Картина французского художника Жана Оноре Фрагонара «Задвижка».
Оп. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Посмотрим на несколько портретов. Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. Главное, цель достигнута.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю.
Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. Это тонкая игра в противопоставления особенно интересна.
Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты.
занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. В 70-е гг. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 века. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Он совсем юн и изящно манерен. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Во-первых, художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Учился в Париже у Ж. Б. С.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Сюжет провокационный и откровенный. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате.
Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В картине ldquoПортрет Дени Дидроrdquo (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Дама томная, обмякшая в руках своего кавалера, еще пытается противиться этому.
Портрет интересная и обширная область творчества Фрагонара. Одновременно художник исполняет несколько исторических композиций, в том числе на сюжеты из «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (ldquoКачелиrdquo, 1766, собрание Уоллес, Лондон ldquoПраздник в Сен-Клуrdquo, 1775, Французский банк, Париж ldquoПоцелуй украдкойrdquo, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Дама томная, обмякшая в руках своего кавалера, еще пытается противиться этому. И последнее, о чём необходимо сказать. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Он живет у Сен-Нона на вилле дЭсте, где создает циклы пейзажных рисунков, а также несколько жанровых сцен («Выигранный поцелуй», «Прачки»).
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Среди его заказчиков была мадам дю Барри, любовницаЛюдовика XV. Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. Автор создал его во время поездки в Италию в противовес не менее знаменитому шедевру «Поклонение пастухов». Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эти качества делают их частью окружающей природы. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Картины Фрагонара конца 70-х гг. В конце 60-х гг. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов.
художник лишается и заказчиков и славы. В 1780-е гг. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Молодой человек на картине уже частично раздет и тянется к задвижке, чтобы запереть дверь. Автора прекрасных литературных описаний своих в путешествий Италию, Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О. Критики отметили не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Мужчина собирается задвинуть дверной засов, женщина пытается остановить его. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
«Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Композиция произведения выстроена диагонально.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда».
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Кровать и платье дамы уже смяты, видно, что молодые люди уже начали любовную игру. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Он выставляет на конкурс картину «Иеровоам приносит жертвы идолам» и получает первый приз. Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда». В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. В 80-е гг. Композиция произведения выстроена диагонально.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была чужда творчеству Фрагонара: помимо бесчисленных копий с исторических картин, которые он сделал в годы учения, Фрагонар самостоятельно разрабатывал многие сюжеты: библейские, мифологические, сюжеты из классической литературы. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.
«Задвижка» — произведение талантливейшего художника родом из Франции и проживавшего в Париже в 18-19 веке. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В конце 70-х гг. Оно является одной из 800 жемчужин экспозиции главного музея Франции — Лувра.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Ж. Фрагонара.
Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Это позже будет восхищать импрессионистов. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Композиция произведения выстроена диагонально.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»).
Героиего картин – пухленькие, розовощекие красавицы и кавалеры, пишущие здоровьем. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи. Художник работал и для театра, создавая костюмы, высоко оцененные Делакруа. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Умер Александр-Эварист Фрагонар в 1850 году в Париже в возрасте 70 лет. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Сюжет провокационный и откровенный. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
В 1765 г. за историческую картину «Корез и Каллироя» Фрагонар был причислен к Академии живописи и скульптуры. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. Сюжет провокационный и откровенный. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года). Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
Сценка откровенно театральна. Упоение жизнью теперь сочетается с легкими элегическими нотами, женские образы становится в целом более лирическими.
В серии аллегорических полотен 1780-х годов (ldquoИсточник любвиrdquo, Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма второй половины 18 столетия. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. «Задвижка» – произведение талантливейшего художника родом из Франции и проживавшего в Париже в 18-19 веке.
Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. Прославление добродетели, долга, морали поражает воображение читателей Дидро призыв Руссо вернуться в лоно естественной, простой жизни, стать ближе к природе, положить добродетель в основу семейных отношений находит отклик в творчестве Фрагонара: он пишет целую серию картин на сентиментальные сюжеты из семейной и сельской жизни («Счастливая мать», «Счастливое изобилие» и т. п. ). Спохватились лишь пару часов спустя. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Сам король приобрел полотно и даже заказал с него гобелен.
Размер картины 73 x 93 см, холст, масло. Абсолютно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. На подобные произведения был большой спрос. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Однако всего одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы понять, что же будет дальше. Эта работа – исключение из правила. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В тающей массе деревьев и облаков свет и цвет составляют единое целое, воплощая материальный мир в поэтическое произведение. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Портрет поражает своей глубиной и жизненностью. В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Однако всего одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы понять, что же будет дальше. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). На стуле символично изображено яблоко, согласно религиозному писанию являющееся обозначением греха и слабости плоти. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета XVIII в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия.
Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы. В это же время художник изучает творения великих мастеров в знаменитой коллекции Кроза. В конце 70-х и в 80-е гг.
Его творчество начала 60-х гг. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени.
Это без слов видно на представленной репродукции. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Техника офорта ему тоже была подвластна. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Страстная молодая пара изображена в любовном порыве., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Кровать и платье дамы уже смяты, видно, что молодые люди уже начали любовную игру. История искусства периода рококо и неоклассицизма.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Фрагонар родился в 1732 году в городе Грас в семье перчаточника. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В ученические годы Фрагонар создает произведения исключительно в стиле Буше. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». В шесть лет будущий художник оказался в Париже, где и получил образование.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Это тонкая игра в противопоставления особенно интересна. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Шардена, а потом Франсуа Буше. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Оно является одной из 800 жемчужин экспозиции главного музея Франции – Лувра. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда».
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Вместо дождя – золотой свет, олицетворение счастья, любви избавления. Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. В 1806 году у них родился сын Теофиль, который также стал художником.
Сперва ученик Ж. -Б. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Такова, например, серия панно, выполненная им в 1771 г. по заказу фаворитки короля мадам Дюбарри для построенного архитектором Леду нового павильона Лувисьенского замка. За пределы портретного жанра несколько выходит образ ldquoВдохновенияrdquo (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти – патетическому взлету мысли, мечты.
Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ее линии прихотливы извилисты. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам».
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Страстная молодая пара изображена в любовном порыве. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Переехав в Париж, он в 1747 году поступил в мастерскую Шардена. Творческая активность художника в этот период снижается. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. В 90-е гг. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Сценка откровенно театральна. Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора.