Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Проницательный Сен-Нон не случайно находил в этих рисунках чары, присущие не холодной виртуозности но подлинной поэзии. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
В это время в моду входит классицизм. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). История создания "Качелей" весьма занимательна. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Это без слов видно на представленной репродукции. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. В 1780-е гг. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график.
В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Давидом, лишил его прежней популярности.
А через полгода молодой ученик покидает мастерскую Шардена и возвращается к Буше (1703-1770), который представляет собой центральную фигуру французского рококо.
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. В картинах «Урок музыки» (ок. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.
Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Отличающиеся изысканной декоративностью колорита, лёгкостью письма, плавными композиционными ритмами произведения Фрагонара исполнены чувственной неги, наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства.
О детстве художника известно очень мало.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Картина Фрагонара написана под влиянием поздних итальянских мастеров и в ней немало условной театральности, но сквозь риторику пробивается желание передать силу чувств, красоту самоотверженного подвига. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме.
Перед нами характерная для живописца картина. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. В 70-е гг.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Серия портретов (1761–1765), т. н. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии, которую возглавлял в те годы Натуар. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Мечтой каждого молодого французского живописца в то время было получить приз Французской Академии — поездку на учебу в Рим. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует».
Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Учился у Ж. Б. С. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя.
Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Фрагонар действительно любил фантазировать. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. В 90-е гг. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Другая парижская красавица – мадам Дю Барри, новая фаворитка короля Людовика XV, сменившая маркизу де Помпадур, тоже была заказчицей Фрагонара. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Эта работа – исключение из правила. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна.
Юноша специально подстерегал её. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Он изображён в облачении испанского идальго. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Фрагонара и Г. Робера.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Грёза. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание – отдают на обучение к живописцу. У Мари-Мадлен Гюймар была репутация роковой куртизанки, её связи осуждались общественностью, что, однако, не мешало публике восхищаться сценическими талантами Гюймар. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс. Сперва ученик Ж. -Б. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Сперва ученик Ж. -Б.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
В возрасте 18 лет умерла его дочь. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ. В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Их становится невозможно отличить от картин Буше. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Давидом, лишил его прежней популярности. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. В конце 70-х и в 80-е гг.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. художник лишается и заказчиков и славы. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Спохватились лишь пару часов спустя. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Она оказывается в его жарких объятиях. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Поверхность листа мерцает и живет, кажется одновременно бархатистой и прозрачной в моделировке форм нежнейшее туше сочетается с отточенным, экспрессивным рисунком.
Тот принимает Фрагонара. Шардена и Ф. Буше в Париже. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Учился у Ж. Б. С. Главное, цель достигнута. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
На подобные произведения был большой спрос. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше и резкие пламенные красные тона.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
Оп. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Сперва ученик Ж. -Б.
Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Эти качества делают их частью окружающей природы. К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей" и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара.
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основателем которого является Ж. -Л. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Ее линии прихотливы извилисты.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Его творчество начала 60-х гг. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями.
Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Когда известие об этом дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
В гостиной собрались гости. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь».
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
Это позже будет восхищать импрессионистов. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.
22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Посмотрим на несколько портретов. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства.
С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Но это не лишает сцену правдивости. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Шардена, а потом Франсуа Буше. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр). Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. В 80-е гг. Картина имела успех. На этой картине изображена девушка, застигнутая врасплох в своей комнате за письменным столом во время чтения письма, вложенного в букет цветов, который держит в руках. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Его творческий темперамент поистине огромен. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). А. С. Но прославленный мастер находит юношу недостаточно подготовленным для своей мастерской и советует устроить его к Жану-Батисту Шардану. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. И последнее, о чём необходимо сказать.
Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. С великолепной маэстрией предан в этом маленьком холсте ярких чистых тонов колорит итальянской современной жизни, обыграна прелесть обыденного мотива. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств). Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Шардена. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр).
(Жак-Луи Давид)Жан Оноре Фрагонар (фр. В конце 70-х гг. Сценка откровенно театральна.
Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Шардена, а потом Франсуа Буше. В конце 60-х гг. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Он совсем юн и изящно манерен. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
Картина была удостоена римской премии, однако поездке в Рим по установленному обычаю предшествовала длительная стажировка в Париже. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Художник смог передать своё представление о любви. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Давидом, лишил его прежней популярности. Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нём пробуждался темперамент живописца.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.