«начальник УФСБ России по Хабаровскому краю Сергей Дёмин в торжественной обстановке передал представителям Дальневосточного художественного музея ценный экспонат — картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», — говорится в сообщении. Сотрудники УФСБ России по Хабаровскому краю вернули Дальневосточному художественному музею картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», которая была похищена 70 лет назад, сообщает в четверг УФСБ по краю. Французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма Жан-Леон Жером написал картину «Пастух» в 1857 году. Сотрудники ФСБ вернули картину французского живописца и скульптора ЖанЛеона Жерома «Пастух», похищенную.
На выставку 1855 года в Парижском Салоне Жан-Леон Жером выставил Pifferaro, Пастуха, Отдых в российском лагере, воспоминая Молдавию (известна эта картина и под другим названием – Российский концерт), Господство Августа и рождение Христа. Картина художника Жана-Леона Жерома «Пастух» после долгих и не до конца известных мытарств вновь оказалась на своем законном месте – в Дальневосточном художественном музее. Это произведение французского художника Жан-Леона Жерома "Пастух".
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. По мнению и Дж. Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. На фоне светлого неба и дымчатого пейзажа на ней изображен молодой человек с длинными до плеч волосами, в шляпе, плаще, со свирелью в руке. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Замечательная передача воздуха и египетской жары.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Полотно велико по размеру — 134 203 см. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Жан -Леон Жером (1824-1904) – известный французский ориенталист. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Тогда найти ее не смогли, да и не сильно, видимо искали, после войны было много других забот. 27 августа с. г.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Там она и висела до 1946-го года, когда ее вдруг. В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома.
Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. во время посещения музея между 13 и 18 часами из экспозиционного зала музея со стенда неизвестными лицами была похищена картина художника Жана-Леона Жерома «Пастух» размером 22, 5 на 15 см исполненная на дереве маслом инвентарный 94. украли. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Картина находилась недалеко от входа, где обычно сидит кассир-наблюдатель. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
О чём и составили настоящий акт». Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. По словам главного хранителя музея Светланы Жук, шедевр в 1931 году был привезен из Эрмитажа, но в 1946 году его похитили. В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Вчера сотрудники УФСБ по Хабаровскому краю возвратили в Дальневосточный художественный музей картину французского художника XIX века Жана-Леона Жерома «Пастух» (1857 г., масло, паркетированная доска). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. В зале было 6 перегородок, на каждой из них размещались картины. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. К классикам его причислили только в XX веке. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей.
Во внутреннем дворике устроен торг. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. На весь музей – только кассир-смотритель. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. И показал ее нам.
ушла из музея по служебным надобностям. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику— Обле, что чувствует приближение кончины.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Но, возможно, для живописи это и замечательно. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
было поручено довести о краже картины до сведения следственных органов. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В 13 часов Быченкова В. С. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. 22 марта 2001 г. полотно Бассейн в гареме было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа (пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем музея). Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Его работы принадлежат к мировому культурному наследию, они романтичны.
Картину Пастух (22, 8 на 14, 9 см) французский художник, художник и скульптор, представитель академизма Жан-Леон Жером (1824-1904) написал маслом на паркетированной доске. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
В 1846г. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В начале марта картину планируется выставить в составе экспозиции «Неизвестный Эрмитаж. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
Вчера в стенах федеральной службы безопасности картину официально передали специалистам музея, сегодня в железном ящике, под охраной двух автоматчиков доставили в музей. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Уходя, т. Быченкова предупредила Золотову о внимательном наблюдении за посетителями. Похищенная картина в это время была, по словам Быченковой, в экспозиции. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. По мнению и Дж.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Его любимая гамма – сероватая, не глянцевая. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». 29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. К 250-летию Государственного Эрмитажа». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Стоимость оценивается примерно в 3 млн. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Это вызвало возмущение парижских критиков, заявивших, что жанристам не должны были присуждаться медали. Она сейчас находится в музее Орсе. На каких-то черных рынках антиквариата. Обнаружив пропажу, Золотова вызвала директора музея тов. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
Картина изъята с «черного» антикварного рынка. Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей.
После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Жерому удалось убедительно передать отчаяние всадника, который не может примириться с гибелью животного.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Мер к задержанию кого-либо принято не было, Быченковой В. С. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Жан-Леон Жером (фр. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Он, как и все ориенталисты, увлекался внешними, поверхностными деталями, в тематике. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. и Золотова Н. Л.