За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Эти качества делают их частью окружающей природы. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». В рисунках Фрагонара к роману Сервантеса Дон Кихот и Басням Лафонтена, созданных во время Великой французской революции или незадолго до нее, присутствует тот же критический дух. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях – вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Фрагонара и Г. Робера. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Тонкий колорит, остроумная образность и лёгкое, непринуждённое письмо придают его работам неотразимую живость при этом даже самые эротические сюжеты никогда не кажутся вульгарными. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Путти резвятся в водах источника и вздымающихся брызгах фонтана, один из них предлагает чашу волшебной жидкости для молодых любовников. Такова, например, серия панно, выполненная им в 1771 г. по заказу фаворитки короля мадам Дюбарри для построенного архитектором Леду нового павильона Лувисьенского замка. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). В картинах «Урок музыки» (ок. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Живопись Фрагонара достигает порой предельной изощренности и чувственной красоты, но одновременно в ней начинают звучать новые лирические и мечтательно-романтические ноты. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Их становится невозможно отличить от картин Буше. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Он изображён в облачении испанского идальго. Фрагонар действительно любил фантазировать. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше. В творчестве Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Юноша специально подстерегал её. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Его творчество начала 60-х гг. Ее линии прихотливы извилисты. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». В конце 70-х гг. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Танцовщице особым образом покровительствовал герцог де Субиз и многие другие представители европейской знати. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху.
В возрасте 18 лет умерла его дочь. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Яркие, сияющие краски этих небольших картин напоминают палитру Франсуа Буше, а юные поселяне – изящные раскрашенные фигурки Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре, где они изготовлялись по рисункам того же Буше. Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Картина также имела другое название «Тайная страсть».
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств). Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).
Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. По всей видимости, сначала Сен-Жюльен предложил этот заказ мастеру исторической живописи Габриэлю Франсуа Дуайену. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Это позже будет восхищать импрессионистов. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Яркий импровизатор, Фрагонар сумел соединить в своём творчестве лёгкость рококо, возвышенность исторического стиля и сентиментальность сюжетов. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: "Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей. Грёза. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. В 1780-е гг. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Но прежде чем поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой Школе покровительствующих художников. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
В конце 60-х гг. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр).
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Эта работа – исключение из правила. Оп. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Картины Жана Оноре Фрагонара начинают отображать пикантные сцены, порой интимно-эротического содержания. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».
В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и весёлый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Пушкина) присутствует некоторая назидательность и нотки сентиментальности, как и в полотнах славившегося подобными сюжетами современника Фрагонара Ж. -Б.
Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
Сценка откровенно театральна. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки.
Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя).
Она оказывается в его жарких объятиях. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. А. С. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка. Спохватились лишь пару часов спустя. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
На подобные произведения был большой спрос. Шардена и Ф. Буше в Париже. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). В это время в моду входит классицизм. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Здесь Фрагонар создаёт серию поэтических рисунков с изображением виллы, её живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения". В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
В конце 70-х и в 80-е гг. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Сперва ученик Ж. -Б. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения.
Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Фрагонар совершает путешествие в Неаполь и Венецию, знакомясь с памятниками античности и наследием великих колористов. Серия портретов (1761–1765), т. н. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Но это не лишает сцену правдивости. Когда известие об этом дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама.
В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. История создания "Качелей" весьма занимательна. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного.
Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара. Учился у Ж. Б. С. В гостиной собрались гости. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Техника офорта ему тоже была подвластна. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика.
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». В этот период в манере художника сквозь изящество и лёгкость, свойственные искусству эпохи рококо, всё яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического стиля. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. В 70-е гг. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Посмотрим на несколько портретов.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Стилистика рокайля и новой моды а la greque органично сосуществовали в искусстве Франции этого времени.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Шардена, а потом Франсуа Буше. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф.
И последнее, о чём необходимо сказать. Художник смог передать своё представление о любви. Картина имела успех. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником.
Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. О детстве художника известно очень мало.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Он совсем юн и изящно манерен. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Всё дело в том, что писал он её в поздний период.
Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Главное, цель достигнута. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. В 90-е гг.
Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Его творческий темперамент поистине огромен. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане).
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Прототипами обеих серий служили реальные лица. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. В 80-е гг. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Перед нами характерная для живописца картина. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Картины Фрагонара конца 70-х гг. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Шардена. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. художник лишается и заказчиков и славы.
Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты.
Его искусство оставалось весьма противоречивым. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Давидом, лишил его прежней популярности.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Это без слов видно на представленной репродукции. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше и резкие пламенные красные тона. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.