Пресвятой Девы Марии» и «Воскрешение Христа», написанные специально для Антверпенского собора (свято место, осиротевшее после того, как французские революционеры разграбили собор Антверпенской Богоматери подчистую, всё-таки доказало, что пусто оно не бывает: три упомянутых шедевра вернулись из Парижа на законное место), – Тейс решил поискать решение проблемы беженцев и рассеяния в лоне церкви.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Сегодня.
Ван Дейк обладал такими же разнообразными дарованиями, что и Рубенс. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Ему ничего не стоило передать свои идеи (или идеи его патрона) в собрании визуальных образов. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Речь шла о «Воздвижении креста».
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Это любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти.
В переписке и документах упоминаются его картины, несколько работ было в доме его матери и она очень гордилась ими. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Никулин.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. И это нормально, думается, Шекспир бы оценил. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Он ведет огромную переписку, часто тайную. Иоанна. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
И во всем чувствуется радость. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Если судить по его наброскам, то он особенно тонко чувствовал ландшафт, который он изображал на многих рисунках, выполненных пером, чернилами, мелом, а также на своих акварелях.
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Второе пребывание Рубенса в Риме оказалось гораздо продолжительнее первого. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Рубенс пишет Поклонение волхвов.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В письме к кардиналу Монталетто, покровителю искусств, герцог просит протекцию Питеру Паулису, фламандцу, моему живописцу. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
"В двадцати с лишним больших картинах он должен был представить различные эпизоды жизни и правления королевы, – пишут М. В. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Что до лошадей – он всегда ими восхищается.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Композиция довольно оригинальна, но отличается некоторой неловкостью. Магистрат Антверпена задумывает украсить городскую ратушу. Луки.
Бельгийка Надя Наво предлагает пространственный коллаж из трех белых скульптур на пьедесталах «Deaf Ted» : Пиноккио с кошкой на голове, старец с мышкой на голове, некто с глазами комика Марти Фельдмана без царя в голове, но с синей кляксой. Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66. Моретус был внуком Плантена и со временем он возглавил типографию деда.
Я знал Рубенса с детства, – писал в более поздние годы Моретус, – мне очень нравился этот юноша, который обладал самым приятным, самым незлобивым характером. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию. Она называлась Последнее причастие святого Франциска Ассизского. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Филипп Рубенс занял должность антверпенского эшевена, которую когда-то занимал его отец, но в семье постепенно смещались роли, первенство перешло к младшему из братьев. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Рубенс до этого и позже не писал ничего подобного.
Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Надо полагать, что у Питера Пауля при себе имелись какие-то существенные рекомендации. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется Удар копьем. А над ним сияющая богиня славы. Однако по ряду обстоятельств картина была представлена заказчику на Троицын день 5 июня 1605 года41.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены. В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
По мнению М. Лекуре, Рубенса отправили в Лондон с разведывательной миссией и одновременно ему предстояло сгладить все трения в отношениях, чтобы затем было подписано абсолютно готовое соглашение. В пространстве «дворец» – холод и тьма, люди с лицами наемных убийц в пространстве «лес» – листва и поэзия и овечки с лицами добрых клоунов. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Инфанта Изабелла дает ему одно за другим секретные поручения.
Богатством красок и густотой мазка он обязан во многом Тициану. В этом необузданном произведении все – сплошное движение. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. К тому же Рубенс был протестантом по отцу и католиком по матери. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Отпевание состоялось 2 июня. В лице Филиппа Рубенс получил настоящего эксперта по истории античного Рима. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Однако он позволил Рубенсу присутствовать при передаче картин герцогу Лерме. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В 1629 году он побывал в Англии. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями иносказательными намеками.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Так началась необычная дипломатическая карьера Рубенса. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. За годы после назначения Рубенса придворным живописцем он не только выполнял положенную ему работу при дворе, то есть рисовал портреты придворных и занимался декоративным оформлением дворцов и церквей, но еще и не забывал принимать заказы от других покровителей, как в Испанских Нидерландах, так и из-за рубежа.
Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Отец живописца изучал право в Риме и в других городах Италии.
Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Ему подыскивают учителя, который согласился бы взять его к себе в мастерскую. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Рубенс усердно копирует Тициана, Корреджо, Веронезе.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Лёгкая смурь сродни скорее готике, однако и барокко не чужда оттого в соборе Антверпенской Богоматери утвердили в правах «Человека, несущего крест» – позолоченную скульптуру арт-хулигана Яна Фабра. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. За грандиозную феерию Рубенс был удостоен премии в 5600 флоринов, при том, что в оформление церемонии им было вложено 80 000 собственных средств. Благородная фигура Богоматери создана на основе римской статуи. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Задание Рубенса было не из легких.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Из мастерской Рубенса вышли Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, трое братьев Тенирс, Антонис ван Дейк.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Оба взирают на зрителей с доверительной радостью.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого.
Прирожденный художник-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс, чей портрет он сделал за несколько лет до этого, заказал ему Распятие на кресте для францисканской церкви Реколле. У собирателей того времени вошло в обычай обмениваться копиями: за неимением оригинала можно восхищаться хотя бы его отблеском.
Ведь тот же Рубенс в свое время (а именно в 1628 году) нарисовал полотно для главного алтаря церкви Святого Августина, то самое «Мистическое обручение Святой Екатерины». Посреди подведомственного ему храма он подвесил боксёрскую грушу, лупя по которой прихожане избавляются от смертных грехов рядом установил тренажёр, а по полу разбросал обувь детскую и обувь людей постарше, от пинеток до растоптанных башмаков, символизирующую вехи жизненного пути («первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти», заметил Козьма Прутков и Руди с ним солидарен) на финише поджидают инвалидная коляска и чемодан с накопленным багажом. В коллекции герцога Рубенс открыл для себя сокровища.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Рубенс Питер Пауль Картины и биография Питера Пауля Рубенса Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский художник. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
От отца – его быстрый и легкий шарм. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Зато ужаса, мрака и хаоса здесь в избытке. Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами170. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Письма, которые она писала в тюрьму, – убедительное свидетельство женской преданности. Ну а самое жуткое зрелище являют собой четыре работы французского художника и фильммейкера по имени David Gheron Tretiakoff «Immolation» – невинные на первый взгляд светлые рисунки, показывающие последовательный процесс публичного самосожжения четверых арабских революционеров в преддверии арабской весны «Immolation IV», то бишь завершающая стадия процесса изображает обугленное тельце в позе то ли зародыша, то ли мыслителя. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Но, несмотря на это, произведение заслуживает внимания. С точки зрения развития культуры царствование Альберта и Изабеллы ассоциировалось у всех с великой эпохой Возрождения.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Их фигуры производят на зрителя огромное впечатление. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
В июне 1627 года король Филипп передал полномочия вести переговоры с Англией эрцгерцогине Брюссельской, датировав указ 24 февраля 1626 года176. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92. Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72. Через несколько лет слава о ней облетела всю Западную Европу. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Смерть витает над каждым ее участником. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Рубенс прекратил свою дипломатическую деятельность, перестал интересоваться карьерой придворного и целиком отдался живописи. Творчество Питера Пауля Рубенса Примечание. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Рубенс знал его картины, но маловероятно, что эти художники когда-нибудь встречались. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Он был молод, красив, хорошо воспитан. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Возможно, это труды Сенеки. Уютный и функциональный, со своей собственной философией, выраженной в забавных табличках и неформальном дизайне, «Indigo» ненавязчиво напоминает о том, что всё здесь возведено в ранг искусства.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. настолько попорчены и им причинен такой вред, что я просто пришел в отчаяние. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Рубенс был слишком тактичным человеком, чтобы попытаться его переубедить.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Рубенсу предложили обеспечить декоративное убранство всей церкви – 39 росписей.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. В кафедральном соборе, он же собор Антверпенской Богоматери (тот самый, чью высоту замерял в 1717-м Петр Первый со своим арапом Абрамом Ганнибалом), раскинулся лагерь беженцев – бело-синяя с позолотой инсталляция занимает изрядную часть пространства: бронзовые подушки, одеяла, сундуки, полотенца, наушники и прочие предметы интимного свойства. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Это Тобиас Верхахт. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Как писал он своему другу в Рим: Я не желаю снова становиться царедворцем.
Собрание семьи Гонзага – одно из знаменитейших в Италии. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. К ним он присовокупил и свои полотна.
Но у этого века была и своя темная сторона. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Дом-музей Рубенса в Антверпене примечателен красотой своих строений числом три (ибо первое художник прикупил, а два других достроил получился дом – три в одном) и закрытым внутренним садом, hortus conclusus. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Есть где развернуть сцену поклонения. Но это тебя уже не беспокоит. Отто ван Веен всю жизнь оставался преданным другом Рубенса. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Чуть моложе был Якоб Иордане, который, как и Рубенс, учился у Адама ван Ноорта. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Но никто из них покуда не принял на себя его тела это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках. Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера.
К сожалению, в 1718 году она сильно пострадала от ужасного пожара. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Он также дважды подолгу жил в Риме. В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Знал английский испанский, французский итальянский и латынь. Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Рубенсу выпала великая честь – ему заказаны обе эти работы. Из них следует, что Филипп быстро постиг масштаб гения Рубенса-младшего и всячески старался ему помогать. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Основы этих знаний были заложены в мастерской учителя, которым он всегда восхищался. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Холст. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Из достопримечательностей у вокзала-собора находятся городской зоопарк, входные ворота в который увенчаны всадником на верблюде и крайне обаятельный и умопомрачительно стильный бутик-отель «Indigo», в котором непременно нужно остановиться, если вам доведется бывать в Антверпене.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Их соединенные руки находятся в центре композиции. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Ему не раз пеняли за то, что на полотне «Снятие с креста», что висит в антверпенском кафедральном соборе, автор кощунственно изобразил ногу Христа, касающуюся плеча Марии-Магдалины. Но то, что происходит потом Вот Кузнец выковал твою позу. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. А ведь оно только одно из многих. Знание античного Рима подогревало интерес Рубенс к этому заказу. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. И будет там зелёный поющий Христос с микрофоном, торчащим из стигмата и Аполлония, что окажется блаженнее Августина (она даже высунет от усердия язык), а мистическое обручение святой Екатерины обернётся законным и вполне себе земным браком. Прошу тебя, не говори больше недостойный тебя муж – все уже давно забыто.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. После возвращения из поездки Рубенс восемь лет путешествовал по Италии —посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, подолгу жил в Риме. почти полностью сгнил (несмотря на то, что все полотна находились в цинковом ящике, дважды завернутые в промасленную материю, а потом помещены в деревянный сундук).
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Тем не менее я полагаю, что мы будем придерживаться оборонительной тактики и первыми не нарушим мира. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Ну а поскольку Антверпен – город бриллиантов, Фабр сочинит свой собственный мифологический сюжет: «Мистический пакт ягнёнка с алмазами». Весь проект откладывался еще несколько раз. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Третий ребёнок— Никлас Рубенс— родился в 1618 году и тоже стал героем портретов своего отца. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм109.
мы обнаружили, что картины. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона.
Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). 23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен. В них начисто отсутствует мистика. Его письма этого периода написаны на живом, правильном итальянском языке и подписывал он их – Пьетро Паоло, – так он подписывался до конца жизни. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181.
Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Но все заимствованные и перенятые идеи Рубенс вносил в рамки собственного видения.
13 мая 1625 года помост, на котором было место Рубенса, обвалился, но художник ухватился за балку и не пострадал. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Приблизительно в это же время Рубенс написал одну из самых пронзительных религиозных картин, тоже для церкви Реколле. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Лекуре, «доходило до угодничества». Он ведет огромную переписку, часто тайную. Вернувшись в родной город, он был назначен городским советником. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Глядя на шедевры других художников и даже копируя их, можно лелеять прекрасные мечты, но если хочешь добиться успеха, надо самому писать картины.
В эпоху барокко, она же эпоха контрреформации из-за религиозных конфликтов массы людей вынуждены были так же бежать и мигрировать.
Он обращал особое внимание на латинский язык и не терял интереса к миру античности. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
На этом полотне он продемонстрировал удивительное понимание самоотреченной духовной любви. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Блики от отражающегося света делали картину почти невидимой. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Вероятно, он проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине. В картине Охота на львов победителей нет. Караваджо, родом из Северной Италии, был всего на четыре года старше Рубенса.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. К счастью, картины, высохнув, оказались в гораздо лучшем состоянии и опасения Рубенса не оправдались. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Позже он переехал в Италию, чтобы там завершить свое образование. Зрителя поражала прежде всего фигура мертвого Христа. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Еще бы. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Любимов). Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Рубенс намного превзошел уровень фламандских поклонников Италии. Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно. В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В арт-кабинете Рубенса обретается и шедевр кисти Тинторетто «Ангел предсказывает святой Екатерине Александрийской её мученичество» из коллекции Дэвида Боуи, который коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, приобрел на Sotheby39s и передал музею в бессрочное пользование.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться. Как водится, с лицом автора.
Рубенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очарования. Она хочет украсить галерею дворца картинами иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Карраччи изобрел метод быстрого исполнения набросков мелом, который Рубенс тут же у него перенял. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
В частности, были убраны бойницы. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты.
Он даже время от времени жил у них в доме. Однако художнику нужны заказы. Но Рубенс никогда не был педантом. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Соответственно, Михаэлина писала превосходные портреты (её главным шедевром считается «Триумф Вакха», демонстрирующий весьма откровенное знание мужской анатомии себя же художница изобразила обнаженной менадой, глядящей зрителю прямо в глаза) и еще превосходнее выписывала складки на ткани, кои меня особенно восхитили кураторам же больше пришлись по душе ее масштабные исторические полотна, за которые, по их словам, не осмеливались браться мужчины-художники той эпохи.
Это радость бессмертной жизни, противостоящая смерти. Вдова битника-самоучки, ушедшего в мир иной более 20 лет назад, Нэнси Реддин-Кинхольц, пояснила, что муж её сознательно хотел погрузить зрителя в ситуацию насилия ибо исповедовал «искусство отталкивания» не пытался сублимировать подлость жизни, но использовал её как способ осветить альтернативную низменную вселенную, где грязь и разврат являют собой новую эстетику.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Евангельские герои облачены в элегантные наряды и выглядят как светские особы, это подчёркивается и сочетанием ярких насыщенных красок. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Такое самовыражение Рубенс считал соответствующим своему собственному творческому подходу. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Его отправят в Мехельн, где оно украсит церковь св. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Алтарные образа удалось спасти, но росписи на потолке погибли. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Из всех влияний, формировавших направление итальянского искусства в это время, по-видимому, самым значительным и противоречивым оказалось творчество Караваджо (1573-1610), сложного импульсивного, почти неуправляемого молодого художника, который находился в зените своей славы, когда Рубенс впервые добрался до Рима.
галерея Медичи в Лувре). Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Таковы его полотна изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах.
И слава Богу. При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам. Рисовал художник пылающим концом сигареты на хрупкой рисовой бумаге, таким способом весьма цинично создавая всю эту поэтическую красоту. Ян Рубенс сам занимался образованием своего ребенка и передал ему свою неувядающую любовь к наукам и литературе. Но самую захватывающую возможность в эти годы ему предоставляли иезуиты.
К счастью, размеры заказанной картины велики. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Позже он создал третий – на тему Успения. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Вот что писал по данному поводу немецкий художник Иоахим фон Зандрарт, один из первых биографов Рубенса: "Он всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В тель-авивском Камерном театре играют пьесу «Как вам это понравится» в постановке Уди Бен-Моше. Вот новое Поклонение волхвов – менее пышное и в то же время менее блестящее.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Бернини, Клодель, Де Кирико – знатоку истории искусств здесь раздолье. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
Но она по-прежнему демонстрирует силу его воображения и технику, которые художник применил при исполнении заказа. У жителей Фландрии вообще вольные отношения с религией. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Очень символично. Но чаще всего резких границ в его творчестве провести нельзя, так как Рубенс постепенно избавлялся от наиболее характерных черт одного этапа и переходил к другому. В Поклонении волхвов, статичном по самому своему сюжету, движение было для художника второстепенной задачей.
Всех помощников Рубенса на голову превосходил красивый, фантастически одаренный Антонис Ван Дейк (1599-1641), который стал признанным гильдией мастером в девятнадцатилетнем возрасте. Герцог с удовлетворением их осмотрел, принимая копии за оригиналы. Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. В марте 1603 г. герцог направил его с посольством в Испанию.
На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Потом мастер своими точными мазками доведет все до совершенства. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Святой отец – а зовется он Руди Маннаэртс – радеет не только о Пречистой Деве.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Тем не менее, Рубенс написал портреты короля и его брата кардинала Фердинанда, королеву инфанту Марию-Терезию и так далее185. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Вылитый Рубенс. Художник увлекся новым жанром — портретом.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Очень немногие художники той эпохи могли похвастаться, что знают Италию лучше, чем Рубенс. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Барочной пышности в Мухе не ищите. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Луки214.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Этим художником оказался болонский мастер Аннибале Карраччи (1560-1609), который работал в Риме над своими великолепными украшениями палаццо Фарнезе. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. В этом, без сомнения, звучат отголоски итальянских воспоминаний и даже точнее – влияния Караваджо.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Это похоже на внезапный пинок. Что ж, suum cuique. Лучше всего город предстает как на ладони с крыши музея MAS, где проходит ретроспективная выставка работ Михаэлины Вотье (1617-1689) – первой дамы барочной живописи, рискнувшей изучать анатомию в те времена, когда естественные науки для женщин находились под запретом. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Его заказал Вольфганг-Вильгельм Баварский, герцог Нейбургский. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Доброклонский и Н. Н.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Вот вам и ахиллесова пята, si licet. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.
Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной.
Работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Он впервые смело использовал свой итальянский опыт.