Герои картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей» (ил. Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. 1) написана в XVII в. в Италии в стиле эпохи Возрождения, а картина Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей» (ил.
1) и картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей» (ил. Любовные игры Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» или «Счастливые случайности качания на качелях» (1767).
предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773- 1775). Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озор ница», где все от театра, маскарада. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Картина также имела другое название «Тайная страсть». Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
В гостиной собрались гости. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Купидон, сын Венеры и бог Любви, по велению своей матери, возненавидевшей Психею за ее красоту, должен был принести ей несчастную любовь, но сам страстно влюбился в нее. Сперва ученик Ж. -Б. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. А вы знаете как привлечь деньги в свою жизнь.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. У нее премилое личико со слегка вздернутым носиком и лукавинкой во взгляде. Заказчик – барон Сен-Жюльен.
Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». Правда, в нем нет ни глубокой завораживающей тайны, ни высокой поэтической меланхолии гениального предшественника. «Счастливые возможности качелей», фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара, был написан по заказу барона Сен-Жюльена, который в деталях описал будущую картину художнику.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Вскоре ученик настолько проникся духом учителя, что подражания подчас неотличимы от оригиналов. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). История этого заказа довольно любопытна. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Осенью 1761 года Фрагонар вместе с аббатом Сен-Ноном возвращается в Париж. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Юноша специально подстерегал её. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Путти резвятся в водах источника и вздымающихся брызгах фонтана, один из них предлагает чашу волшебной жидкости для молодых любовников.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769).
Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Дуайена коробила незаслуженная, как ему казалось, популярность Фрагонара, этого легкомысленного трубадура фривольности. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Резкие, короткие удары кисти сообщают живописи особую энергию. Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». rdquo, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Об этих настроениях Фрагонара мы знаем не только с его собственных слов, но и из воспоминаний современников художника и отчётов, которые регулярно отсылал в Париж директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натуар. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Венок возлюбленному. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Внешне они часто похожидруг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходилииз картины в картину). «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Картина имела успех. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Фрагонар пишет пейзажи, галантные и жанровые сцены, портреты, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы знаменитого итальянского литератора Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Спервых лет истории Лувра здесь хранилисьпроизведения искусства. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Но работает там неохотно его влечет рисование. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Если великолепный парк смотрится слегка «размытым», то фигура девушки, ее платье, нижняя юбка, шляпка детально прописаны сухой кистью, придавая картине слегка «кукольный» легкий эротизм. Взлетают качели с нарядной дамой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765—1772).
После смерти Людовика XV Мари-Жанна Дюбарри была арестована и заключена в монастырь но скоро возвратилась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века. Первым достоверным владельцем являлся сборщик налогов М. —Ф. О детстве художника известно очень мало. Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной. : былвозведён вестибюль в виде стекляннойпирамиды (архитектор Иео Минг Пей).
Главными достоинства его живописи были свет и воздух. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания, – и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. словно по камертону, гармония сближенных тонов. Однако именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Дуайен признавался, что подобное предложение его смутило и «заставило буквально оцепенеть». Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект.
Итальянская живопись 17-18-го веков оказала сильное влияние на его творчество. Холст, масло. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Генрих IV (1589—1610 гг. ) поселил в нижних этажах Луврахудожников и ремесленников, обслуживавшихдвор.
Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). И посоветовал Сен-Жюльену обратиться к "мсье Фрагонару", который к этому времени уже успел упасть в глазах "настоящих художников", создающих монументальные полотна на сюжеты из древней истории или мифологии. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии».
Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. На самом деле: точное название картины — «Счастливые случайности качания на качелях».
В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Работал над гравюрой и занимался оформлением книг. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей.
Требование«раскрыть все богатства искусстваперед животворным оком народа» (словахудожника Жака Луи Давида) было выполненолишь во время Великой Французскойреволюции. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели.
Источник Любви – это история Сада Любви, аллегории природы любви, которая возникла в поэзии античности и средневековья. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Когда вы в последний раз качались на качелях в разгар пикника.
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. — в особенности от Тьеполо. Он изображён в облачении испанского идальго. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нём пробуждался темперамент живописца.
