В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Друэ, А. Л. Жак Луи Давид (David) (30. 8. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний.
Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств. Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг).
Давид пишет портреты г-на и г-жи Пекуль (Лувр). На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. Давид обучался во Французской Академии. Его учителями становятся «Рафаэль и античность».
В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Педагогическая система учителя была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, болонцев, Микеланджело, требовании добиваться «правды и величия». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Даже Папа Римский увидел детище французского художника.
Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»».
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Линию «героического» классицизма продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Иной идиллической, линии в европейском классицизме второй половины 18 в. созвучно полотно «Парис и Елена» (1788, Лувр). Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, передан портретно на основе сделанного художником перового рисунка (Версаль, Национальный музей) с головы мертвого героя.
За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. В «Автобиографии», написанной около 1808, Давид писал о барельефах колонны Траяна: «Я велел поднять в мою мастерскую многие из этих барельефов и копировал их шесть месяцев». он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность.
Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью. Работая над ним, Давид создал много портретов, стремясь передать реакцию персонажей на происходящее важное событие. Художник получает в качестве особой привилегии квартиру в Лувре.
«Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». В 1776 директором Управления королевскими строениями графом д"Анживийе с целью «оживить добродетели и патриотические чувства» французов было заказано Давиду историческое полотно на сюжет из «Римской истории» Роллена «Клятва Горациев» (1784, Лувр). Давид не случайно с жадностью писал портрет мадам Рекамье: за нею он различал новые характеры и судьбы, новое обличие эпохи. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. В его мастерской начинают работать ученики (Ж.
Давид трактует его с сентиментальной чувствительностью в традиции Вьена, демонстрируя прекрасное владение передачей классически стройной композиции, мастерством четкого рисунка, благородного колорита, строящегося на разработке красного и коричневого цветов. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Великий гений Жак Луи Давид, описание картин которого дает понять зрителю, каким невероятным талантом он обладал, справа от мужественных воинов изобразил группу скорбящих женщин, понимающих неотвратимость утраты близких людей.
Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Пылкость и оригинальность – вот что его характеризует одновременно знаток и великий художник, он посвятит свои старческие годы хранению шедевров, умножению числа которых он содействовал в своей молодости. 1790-е годы ознаменовались особенно интенсивной работой в портрете (портреты Пекуль, оба – 1784, Лувр).
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 получает титул «Первого художника императора».
Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Тонкое наблюдение индивидуальных качеств модели всегда сочетается с глубоким психологическим обобщением, придавая каждому образу яркую жизненность. А художественная жизнь Франции с тех пор пошла по новому руслу, в трагической борьбе проложенному Жаком Луи Давидом.
Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Произведения Давида 80-х гг.
Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков.
Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Полотно представляет собой огромный холст. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Рисунки художника – образцы высокого мастерства.
Картина демонстрирует прекрасную строгую композицию и единство колорита, в котором доминируют насыщенные красно-коричневые тона. Второе значительное историческое полотно «Андромаха у тела Гектора» (1783, Лувр) на сюжет из Гомера тоже получило благожелательный прием в Салоне 1783. В гедонистическом вкусе времени Империи были исполнены поздние полотна «Сафо, Фаон и Амур» (1809, Эрмитаж) и «Амур и Психея» (1817, Художественный музей, Кливленд). Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр).
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой.
Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля.
Давид не стал оправдываться и объясняться. Олицетворением эпохи Наполеона явился портрет «Госпожа Рекамье» (1800, Лувр). (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в зале для игры в мяч» (1789, Национальный музей, Версаль). Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Энгра и многих др. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Итог оказался печальным.
Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Сюжет отвечал вкусам эпохи Просвещения., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Депрессия следует за крайним возбуждением. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем.
Давид изучает античную скульптуру в только что открывшемся Музее Пио-Климентино в Ватикане. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, — все это делает картину похожей на надгробный памятник. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр).
Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве).
Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна.
Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). 1825, Брюссель), французский художник. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Он работал над ним в Риме и его показ здесь вызвал подлинную сенсацию. Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. И лицо женщины, царившее на холсте, причудливо сочетало в себе живость парижанки с правильностью черт статуи. Сын мелкого, но довольно состоятельного торговца.
Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Ж. Друэ, К. Фабр, А. Л. Жироде, Ж. Б. Викар). Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Несколько придворных и офицеров пытались по очереди вскочить на брыкающегося, видимо, почти не объезженного, жеребца. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. ) возрождается героический идеал античности. Давид объявляет об открытии особой платной выставки.
После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. 1748, Париж, – 29. 12. Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. «Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в клятве единения фигур Горациев на фоне дорической колоннады, вызвал много подражаний.
Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». События национальной истории (неизвестно, был ли художник сам очевидцем клятвы представителей третьего сословия, объявивших себя Национальным собранием) впервые стали сюжетом исторического полотна «большого стиля».
Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Тонкость наблюдения индивидуальных качеств модели сочетается в портретах «Господа Трюден» (1792, Лувр) и «Господа Д"Орвийе» (1790, Лувр) с глубоким психологическим обобщением. Наполеон произвел художника в офицеры Ордена почетного легиона. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его. Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809).
Но в ту минуту, когда готова была разразиться кровавая битва, сабинские женщины бросились в самую гущу воинов и заставили их прекратить бой. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия.
Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
В парковом павильоне дворца в Марли 20 июня 1789 года часть депутатов Генеральных Штатов, представлявших третье сословие, объявили себя Национальным собранием. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Выразительны и два автопортрета художника (1791, Уффици 1794, Лувр), созданные в период взлета его политической карьеры. Жак Луи Давид (фр. Винкельмана. С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата.
Три сына в полном боевом вооружении, в шлемах и с копьями простерли правую руку навстречу отцу в традиционном и мужественном жесте римского приветствия. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. В результате им был создан рисованный фриз длиной 2, 25 м (Художественная галерея Э. Б. Крокса, США) в стиле римских барельефов. Энгр, Ж. А. Гро, П. П. Прудон.
С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Они продолжили анакреонтическую тему в его творчестве. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр).
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Портрет навсегда остался незаконченным. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена.
1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Уже в 60-х годах XVIII в. туда устремлялись молодые люди из различных стран, получившие художественное образование у себя на родине и мечтавшие приобщиться в Италии к высокому искусству и усовершенствовать свое мастерство. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Революционные события художник воспринял с радостью. Здесь им был написан единственный пейзаж «Вид Люксембургского сада» (Лувр), который он каждый день видел из окна.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма.
Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Полотно «Коронование. Посреди комнаты «два больших кресла из цельного дерева, украшенных позолоченной бронзой, выполненные самым лучшим краснодеревщиком времени, Жакобом, в подражание античности. Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства.
Сохранился официальный документ, в котором Давид писал: За Фрагонара – его многочисленные создания. Да и все здесь казалось ожившей древностью: дикий конь, рвущийся из рук людей, пронизанная солнцем роща, полуразрушенная стена патрицианской виллы вдалеке.
Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Я жду Вашего совета». Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена). В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме и получает ее за полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» (Школа изящных искусств, Париж).
Французский художник, представитель неоклассицизма. Родился 30 августа 1748 года в Париже. За представленное на конкурс полотно «Велисарий» (1779, Политехническая школа, Париж) в 1781 Давида единогласно принимают в члены Академии.
Картина была показана на выставке. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний.
Увлечение классической живописью и античной пластикой проявилось и в полотне «Сабинянки» (1799, Лувр). Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Теперь патриотические темы вовсе не надо было искать в античности, героика вторгается в саму жизнь. Энгра и др. Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена.
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции.
В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Жироде, Ж. Б. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814).
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу. Полные величия и торжественности, застывшие наподобие античных скульптур фигуры, возможно, являются воспроизведением сцены «Похороны Патрокла». Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. Его учениками были крупные художники Франции: Ж. О. Д.
Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель.
Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля».
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Своим долгом он считает и «прославление кистью революционных мучеников», посвящая этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Королевский музей, Брюссель) и «Смерть Жозефа Барра» (1793, Музей Кальве, Авиньон).
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства». Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Полотно «Коронация», состоящее из правдивых портретов известных исторических лиц имело огромный успех в Салоне 1808 года. Давид горячо поддержал французскую революцию. Портретируемые то уподоблены античной статуе («Господа Вернинак», 1799, Лувр), то изображены в свободной, словно непроизвольной, позе, отдыхающими на пленэре (портреты четы Серизиа, оба – 1795, Лувр). Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном византийском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в живописи классицизма второй половины 18 в. Давид трактует сцену с сентиментальной чувствительностью в духе Вьена.
Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора».
Велизарий был лишен чинов и богатств, а затем по приказу жестокого и недоверчивого монарха ослеплен. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. В честь Наполеона он создает конный портрет «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Национальный музей, Мальмезон), большие исторические полотна: «Коронация» (1805, Лувр), портрет «Наполеон в рабочем кабинете» (1812, Национальная галерея, Вашингтон), аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1814, Лувр), прославляющее походы «Великой Армии». Наконец еще один решил попытать счастья. Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба.
Отец погиб на дуэли в 1757 и воспитанием мальчика занимались братья отца. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Композиция полотна с сидящей у ложа Андромахой повторяет сцену «Смерть Мелеагра», воспроизведенную в рельефе античного саркофага (ее часто копировали мастера классицизма эпохи Давида). В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
В августе того же года вернулся во Францию. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр).
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр).
Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». Интересно, что противники римлян – их детские друзья, однако этот факт не помешал Горациям с ними расправиться. С приходом к власти правительства Директории он был освобожден в 1795.