Художник не стремится к индивидуализации образов, его герои и героини внешне похожи. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Воссозданное на картинах Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни: важное значение при работе над картинами имели для художника многочисленные натурные зарисовки. Художник с мастерством тонкого психолога показывает, сколь разные чувства и реакции порождает у героев эта ситуация. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества.
Ватто умер 18 июля 1721 года. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Как можно так неумело изображать моего Господа. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
– Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. За семь коротких сеансов художник создал настоящий шедевр. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Как отмечает Н. Л. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Его живописи в высокой степени было присуще музыкальное начало картины его инструментованы, как настоящие симфонии. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Ватто знал это. В небольшой картине Ватто Капризница (Эрмитаж) представлена удалившаяся из веселой компании пара. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество».
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. За тупую и изнурительную работу Ватто получал ничтожную плату и «тарелку супу ежедневно». Первая самостоятельная картина Ватто написана по мольеровским мотивам – это «Сатира на врачей». 15. Ватто писал взахлеб.
Отыскать это имя в историях искусства можно теперь липы. Между тем вся прелесть живописи Ватто в том, что он строил свои картины на тончайших оттенках. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Но в основе своей колорит Ватто своеобразен и неповторим. Дворец Шарлоттенбург. Колорит составлен из теплых розовых и золотистых тонов, которые дополнены зеленым и голубым. Только на этот раз он потребовал – и сразу получил.
Из работ Жилло более всего сегодня известны его гравюры и рисунки. Не мог составить здесь исключения и Ватто. Оно причиняет мне боль. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Успех этого произведения известен (Недаром М. В. Алпатов сравнил его с Менинами Веласкеса), - вспоминает Жерсен. - Все было написано прямо с натуры. Здоровье Ватто ухудшалось. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных».
Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Ватто был, по большому счету, самоучкой. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Покровительство и выгодные заказы, которыми Кроз снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах— всё это способствует и началу европейской известности художника. Имя это, знаменитое в Европе, особенно громкий резонанс имело в России.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник».
К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Там он и умер 18 июля 1721 года.
Беспокойство пронизывает всю картину. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Его отец Жан Филипп Ватто был кровельщиком и плотником. ГМИИ им. В его вспыхивающих красочных фигурках на фоне темных деревьев есть что-то от светотени Рембрандта (Деревенская свадьба, Мадрид). На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Пройдет время и его работы будут надолго забыты.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». 130 x 192 см. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Образ произведения чрезвычайно музыкален.
Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Однако точнее будет сказать, что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, а Ватто силой своего таланта создал идеал, которому стремились подражать мастера живописи рококо. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, скульптур, рисунков, резных камней, там мог работать, не думая о хлебе насущном. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии.
Третья пара стоит. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Ему не приходилось "перерисовывать" руки своих персонажей с картин других мастеров – у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Иногда это одинокая фигура музыканта, певца или танцора на фоне пейзажа: «Финетта», «Безразличный» (обе – 1716–1717) иногда – несколько артистов или друзей художника в театральных костюмах: «В одежде Мецетена» (1710 е годы), «Актеры итальянской комедии» (около 1712). Здесь он вновь пишет театр – картину «Итальянские актеры», одну из последних своих театральных композиций. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Беспокойство пронизывает всю картину. 1710.
Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Вот только некоторые шедевры этого приобретения: Мадонна с безбородым Иосифом Рафаэля, Юдифь Джорджоне, Даная Тициана, Оплакивание Христа Веронезе, Портрет камеристки, Вакх и пять эскизов Рубенса, несколько портретов ван Дейка, семь картин Рембрандта (в их числе Даная и Святое семейство), картины Пуссена, Шардена и Ватто. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Особенным спросом картины пользовались у участников фламандских походов.
Немилова. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Это работа с интерьером магазина, а не с природой.
Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Известно, что зрители любили ее потому, что она действительно была прекрасной актрисой. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами.
Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. В Англии картины Ватто имели большой успех, однако лечение не дало заметных результатов, лондонский климат лишь обострил его тяжелое состояние30. Он привлек Ватто возможностью заняться масштабными проектами и декорациями, усовершенствовать свое умение работать с орнаментами, которые он после часто использовал в своих произведениях. "Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Весной Ватто стало хуже. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Только теперь эту роль выполнил дом уже знаменитого Пьера Кроза.
В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Для этого проанализирована его биография, выявлена сущность картин, особенно его личного направления. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Антуан Ватто. Немилова. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Кружевное дерево в глубине картины вносит ясность и масштаб в ее построение.
Одиночество, печаль, неудовлетворенность с особенной силой воплощены художником в образе «Жилля» (около 1720). Рококо. А. С. Пушкина)13. Об этом, впрочем, чуть ниже. Живя у Кроза, художник мог наблюдать театральные постановки на лоне природы, модные в то время в столице развлечения вельмож, концерты, пантомимы, маскарады Этими впечатлениями навеяны самые поэтические произведения Ватто – «Галантные празднества».
Нужно ли отыскивать какие-то особые причины восхищения Ватто великим фламандцем. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Словом, мастер на все руки, но во всем – художник. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка.
У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Друзья называли его холодным и бесстрастным. Потом мы узнаем и Пушкина. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Возможно, что учёба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности.
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Беспокойство пронизывает всю картину. Говорить следует об ощущениях. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. По иронии судьбы его дом оказался последним убежищем умирающего художника.
Франция. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Его первым учителем был, возможно, Ж. А.
Художник сам создает мизансцены, декорации заменяет пейзажным фоном. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Современники не просто ценили картины Ватто.
Из всех художников начала XVIII в. лишь Ватто можно поставить в один ряд с великими мастерами первой половины XVII в. Стилистика произведений Ватто в целом соответствует требованиям стиля рококо. Картину можно увидеть в Эрмитаже, зал 284. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б.
Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
9. Антуану повезло встретиться с Жаном Мариэттом, торговцем картин и знатоком живописи. Он выбирает низкий горизонт.
Берлин. В последний год жизни он создал свои самые значительные картины: «Жилля», «Портрет скульптора Патера», «Вывеску Жерсена» и свои самые лучшие рисунки. К дому примыкал сад, спускавшийся к самой Марне, — с боскетами, густыми деревьями, сад, напоминающий фоны картин Ватто. Как отмечает Н. Л.
Театральность – в самом высшем значении – присуща почти всем без исключения работам Ватто. Каждый жест, поворот головы, выражение лиц передают тончайшие оттенки переживаний.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Впрочем, рассказывать живопись, - если это только действительно живопись, - невозможно.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Как отмечает Н. Л. Он покинул дом Жерсена.
Немилова. В 1717 году Ватто году пишет одну из лучших своих картин – «Паломничество на остров Киферу». Это был Рубенс.
Беспокойство пронизывает всю картину. В Ножане-сюр-Марн пустовал в эту пору дом, принадлежавший некоему месье Лефевру известному тем, что он служил некогда в довольно легкомысленной, но, правда, доходной должности распорядителя маленьких удовольствий короля. Герои этих полотен полны жизни изображены в непринужденных позах и в то же время служат цели, представляя определенные ситуации. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Холст, масло. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
И почти все дома в нём выстроены заново. Это был 1709 и двадцать шестой год жизни Ватто. Поэты XIX века откроют картины Ватто.
Так называемые подсмотренные сюжеты. Короче, она родила ребенка, которого Филипп Орлеанский согласился считать своим. И все же, пожалуй, главным его потрясением стало то, что хранилось под сводами дворца. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Не думаю, что читатель упрекнет нас за столь пространную цитату, хотя бы уже потому, что сказанное выше, несомненно, пополнит арсенал, который понадобится нам в постижении живописи Ватто, - будь это перед его картинами в Эрмитаже, в московском музее Изобразительных искусств, кому повезет – в других галереях мира или просто над хорошим альбомом репродукций Ватто.
Рисунки. «Итальянские актеры» были куплены у Ватто лечившим его доктором Мидом, художник сгорал от чахотки. Он покинул дом Жерсена. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Дома.
Каза-лось бы. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях общую лирическую тему. Как отмечает Н. Л.
Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Здоровье Ватто ухудшалось. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.
Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить»4.
У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. На этих чудных берегах они не найдут постоянного жилища.
Пока только молодость, слабеющая, однако, день ото дня, противостоит чаxотке. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Но кавалер спокоен, он уверенно приступает к длительной осаде. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Почти все картины Ватто небольшого размера. Он родился во фламандской провинции. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.
Ватто вернулся в Париж летом 1720 года безнадежно больным. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга.
7. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Он просто один и все.
Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца.
Вся благодарность Ватто к своему учителю выражалась в глубоком о нем молчании. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. И это другое – Люксембургский дворец. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм.
ГМИИ им. В доме Мариэттов он встретил своего первого настоящего учителя – Клода Жилло. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок.
Восторженное отношение Ватто к Рубенсу помогло ему развить свой дар живописца. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом.
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет. Вдруг он решил, что ему будет легче в деревне. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Это было последнее временное улучшение. Но для этого должно было пройти время, наполненное, конечно, событиями.
Оба искушены в подобного рода делах, для них это всего лишь привычная любовная игра. Впрочем, это не самое главное в жизни и искусстве Ватто. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Для приема в кандидаты на Римскую премию нужно было представить рекомендацию одного из членов Академии и эскиз на заданный библейский или мифологический сюжет. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.
Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Считается, что именно Жилло познакомил своего "протеже" с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Летом 1720 года он был уже дома.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде сся с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. А. С. Пушкина).
Но, как часто бывает у Ватто, очаровательная фривольность картины омрачена оттенком меланхолии – женская фигура в центре с сожалением оглядывается назад, как бы намекая на быстротечность наслаждения. Его фигуры выделяются ясными, крупными силуэтами. Ему было тридцать семь лет. Он знал, что это возраст Рафаэля.
Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем).
Зеленеющие деревья, пухленькие амуры, влюбленные пары, великолепные шелковые платья придают редкую грацию этой галантной сцене. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. 11. Антуан Ватто прожил короткую жизнь— её полноценный творческий период охватывает лишь 10—12 лет. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу).
Это типичные образцы стиля рококо. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». Большинство исследователей не отрицает, что изображенная слева дама в высоком чепце – блиставшая в первые годы XVIII века актриса Комеди Франсез Кристина Демар.
К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Между тем с приближением весны ему стало хуже. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. При посредничестве Сируакомм.
В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Она имеет и второе весьма характерное название, раскрывающее ее содержание: «Что я вам сделал, проклятые убийцы. » В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает помощником к художнику декоратору Клоду Одрану. К 1718 году относится великолепная картина Ватто – «Капризница», чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита.
– уже 260 ливров. Действительно, он пользовался теми же мотивами, брал те же сюжеты и даже лица. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Лечение не помогло. 1710. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу").
В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Зная, что скоро умрет, он словно собрал в последнем напряжении все свои душевные силы. Ничего случайного нет в этой работе Ватто. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. В теплых, даже горячих по тону картинах он вдохновлялся примером фламандского мастера (Суд Париса, Лувр). «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
И быть может, одно из лучших в этом роде творений Ватто – приобретенная для Эрмитажа в 1772 году из коллекции Кроза маленькая – 20х25 см – написанная маслом на доске картинка известная под названием Актеры Французской комедии. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Но зарисовывая мимолетную сценку, Ватто все еще продолжает говорить языком большого искусства.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Такова исполненная полнокровной чувственности, едва только приглушенной меланхолической печалью, знаменитая луврская (второй вариант в Берлине) картина Отплытие на остров Цитеру.
Ватто получил славу в Приже благодаря своему творчеству. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи".
Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Неизвестно, как обернулась бы дальнейшая судьба Антуана, если бы он не выказал тут и своего нрава: в один прекрасный день без гроша в кармане он отправился пешком в Париж. Не видно, что он от этого страдает.
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Академики отбирали эскизы, которые считали достойными и назначали соискателям вариацию на тему заявленного сюжета. Это была единственная работа, которая до некоторой степени возбуждала самолюбие Ватто. Как прирожденный художник Ватто тонко чувствовал цвет. Впрочем, решающим будет не статус и положение Ватто при Одране, а нечто другое. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Но перед ним преклоняются и он не может не чувствовать, что это искреннее преклонение.
Но давно замечено: счастливые судьбы обходят великих мастеров.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Разве не знал он, что лондонский климат гибелен для его легких.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. (1684-1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Ватто писал "взахлеб". Он вел как бы двойное существование: безжизненные вещи, которые ему приходилось копировать для продавца уличных картин, привязывали его к миру реального, а его великий дар созерцания давал ему возможность делать запас бесчисленных наблюдений, которые потом послужат, как это ни покажется странным, основой для его картин, проникнутых ни с чем не сравнимой фантазией, воспринимаемой теперь вместе с именем Ватто. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). 16. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода.
Герман. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Не правда ли, неплохой ключик для открытия многих других таинственных картин Ватто. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. И в этом своем расчете Ватто не ошибся.
Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду, когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси. Здоровье Ватто ухудшалось. «Он кончил свою жизнь с кистью в руках», – написал о нем один из друзей.
Беспокойство пронизывает всю картину. Ее счастливый владелец удостоверил, что «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше». И Ватто, будучи уже в крайнем отчаянии, взялся за работу у одного из таких торговцев. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Художник 18 века.
1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто».
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Военные сцены выдвинули Ватто в число художников, пользующихся успехом. Ватто был, по большому счету, самоучкой. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах.
Он начал творить в то время, когда т. н. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. 2.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Ждать, впрочем, оставалось не так уж и долго. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен.
Стоит вглядеться в шедевры графики зрелого Ватто, чтобы понять, куда уходят его корни. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Основная тематика, которой он в это время посвящает свои произведения, – военная. Немилова. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Немилова. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейекомм.
Весной Ватто стало хуже. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы В одной из лучших картин Антуана Ватто (1684–1721) «Капризница» художник изображает интимную сценку, происходящую в уединенной аллее старинного парка. Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка.
Слово театр, вернее само это объемное понятие, занимает в творчестве Ватто особое место. В одном из последних произведений Ватто – в Лавке Жерсена (Берлин) – бытовая сценка, вид антикварной лавки друга Ватто, с изящно и остро схваченными светскими типами, любителями искусства, претворен Ватто в произведение, внушительное, монументальное, почти как Менины Веласкеса. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Это бесспорно.
Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Составивший себе в молодости миллионное состояние (он был сборщиком налогов и пошлин в одной из французских провинций) финансовыми операциями и прозванный современниками бедный Кроза с тем, чтобы отличить его от брата, еще более богатого, у которого в постоянных должниках ходил король Франции (да что там король – брату Кроза принадлежала Луизиана в Северной Америке, то есть вся область по течению реки Миссисипи, от устья до Великих озер), так вот, более бедный Пьер Кроза, построив роскошный особняк в Париже на улице Ришелье и замок в Монморансе, начал собирать произведения искусства, а в начале XVIII века его коллекции не было уже равных в Европе. Но вернемся к жизни Ватто. Вот портрет, который оставил он потомству.
О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Он переехал от Жерсена и потом еще раз сменил квартиру – опять будто бежал от самого себя. Картина задумана в качестве отрывка галантной сцены или комедии нравов. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям.
Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки». Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Друзья подыскали ему в предместье пустовавший дом на краю городка Ножан-сюр-Марн, где ничто не напоминало о духоте и сутолоке столицы.
Ватто возвращается в Париж в 1710 году уже как крупный, творчески зрелый мастер. Наконец-то блеск ума хоть отчасти теснит блеск родовых гербов. Это было последнее временное улучшение. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Ватто словно вновь возрождает красоту. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. В основу творчества Ватто легли сюжеты из жизни обычных людей. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках».
Ватто работает только по утрам – так он слаб, - но заканчивает картину в одну неделю. об этом: Смена, 1988, 19). Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. История повторилась.
Ватто впоследствии признавался: этот образ приходилось писать так часто, что он смог бы нарисовать святого с закрытыми глазами. Мечтая попасть в Рим, Ватто поступает в Академию художеств. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. Манере Ватто свойственны полутона, сдержанность в передаче чувств изящество композиции. Они суховаты и по живописному исполнению.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.
В конце 1719 года Ватто едет в Англию. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. В ней прекрасно проявилась несравненная наблюдательность и правдивость искусства Ватто.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». Двери запираются на ключ не из моральных, так сказать, соображений, но лишь с тем, чтобы никто не мог нарушить бурного веселья. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение.
Лично мне импонирует техника живописи Ватто, тонкий и светлый колорит. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. За нее в том же году художник получил от Королевской академии специально для него придуманное звание «художника галантных празднеств». «В его очень небольших, подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, краткий отдых солдат, опять переход под дождем и ветром, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С.
Вряд ли кто-нибудь теперь возьмется ответить на вопрос – почему. Практически все исследователи отмечают существенное влияние живописи Рубенса на становление художественного стиля Ватто. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным".
Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана.
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки».
Время в доме Кроза – вершина славы Ватто. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». Одно из самых больших своих произведений. А осел.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Даже костюмы – изящные вариации на темы современной моды – являются плодом фантазии художника. 13. На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. с превеликим трудом да и то потому только, что оно коснулось юношеской поры Антуана Ватто.
Ну что ж, не он первый, не он последний. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его новом особняке. Для приема в кандидаты на Римскую премию нужно было представить рекомендацию одного из членов Академии и эскиз на заданный библейский или мифологический сюжет.
В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Что же мы видим на картине.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. 15. Не все, однако, шло так гладко и безмятежно.