Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». А старцу было удобно и он не так мерз. А. С. Шарден создает лучшиежанровые композиции, впервые вофранцузском искусстве отобразившиесовершенно новый мир – жизнь третьегосословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаясяс рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва передобедом» (1744). И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Теперь этоотношение было перевернуто.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж.
1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Это говорит о том, что за слепым даже некому присмотреть. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Чтобы справитьсяс наплывом заказов, он нуждался в большомколичестве учеников.
Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». 1740, оба – Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Она ничего не дала ему. Шарден пытается донести до зрителей все то горе и беду главного персонажа картины. Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Словно сжимаяее со всех сторон и удерживая в своихпределах мощное движение фигуры. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид).
Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.
Холст, масло, 114146 см. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок. О, Шарден. Но под его кистью словнопредстали воочию вдохновенные силыбожественного созидания.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Но как бы ни былослепителен блеск виртуозности взнаменитых микеланджеловских «иньюди», он меркнет перед силой творческогодуха, раскрывающейся в композициях набиблейские темы.
Справа ему соответствует Кумскаясивилла, не отрывающая взгляда от книги. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В 1724 году он приобрел почетноезвание члена этой Академии.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Шарден и сам не мог похвастаться знатностью происхождения. С годами популярность художника растет. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. – однажды заметит Шарден своему оппоненту. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека.
То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Ему поручается организация ежегодных выставок.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Дешевые репродукции, развешанныеповсюду, склоняют к сомнению в достоинствахстоль общепонятного, слишком «бесспорного»искусства.
Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Пушкина.
«Шарманка и птицы» (около 1751), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768) в – особенности с пятидесятых годов, Огромное место в творчестве Шардена, «Надрезанный лимон» (около 1760), занимает натюрморт. Уже ходилислухи, что он станет кардиналом, когдаего жизнь внезапно оборвалась.
Художникистали преобразовывать натуру всоответствии с тем идеалом, который онивидели в античном искусстве, то есть«идеализировать» ее. В картине Слепой очень четко отображена проблема инвалидности. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. В 1730-е — 1740-е гг. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Рафаэль Санти известный теперь миру как просто Рафаэль (1483 – 1520), подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей фигуры умбрийской школы. Он одинок и беспомощен, просит подаяния у прохожих.
Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «»). Впервые благодаря Шардену на сцену французской живописи выходит мелкая буржуазия, «третье сословие». Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Ученик П. -Ж. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира. И это было справедливой закономерностью. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Неожиданностью было и обращение к портретам. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Каза, Н. Н. Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Для денег. Но вдруг, неожиданно для всех, он закрылся в капелле и в полномодиночестве стал работать над фресками, которым суждено было «удивлять весьмир», с момента их раскрытия и по сейдень. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году, его картины имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве "живописца цветов, плодов и характерных сюжетов".
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Ученик П. -Ж. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро, мастерство Шардена он называл колдовством.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар.
Французский художник, мастер бытового жанра. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Современники очень скоро забыли Шардена. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством». Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Свой реализм, унаследованный от прошлого столетия, Шарден обогащает всем, что принес в живопись ХV111 век.
Уже в сентябре кандидатура Ш. была принята и он был занесён в списки как изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Помпезность идеализированной «парсуны» эпохи рококо вызывала у него глухое неприятие.
Казалось бы, Шарден не открывает этими картинами ничего принципиально нового для французской живописи: еще в ХVII веке братья Ленэны писали сцены из жизни ремесленников и крестьян, а одновременно с самим Шарденом то же делают Жора, Лепренс и такие знаменитые мастера, как Фрагонар и Грез. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры.
Весьма просторный ивысокий перекрыт зал пологим сводом. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Вновь он женится только в 1744 году.
Хотя я и служил тремпапам, это было вынужденно». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж). Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Блестящий мастер натюрморта Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие чувство органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека (Трубка и кувшин, около 1760-1763, Лувр, Париж Натюрморт с атрибутами искусств, 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730 – 1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба – 1740, Париж, Лувр). Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортовподобного рода, таких как «Атрибутмузыки». Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Лувр, Париж. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Атрибуты искусств, 1765.
Она является его единственным верным другом. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. На этом пути ихподстерегали опасности – ведь художник, намеренно «исправляющий» природу, легковпадает в манерность и монотонность. Его композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, ощущением органичной связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека (Медный бак, около 1733, Трубки и кувшин, около 1760-63, – оба произведения в Лувре).
Леонардо и Микеланджело, другой – навосемь, внедряли в искусство новыекритерии. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. Выдержанный, мягкий колорит, произвольный на первый взгляд подбор изображаемых предметов и отсутствие световых акцентов выдает влияние нидерландской живописи, принципы которой Шарден органично сочетал с достижениями французских мастеров. Сильные мира сего от Людовика ХV до Екатерины II с удовольствием давали Шардену заказы на картины, но настоящее признание он получил за то, что воспевал достоинства и благодетели «третьего сословия».
Их хорошо видно и подслеповатым глазам.
После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия.
К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. «Кто сказал, что художник пишет красками. На сей раз дипломатическаянота несла правду. Еще недавно это было немыслимо. Как одни предметы отражаются в других. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имелиогромный успех и открыли перед Шарденомдвери в Королевскую академию, куда онбыл принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». «Первое впечатление от автопортрета –ощущение необычности. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником).
Шарден Жан Батист Симеон (Chardin) (1699-1779), французский художник. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Отечноелицо пожилого близорукого человекапередано без всякой идеализации.
На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). К этому замыслуотносится сновауходят в землю. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Мастер вынужден был продать свой дом. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.
Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля.
В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» «Прачка» (около 1737), (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. В жанрах, считавшихся низкими, Шарден достиг такого совершенства, что его принимают в закрытую Королевскую академию живописи и ваяния, причем с замечательной формулировкой «художник цветов, плодов и характерных сюжетов». Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Холст, масло, 112140, 5 см. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Наступил драматический момент. Каза, Н. Н. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Наконец, воздух, с егоголубоватосерым тоном, окутываетвсе предметы.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
В едва намеченных скромных интерьерах течет размеренная и тихая жизнь, не знающая ни драм, ни резких перемен, ни даже волнения. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Куапеля, Ж. Б. Здесьон пробыл три года. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Лувр, Париж.
Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством». Микеланджело был на двадцать три годамоложе Леонардо и пережил его на сорокпять лет.
Между тем городской глава, продолжая убеждать скульптора прибытьв распоряжение папы, дал ему рекомендательноеписьмо, в котором заверял, что во всейИталии, а может быть и в мире, не найдетсяему равных и что при добром отношениион «способен создать вещи, которыеудивят весь мир». Несмотря на преклонный возраст и болезнь, . Впервые онвыставил несколько своих работ навыставке молодых художников в 1728 году. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Такую «рекламу» с парижской разношерстной толпой, глазеющей на раненого, которому хирург, разумеется, оказывает квалифицированную помощь, Шарден и написал. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Что мысленныеобразы, Весьма вероятно, нахлынули вновь наМикеланджело, которым не суждено было воплотитьсяв мраморах Каррары, когда он работал вСикстинской капелле. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Когдасмотришь подряд большое количество егоработ их однообразие кажется утомительным. 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок.
Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей умбрийской фигуры школы. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны.
Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын.
Но на путь академического искусства Шарден так и не встал. Ученик П. -Ж. Шарден – блестящий мастер натюрморта. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Именно благодаря им он стал известен по всей Европе.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734).
В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Ради эксперимента. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Героиням художника свойственно непроизвольное мягкое изящество, -- достаточно вспомнить тончайшие нюансы в наклоне фигуры, повороте головы молодой матери из эрмитажной Молитвы перед обедом. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.
Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Передкоторой преклонялись мастера кватроченто. Куапеля, Ж. Б. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена – «Скат» и «Буфет» (оба – 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего «я», он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников.
Он просил уговорить Микеланджеловернуться. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон.
Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность.