Красота формы подчинена дидактической цели. Художник был очень моден и популярен в своё время. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным.
Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Красота формы подчинена дидактической цели. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Глюка, оперной певицы Софи Арну (1780), актера Комеди Франсез Батиста Эне, графа А. П. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Учился у лионского художника Ш. Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже вскоре он привлек внимание публики картиной Отец, объясняющий Библию своему семейству. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена.
Но творчество этого мастера очень ярко отразило характер искусства века Просвещения, его оптимизм, утопизм и одновременно внутреннюю сложность. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало.
В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Однако в нем много легко узнаваемых персонажей более ранних картин. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Однако академики весьма низко оценили эту работу и приняли Грёза в Академию в звании жанрового художника.
Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ).
Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).
Галантная живопись доживала свой век. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Однако в 1755-1761 гг. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. Таким художником стал Жак Луи Давид. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции.
Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. В конце XVIII – начале XIX вв. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом».
Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. его жена. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
В эпоху революции творчество Грёза стало неактуальным, хотя он и пытался отразить новые общественные идеи. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. В 1755-56 был в Италии. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».
Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Однако в 1755-1761 гг.
Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Члены академического жюри сочли композицию неудачной, поскольку Грез использовал в трактовке исторической темы приемы, характерные для бытового жанра.
Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Поздние портреты Грёза столь же великолепны, как и работы 1760-х годов. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Лувр). Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Постепенно звезда его славы закатилась.
Революция лишила Грёза состояния. С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Портрет композитора К. -В. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). По возвращении он с головой окунулся в работу.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Когда популярность Грёза прошла, он остался практически без средств к существованию и вынужден был пользоваться материальной поддержкой одной из дочерей.
Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания».
Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Но на картине волы не могут никуда пойти. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Многие давно пресытились ею.
Академии», 1755, Париж, Лувр). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков.
Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек.
Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
. его жена. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. его жена. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос.
Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом.
Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Жан-Батист Грёз (фр.
Однако в 1755-1761 гг. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».
Жених, почтительно внимающий советам тестя, который напоминает зятю о предстоящих ему обязанностях. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон.
И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Этого звания ему не давали. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Например, волы по отношению к всему действу.
старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Жан-Батист обучился рисовальной технике, а также привык пользоваться уже готовыми шаблонами.
Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d39expression. музей). Грёз исключением не был. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. — вопрошал философ Дидро. Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи.
Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым. В 1755 – 1756 гг. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм.
Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
После неудачной попытки стать членом Академии Грёз никогда не выставлял свои картины, однако это не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов, когда его затмил классицизм Ж. -Л. Давида. И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации.
(Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро.
Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник.
Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности.
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. гал.
Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты.
После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве.
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.
Грёза заметили и оценили. Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Жан-Батист Грёз (фр. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними.