Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр.
В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Жан Оноре Фрагонар (фр. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Жан Оноре Фрагонар (фр. Жан-оноре Фрагонар возвратился в Париж в начале девятнадцатого века, где он умер в 1806, почти полностью забытый. Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни. Жан Оноре Фрагонар (1732— 1806) — французский живописец.
В 70-е гг. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Учился у Ж. Б. С. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Шардена, а потом Франсуа Буше. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Сперва ученик Ж. -Б. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Сперва ученик Ж. -Б. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Переходы тона от светлого к густо-розовому завершаются красной полосочкой подушки на качелях. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» – в разных частных коллекциях. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Давидом, лишил его прежней популярности. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Это поцелуй невинный и торопливый. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Фрагонар действительно любил фантазировать. Сперва ученик Ж. -Б.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Возможно, что картины были парными.
Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Заработки старого Фрагонара невелики.
В то время как в Риме, Фрагонар сократил дружбу с таким же живописцем, Хьюбертом Робертом. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Она оказывается в его жарких объятиях.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства.
В 1780 у него был сын, Александр-Еварист Фрагонар (1780–1850), кто в конечном счете стал талантливым живописцем и скульптором. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. У портрета Дени Дидро (1769) недавно было свое приписывание подвергнутому сомнению Фрагонару. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха.
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Это было сделано предметом напыщенного (хотя не абсолютно серьезный) хвалебной речью Дидро и был куплен королем, которому воспроизвели его на фабрике Гобеленов. Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
Сперва ученик Ж. -Б. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Здесь стиль рококо предстает перед нами в самом своем лучшем, смелом и жизнеспособном варианте, при этом выдержанный во всей своей цельности.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. И последнее, о чём необходимо сказать. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу.
Видимо, он получает несколько заказов на портреты, да в 1795 году выходит не полностью осуществленное издание сказок Лафонтена с иллюстрациями по его рисункам. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки.
Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.
Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Его искусство оставалось весьма противоречивым. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Он также учился восхищаться владельцами голландских и фламандских школ (Рубенс, Халс, Рембрандт, Ruisdael), подражая их свободным и энергичным мазкам. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой).
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. Он совсем юн и изящно манерен. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
В конце 70-х и в 80-е гг. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
Одна из самых известных картин Фрагонара – Колебание, также известное как Счастливые Несчастные случаи Колебания (его оригинальное название), живопись в музее Коллекция Уолласа в Лондоне. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Перед нами характерная для живописца картина. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем.
Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
В 1780-е гг. Последующие события, сотрясшие всю Европу, — крушение революции, Директория и приход к власти Наполеона Бонапарта — никак не затронули жизнь состарившегося художника. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Пестрота и переплетение разных линий в искусстве Фрагонара выступают в 80-х годах еще резче, чем прежде.
Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Главное, цель достигнута. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. История создания "Качелей" весьма занимательна. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Художник смог передать своё представление о любви.
Поскольку леди качается вперед, молодой человек получает проблеск под ее платьем. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
В конце 60-х гг. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Теперь у него новая забота.
Плодом этой поездки было издание : «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен.
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Сперва ученик Ж. -Б. Последние годы жизни старого художника печальны. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует».
Это без слов видно на представленной репродукции. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Казалось, что после такого триумфа Фрагонара ожидает гладкая и прямая дорога к славе и богатству.
Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Во время Великой французской революции Ф. – хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). К этому времени Фрагонару исполнилось 29 лет и для него настала пора всерьёз заняться работой.
Предыдущий отчет составлял 5300000 для живописи, проданной в Лондоне в 1999. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Картина была удостоена римской премии, однако поездке в Рим по установленному обычаю предшествовала длительная стажировка в Париже. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу.
Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.
Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Это позже будет восхищать импрессионистов. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Изображена молодая особа, лежащая в постели, в короткой рубашке, с обнаженными бедрами, видимая в сильном ракурсе.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г.
При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Парижане знали этот сюжет по опере Каллироя Детуша на текст Руа, которая шла с 1712 года и неоднократно возобновлялась. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Но ни в какое сравнение с беспокойным талантом ее друга и учителя не идет ограниченное, аккуратное искусство Маргариты Жерар.
Но это не лишает сцену правдивости. Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации).
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно.
Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Фрагонар причисляется к академикам, получает квартиру и мастерскую в Лувре, перед ним открывается перспектива почетной карьеры с заказами двора и королевской мануфактуры гобеленов. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Подружившись здесь с живописцем Юбером Робером, он совершил вместе с ним и с любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Его творчество начала 60-х гг. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков.
Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Согласно утверждению братьев Гонкуров, портрет хранился у потомков Жана-Оноре и Мари-Анны Фрагонар и долгое время не выставлялся для публичного просмотра.
В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Одна из главных его черт – динамизм, которым охвачены и фигуры и вся красочная структура картины. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Поверите ли, – сказал мне Дуайен, – через несколько дней после появления в Салоне моей картины Святая Женевьева один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину. Пророк Ахия предсказал Иеровоаму, что он будет царём всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Шардена и Ф. Буше в Париже.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане).
Юноша специально подстерегал её. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Луврские Купальщицы – вещь чуть побольше этих полотен, но в ней шесть фигур небольшого масштаба.
Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Это Пьер Прюдон (1758- 1823).
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
В 90-е гг. На подобные произведения был большой спрос. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Эти качества делают их частью окружающей природы. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись.
Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней.
картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Красочное зрелище привлекает сюда художников.
Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Спохватились лишь пару часов спустя. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. 5 декабря 2013, на Новой Бонд-Стрит Bonhams, Лондон, Торговые залы портрет Фрагонара Франсуа-Анри duc д39Харкурт, проданный для Стерлинга за 17106500 – 28058081 доллар США – устанавливание цены Мирового рекорда для художника на аукционе. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт).
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Его творческий темперамент поистине огромен. Давидом, лишил его прежней популярности. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. В то же самое время Фрагонар возвращается к теме семейного благополучия – на этот раз в обстановке буржуазной беспечности и достатка. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Общее внимание было привлечено к Фрагонару.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Однако с развитием неоклассицизма мода на полотна Фрагонара прошла окончательно разорила художника Французская революция и он умер в нищете. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. История этого заказа очень колоритна. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». В 1765 его «Coresus и Callirhoe» обеспечили его прием к Академии.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков.
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху. В июле 1770 года она заказала ему четыре десюдепорта для интерьеров Старого павильона замка в Лувесьенне, полученного ею в 1769 году в подарок от короля. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Фрагонар умер 22 августа 1806 года. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Посмотрим на несколько портретов. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Французская революция лишила Фрагонара его частных покровителей: они были или обезглавлены или сосланы. Шардена, а потом Франсуа Буше. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Сценка откровенно театральна.
Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Сперва ученик Ж. -Б. Подрастает сын – тоже будущий художник. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Весь Париж встречается здесь. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Ее линии прихотливы извилисты. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей.
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Маргарита Жерар не была бездарна. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Эта работа – исключение из правила.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Он обычно избирает в качестве сюжета иллюстрации самую суть, самую изюминку озорной лафонтеновской сказки.
Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Много сил вложил он в создание Лувра.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Шардена, а потом Франсуа Буше. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Его яркий красно-коричневого цвета костюм и шляпа с пером освещены потоком резкого холодного света.
Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем и заказал мороженое. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Без сомнения, они с Робером не раз потешались над тем, как итальянские прачки стирают в античных бассейнах или в фонтанах заброшенных вилл и развешивают белье для просушки на руинах или статуях. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Подружившись здесь с живописцем Юбером Робером, он совершил вместе с ним и с любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Условия для работы были хорошие, но главной бедой этого учреждения оставалась официальная ориентация на копирование. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы.
В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном.
В гостиной собрались гости. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа.
В 80-е гг. Серия портретов (1761–1765), т. н. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков.
В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Натуар – в прошлом блестящий художник-декоратор, к тому времени перешедший на историческую живопись, – отвечая в тот период из Рима в своей переписке, замечает: Фрагонар с его дарованиями отличается поражающей легкостью, с которой он вдруг меняет свои склонности, это и приводит к неровностям в его работе. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Но не оно составляет главное в картине.
Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. В Париже художник приступил к большому полотну, которое, как он надеялся, должно было привлечь внимание широкой публики.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Теперь Буше становится мишенью насмешек энциклопедистов, а скромное, далекое от всяких претензий творчество Шардена – учителя, которого Фрагонар когда-то отверг, - приобретает объективный общественный вес. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
О детстве художника известно очень мало. художник лишается и заказчиков и славы. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. Учился у Ж. Б. С.
Ему были близки по духу художники венецианской школы – как ренессансные, так и современные. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. В Риме Бержере проводит зиму, ведет светский образ жизни, живет широко, принимает у себя всю Академию, встречается с художниками.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график.
В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.
Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Оп. Он изображён в облачении испанского идальго. В конце 70-х гг. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия).
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.
Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ).
Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». И все-таки он справился с этой задачей. Фрагонара и Г. Робера. Танцовщице особым образом покровительствовал герцог де Субиз и многие другие представители европейской знати. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В это время в моду входит классицизм.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Картина имела успех.