Эта работа – исключение из правила. Художник смог передать своё представление о любви.
Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Солнечный луч, проникающий из окна в комнату колеблется и моделирует лицо девушки, окрашивая её кожу и голубыми бликами pисуя платье, сотканное быстрыми живыми и воздушными мазками. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции.
Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Она оказывается в его жарких объятиях.
Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»).
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Однако история расставила приоритеты с точностью до наоборот: имя и творчество Дуайена теперь известны разве что знатокам, в то время как «Качели» Фрагонара воспринимаются как настоящий символ французской культуры.
Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Такая простота в соединении с виртуозной свободой кисти сделала бы честь самому Рубенсу или Ватто. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца.
Позже Дуайен отказался от заказа и порекомендовал Фрагонара. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Он готовился стать историческим живописцем, перед нимоткрывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказыот Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя.
В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, Пьетро да Кортона и в особенности Тьеполо. В картинах«Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особойэмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическомукостюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье.
В середине XVIв. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. В 1756 г. он стал учеником Французской Академии в Риме. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья.
Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху. Грёзоднимизпервых начал писать детей так, как онивыглядели в действительности, непытаясь (в отличие от художниковрококо) превратить их в «маленькихвзрослых». Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Не было жанра исключая, может быть, натюрморт, — в котором не работал художник. Фрагонар учился у таких разных живописцев, как Буше и Шарден. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Шардена, а потом Франсуа Буше.
Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. В зависимости от тех или иных обстоятельств он свободно варьирует стиль и технические приемы: он может с ходу форсировать возможности палитры, наслаивая фактуру и бороздя кистью поверхность холста, но при желании достигает эмалевой гладкости. Менаж де Прессиньи, после смерти которого в 1794 году картина перешла в собственность революционного правительства Франции. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Они написаны темпераментно, свободно, с неисчерпаемой фантазией. Эту статью могут комментировать только участники сообщества. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох».
Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах, написано пушисто. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Это действительно прекрасная вещь. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая, тёмно-красная драпировка на заднем плане. На самом деле: точное название картины — «Счастливые случайности качания на качелях». Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей».
ПарижскийЛувр носит имя средневекового замка, построенного в начале XIIIв. Ему, признанному мастеру высокого жанра, взяться писать содержанку. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели».
Сами названия портретов «Пение» (1769), «Любовная записка» (1773 -1776), «Маленькая озорница» (1777 — 1779) — говорят о большой доле аллегоризма. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком.
Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Диапазон его чрезвычайно широк. На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час. Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -Б. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят.
Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». Когда вы в последний раз качались на качелях в разгар пикника. Ее поведал своему знакомому исторический художник Габриэль-Франсуа Дуайен.
1788 год стал очень тяжёлым для художника. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения.
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Данная картина отличается не только своим интересным сюжетом и композицией.
Но его беспокоило, что обладая большим талантом, Фрагонар был склонен уж очень легко менять свою живописную манеру и ему не хватало точности в копировании картин старых мастеров. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. В это время в моду входит классицизм. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Шардена. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Я теперь знаю В 1720 г., за год досмерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывескойантикварной лавки, — «Вывеска лавкиЖерсена».
Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. История создания "Качелей" весьма занимательна. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. В то же время Фрагонар увлеченно изучал творчество Рембрандта и Рубенса, копировал «малых» голландцев. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
Как он рассказывал, через несколько дней после появления в салоне его картины «Святая Женевьева», один знатный человек послал за ним, чтобы заказать картину. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» — замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительноточно и полно представил стили ихудожественные вкусы эпохи: в первойчасти картины изображены холодные, напыщенные классицистическиепроизведения, во второй — игривые«галантные сцены» и жанровая живопись. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. «КраскиФрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Это был известный в свое время художник, член Академии, автор больших церковных картин. 81 x 65 см. Лукавство и страсть соединяет художник в «Качелях». Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
Прежде чем сделать такой выбор, он прошел сложный, полный исканий путь. Лондон. Перед нами характерная для живописца картина.
Кажется именно это думает кавалер, восхищенно наблюдающий за своей возлюбленной артина «Качели» (полное ее название «Счастливые случайности качания на качелях») была написана Жаном Оноре Фрагонаром по заказу крупного финансиста барона де Сен-Жюльена в 1767 году. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Фрагонар использует здесь редкий для себя приём – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели». В Лувр были свезенысокровища Версаля и произведенияискусства, конфискованные у Церкви иаристократов, в частности «Мадоннаканцлера Роллена» кисти нидерландскогоживописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Франциск Iперевёзсюда из загородной резиденции — замкаФонтенбло — коллекцию живописи: лучшиетворения Леонардо да Винчи «Мадонна вгроте» и «Джоконда», доставшиеся емупосле смерти мастера, четыре полотнаРафаэля и другие картины.
целые сотни, они сплетаются между собой, все смешано: головы, бедра, тела, руки, — и притом с несомненно совершенным искусством но все это лишено силы, красок, глубины, различия планов. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Юный пастух целует проигравшую партнершу та кокетливо сопротивляется. Круг замкнулся. Вот что говорил сам Дуайен о том самом заказе, который позже был перепоручен Жану-Оноре Фрагонару: Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
Мадам Фрагонар и Маргарита Жерер седьмого сентября 1789 года были в Национальной ассамблее среди жен и дочерей художников, пожертвовавших свои сбережения на дело революции. Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Сперва ученик Ж. -Б. Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости.
Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо.
Его творческий темперамент поистине огромен. Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая».
Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. В возрасте 18 лет умерла его дочь. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Но он быстро взял себя в руки и сказал: «Ах, месье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». В период пребывания в Италии (1756—1761) былиисполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французскимаристократом, аббатом К. Р. Запечатлено мгновение, минутная ситуация. Позднее он стал королевской резиденцией.
Но главное — он наслаждается. Здесьцарят скромность и достаток. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Его произведения исполнены неги, наслаждения жизнью («Качели», «Праздник в Сен-Клу», «Купающиеся наяды») пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей («Поцелуй украдкой») или согреты сочувствием судьбе героев. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: Он (заказчик) был в своей холостой квартире вместе с возлюбленной. Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели».
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. В Отделескульптуры представлены произведениязападноевропейских мастеров XII—XIXвв. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше.
Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара.
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. Как. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Грёза.
«Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. Но тут же спохватился: нет, это противоречит его принципам.
Поистине, качание на качелях дает счастливые возможности. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Они обмениваются лукавыми взглядами.
Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лицмоделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Более того, можно и поирони-зировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят.
Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков затем лишается и этого места. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». живописи — прежде всего голландской и фламандской. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. История создания "Качелей" весьма занимательна. Свет падает сверху, освещая девушку и, притаившегося в кустах на переднем плане, любовника.
Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765 – 1770 годов. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством. Написание картины было заказано бароном Сен-Жюльеном.
Его искусство оставалось весьма противоречивым. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. На картине барышня изображена откинувшись назад. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Творчество художника в этот период отличается особой интенсивностью. Последняяперестройка произошла в 1986—1988 гг.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Фрагонар действительно любил фантазировать.
Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. Рококо. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Дуайен буквально оцепенел от вопиющей непристойности предложения. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Франция. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.
Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. Изначально он обратился к художнику Габриэлю Франсуа Дуайену. Но это не лишает сцену правдивости. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи. Оставил большое наследие (более 500 картин и 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.
Она похожа в нем на бабочку и райскую птицу одновременно. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Ему- равным образом доступны эффекты широкого, как бы небрежного письма и ювелирная отделка мельчайших деталей. На мгновение артист пересилил в нём моралиста и Дуайен заметил, как к месту была бы на картине взвившаяся в воздух туфелька, а ловить её бросились бы амуры. Однако тот счел его недостаточно подготовленным и отослал в мастерскую Шардена. король Франциск I (1515—1547гг. ) приказал снести обветшавшуюкрепость. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Собрание Уоллеса. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица.
Дуайен признавался, что подобное предложение его смутило и «заставило буквально оцепенеть». Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. эстетических переживаний. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.
подобно зыбкому миражу, вилла с мраморными лестницами. Любовник изображен, лежащим в кустах. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Теперь деньги гребу лопатой.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Да еще и в таком двусмысленном антураже. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».