Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. Шапиро. В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Можно представить себе, какие возможности открывала такая живопись для сюжетных картин, в которые вместе с человеческими фигурами входили движение, жест, настроение.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. А старцу было удобно и он не так мерз.
Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Куапеля, Ж. Б. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Французский художник, мастер бытового жанра.
Центральная тема Шардена – натюрморт. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. А. С.
Пушкина. Современники очень скоро забыли Шардена. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску.
Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Обычно набор предметов в натюрмортах Шардена невелик, но художник глубоко продумывает их сочетание и расположение, тонко выявляет их связь с человеком, который ими пользуется.
Работа с натуры была основой его творчества. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности.
Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". Холст, масло, 114146 см. С годами популярность художника растет. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь.
В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
Ради эксперимента. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Автор более 1000 картин. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа.
1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Куапеля, Ж. Б. Ученик П. -Ж. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).
Шарден не получил академического образования. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже.
В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. Холст, масло, 112140, 5 см. Здесь царят здоровые нравственные устои.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь.
Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя.
Натюрморт был любимым жанром Шардена. Персонажи Шардена не занимаются кокетливой любовной игрой и не разыгрывают назидательных сцен, -- не подозревая о присутствии наблюдателя, они поглощены своими повседневными делами. Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. Лувр, Париж.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную.
В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна.
Каза, Н. Н. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
В 1730-е — 1740-е гг. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Лувр, Париж.
Мастерство Шардена он называл колдовством. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Для денег. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). Получался оптический эффект смешения красок и образовывался нужный художнику сложный оттенок.
Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Шарден почти не получил художественного образования. Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля. В молодости помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. Ему поручается организация ежегодных выставок. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Как одни предметы отражаются в других. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Шарден – блестящий мастер натюрморта.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту.
Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи.
Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»).
Среди них — предметы обихода художника. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Шапиро. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики.
Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны.
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Вновь он женится только в 1744 году.
Одним из первых он завоевывает для живописи новые сферы и раскрывает перед ней новые горизонты, совершая эти открытия со скромной естественностью человека, который не отдает себе отчета в значительности своей роли. Шапиро. Фон трактован обобщенно, без особых деталей густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости. Неожиданностью было и обращение к портретам. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Этим настроением проникнута почти каждая его работа. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Каза, Н. Н. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Он обратился к технике постели-не надо ждать высыхания красок, хорошо делать растушевки, быстро вносить изменения, а цвета яркие. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Она ничего не дала ему. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска.
Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Атрибуты искусств, 1765. Натюрморт со скатом, 1727–1728. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность.
Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Абсолютной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Французский художник. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств).
Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Мастер вынужден был продать свой дом. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г.
И это было справедливой закономерностью. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр).
В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита.
Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Чаще всего художник изображал женщин и детей. В XIX веке натюрморт, который, благодаря ему, стал жанром первостепенным, продолжал быть видом творчества, полным глубокой мысли, вопреки обычному своему назначению – оставаться просто живописью как таковой.