«сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами»2 (фр. Les Sabines— «Сабинянки»)— картина французского художника Жака Луи Давида.
По этому знаку римские юноши бросились в толпу гостей. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Пыль, комья земли полетели в глаза зрителям жеребец бешеным аллюром метался в разные стороны, неожиданно останавливался, пытаямь сбросить всадника через голову и снова карьером несся вперед. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста.
Двое Горациев погибли в бою. Депрессия следует за крайним возбуждением. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала. Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Художнику предстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала.
Тем не менее художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).
Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Сабинянки смирились со своей судьбой. Предстоящее зрелище привлекло массу людей. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ.
В центре картины женщины в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
ход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
Полотно представляет собой огромный холст. «Смерть философа Сократа». Их страсти подчинены воле и разуму. Они явились со своими жёнами и детьми.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Процесс над Сократом кончился осуждением деяний философа и вынесением Сократу смертного приговора. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека.
В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Вскоре начались игры и, когда внимание присутствующих было отвлечено, Ромул подал заранее условленный знак. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). (фр.
Наконец еще один решил попытать счастья. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. «Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии.
Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа.
Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Предание гласит, что при преследованиях Тарквиния Гордого, который старался истребить всех членов семейства Брута вследствие притязаний их на трон, Брут, спасся лишь тем, что притворился полупомешанным, отчего и получил прозвище brutus. Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини.
В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. Накануне ему принесли письмо женщины, которая просила принять ее, чтобы рассказать о якобы готовящемся заговоре. Между сабинянами и римлянами завязалась ожесточённая борьба., его убили. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады.
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. К торжествам делались роскошные приготовления.
Отец благословляет их на подвиг. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Отличительные черты этого стиля — торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора. Оскорблённые сабиняне удалились с праздника, поклявшись отомстить вероломным римлянам. В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены.
Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п. ). Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником.
Он объявил этим племенам, что вскоре в Риме будут происходить празднества. Отныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию».
Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Брут, однако, тут же бросился ниц и прикоснулся своими губами к матери земле. «Примирение сабинян и римлян».
Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Этот рассказ дал материал для множества картин эпохи барокко.
Так неожиданно установился мир между враждующими сторонами.
Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Она раскрывает непримиримые и трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Но позже армия сабинян атаковала город и частично захватила его. На втором плане — трёхпролётная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Когда же мальчик воскликнул: Да здравствует республика.
Картина была показана на выставке. Их остановило, говорит Плутарх, поразительное, неописуемое зрелище. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. В последний год непрерывного обучения в Риме экзальтация художника сопровождается бредом, маниями и это беспокоит Жозефа Вьена. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. В один из декабрьских дней 1793 года он попал в плен к вандейским мятежникам, которые пытались заставить его сказать: Да здравствует король.
Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.
И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. Тогда Ромул решил прибегнуть к хитрости. Но в ту минуту, когда готова была разразиться кровавая битва, сабинские женщины бросились в самую гущу воинов и заставили их прекратить бой.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа. «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Противники Горациев — друзья их детства.
Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
В 1795—1799 гг. Начатая художником картина Жозеф Барра осталась в эскизе. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля.
Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства».
Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их. Луций Юний Брут — легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э. ), — приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям».
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Брут, Люций Юний (Brutus) — сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Особенно много пришло из соседнего племени — сабинян.
Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Каждый из римлян схватил на руки девушку-сабинянку и унёс её в свой дом. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу.
Они идут на бой, веря в торжество справедливости. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Следующим государственным заказом Давида стала картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г. ). В августе того же года вернулся во Францию. К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с половиной на девять с половиной метров.
Однако за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: многих участников клятвы в ходе дальнейших событий революции объявили «врагами народа» и они эмигрировали или были казнены. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Велизарий был лишен чинов и богатств, а затем по приказу жестокого и недоверчивого монарха ослеплен.
От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.