На одной из марок автопортрет Жака-Луи Давида. На одной из марок автопортрет Жака-Луи Давида. На одной из марок автопортрет Жака-Луи Давида.
Это уже не нервный и презрительный человек, как на портрете 1797 года и не романтический герой с картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар», а уверенный в себе властитель. Картина была показана на выставке.
В 1795 г. Давидзадумал полотно «Сабинянки останавливаютбитву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошлатолько в 1799 г. ). Художник по-новому трактует образ Наполеона. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствуетгруппе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу смечами. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Некоторые официальные портреты того времени представляют собой одни из самых замечательных произведений художника («Граф Франсуа Нантский», 1815, Париж, музей Жакмар-Андре, «Наполеон», 1812, Вашингтон, Нац. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Обычный деревянный обрубок, на который Марат пристраивал чернильницу имеет вид мраморного надгробного памятника с выбитой надписью: «Марату Давид». Модный в то время греческийхитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивоелицо с большими умными глазами. Она вошла и вонзила нож в беззащитную грудь Марата, отомстив таким образом за казненного короля. С большой симпатией передан Изабе. Его интересуют самые различные психологические состояния.
Среди развалин Бастилии будет «воздвигнут фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы» и далее: «место действия будет просто, убранство его будет заимствовано у природы» К началу XIX века общепризнанным лидером среди художников был Жак Луи Давид – самый последовательный представитель неоклассицизма. Ее потоки уносят цветок розы. 1784. 330 x 425 Лувр, Париж В основе картины лежит рассказ римского историка: трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями.
В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. В 1804 он стал первым живописцемимператора и получил заказы на создание огромных полотен – Коронование императора Наполеонаи императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери (1805–1807, Лувр)и Присягаармии Наполеона на Марсовом поле. Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Столь же высокой оценки заслуживает и повторение картины «Коронование» (1821, Версаль, музей дворца), сделанное Давидом вместе со своим учеником и помошником, Жоржем Руже.
Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Большой интерес представляют женские портреты, написанные Давидом в этот период. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Меланхолией проникнут облик молодой женщины в белом платье.
Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Примерно в этоже время Давидом было написано одно изсамых значительных полотен эпохи —«Зеленщица» (1795). В 1795 году Давид написал портреты своих родственников — супругов Серизиа (Лувр, Париж). В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида».
спокойные позы женщин, обрисованные плавным ясным контуром. 1790 — 1791 гг.
Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства былопрежде всего отражено восхвалениеимперии и тогда Давид по его заказамнаписал две крупные композиции:«Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону послераздачи орлов на Марсовом поле в декабре1804 г» (1810). Ныне почти все эти работы хранятся в галерее Ватерлоо Виндзорского замка. Ранние портреты Лоренса исполнены в духе Рейнолдса («Портрет актрисы Элизы Фаррен», 1790, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет банкира Джона Джулиуса Ангерштейна с женой», 1790–1792, Лувр, Париж).
Он избирает сюжет «Клятва Горациев» (Париж, Лувр) и уезжает в Рим, чтобы писать картину в «античной» атмосфере. «Рисовать точно и верно с самого начала» вовсе не значит «полностью довериться привычному движению кисти и отдаться игре красок, говоря при этом: я переделаю это потом» – таковы были рекомендации, которые передал Давид своим ученикам. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В творчестве Гро множество подобных портретов. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр). В его творческом багаже – не только неиссякаемый запас форм и сюжетов, но и опыт. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Ж. Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологические полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821-24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре.
ДАВИД (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные – четы Пекуль, 1784, Лувр «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала, они проникнуты чутким вниманием к внутренней жизни души. 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Это полотно принесло живописцу первый большой успех. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. В 1773 году он поступил в художественную школу города Дижона.
В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Накануне ему принесли письмо женщины, которая просила принять ее, чтобы рассказать о якобы готовящемся заговоре.
Рядом с чернильницей на куске дерева лежит письмо, написанное самим Маратом: «Вы передадите эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая отечество». Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Жак Луи Давид. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. В 1795 году Жерар показал в Салоне композицию «Велизарий, несущий своего поводыря, ужаленного змеей».
Он предполагает, что это не совсем корректно, поскольку удивительное сходство между изображениями монархов и художников объясняется тем, что автор в этом случае использует другое лицо— alter ego— для передачи своего собственного «Я». Работая над портретом, Гро писал из Италии во Францию: «Начал портрет генерала, я даже не могу назвать сеансами то малое время, которое он мне отводит Необходимо ограничиться передачей характера его лица, а затем по своему усмотрению придать всему этому вид портрета». Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) становятся памятниками героямреволюционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Данныйпоступок можно рассматривать как призывхудожника к защите отечества.
Но лицо Марата спокойно, морщины на лбу разглажены, глаза закрыты. Разве вы полагаете, что великие люди древности, чьи изображения дошли до нас, позировали. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Жозефина сидит в парке Мальмезон.
В их имении он находился под домашним арестом. Абрахамс даже вводит для этого явления специальный термин «слияние лиц», при котором одна или несколько черт автора соединяются с чертами модели, в результате чего конечное изображение становится похоже и на автора и на его модель. Конкурсная работа молодогохудожника на Римскую премию — «БойМарса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическимкругам (она была исполнена в академическойманере), полагающейся награды Давидутак и не принесла. Давид Жак Луи (1746— 1825) «Смерть Марата».
Авторитет Давида как крупнейшего мастера французского классицизма 18 века закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же). Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. Особенно привлекали его произведения Корреджо и Леонардо да Винчи. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев.
1793 Холст, масло. До 2 августа 1757 года— дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Маркиза д0рвилье» (1790, Париж. Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие».
Давид показал на этой картине, как, по его мнению, должен умирать герой истинный патриот.
Это была славная эпоха, но она не имела будущего. Творческий путь Гро начался с композиций, характерных для классицизма («Елеазар и Антиох», 1792, музей, Сен-Ло). В этом отношениинаиболее значительно его полотно подназванием «Брут, первый консул, повозвращении домой после того, как осудилдвух своих сыновей, которые присоединилиськ Тарквинию и были в заговоре противримской свободы ликторы приносят ихтела для погребения» (1789). Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. С его портретов на нас смотрят представители буржуазных кругов Франции, не принимавших участие в революционных событиях и благополучно переживших крушение революции.
Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей иигру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрываяморальную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. 1790—1791, Лувр) выражены затаенное беспокойство и серьезность. Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Давид Энгр, П. П. Прюдон, П. Ж. Давид дАнже). Другие же, в свою очередь, приходят к мнению, что искусство Давида является лишь сугубо политическим и социальным и, в общем-то, на деле художник практически не создал ничего выдающегося, третьи же занимают нейтральную позицию, отмечая, что его творчеству присуще и первое и второе. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. В 1784 Давид получает от графа дАнживилле заказ на картину.
Неоклассицизм Холст, масло. Для работы над картиной Давид уехал в Рим. В 1780–1783 годах Прюдон учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Отъединение модели от всего земного подчеркивается и интерьером.
Отношение к нему было самое разное – от восхищения до неприятия: в кругу близких ему художников он был провозглашен «реформатором французской живописи», а Делакруа говорят о нем как о «родоначальнике всей новой школы живописи и скульптуры» в то же время художника обвиняли в приверженности худшим традициям академизма. Спокойствие, безмятежность ощутимы как в выражении лица, так и в свободной, непринужденной позе маркизы дОрвилье (1790 Лувр) в женственном облике г-жи Трюден (ок, 1790—1791, портрет не окончен, Лувр) выражены затаенное беспокойство и серьезность. Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Рекамье (1800, там же). Мы видим перед собой взволнованное лицо Наполеона, обернувшегося назад, чтобы посмотреть на свое войско. А вот портрет«Лавуазье с женой» (1788) написан нескольков иной манере. Он запечатлел его черты в блистательном эскизе «Наполеон Бонапарт – первый консул» (ок. Прюдон смягчает черты лица графа, но не искажает этим его реальный облик, а лишь стремится показать душевное состояние этого человека, его чувства и переживания. На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа.
В одном из сражений он потерял руку. Расцвет творчества художника пришелся на 1810-е годы. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации.
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута.
Рок, просящий Марию об исцелении больных чумой» (1780, Марсель, Музей изящных искусств). От этого периода сохранились и многочисленные портреты, строгость и искренность которых ставит имя художника в один ряд с именами лучших французских портретистов от Фуке до Сезанна («Господин и госпожа Монже», 1812, Париж, Лувр, «Граф де Тюрен», Копенгаген, Нац. зрелость стиля, которые он продемонстрировал в картине «Велизарий, просящий подаяние» (Лилль, Музей изящных искусств), представленной в Салоне 1781. Но отрешиться от действительности Давид не смог. Все эти достоинства в равной мере были присущи и самому художнику.
Изображение его лица напоминает чеканный профиль Октавиана Августа на римских монетах. К сожалению, завершить работу над циклом мастеру не удалось. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин. В 1794, после Термидорианского переворота, Давид был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора.
Для работы над картиной Давид уехал в Рим. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. В основе картины лежит рассказ римского историкаТита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобысразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга —братьями Куриациями.
Он не терпел постоянства и, несмотря на всю исключительность своего таланта, высоко ставил понятия эрудированности и жизненного опыта. За ее спиной — пейзаж, полускрытый алой занавеской изящная арка и колонны. Очень молодой, тонкий, быстрый в движениях, он легкими шагами вышел на лужайку и сбросил кафтан.
Достаточно, чтобы в них жил их гений». В 1786 году Жерар стал учеником знаменитого Ж. Л. Давида. Феномену «слияния лиц» также поддавались такие известные художники, как Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) и Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds) последний написал королей Георга III и Георга IV удивительно похожими на самого себя в своих автопортретах.
В его портретах родственников, друзей и знаменитых личностей заключена огромная сила правдивости. Наконец еще один решил попытать счастья. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца. Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Все мечтали стать ее мужем, но она всем отказывала. Карлсбергская гал., «Графиня Дарю», 1820, Нью-Йорк, собрание Фрик). Картины должны были демонстрироваться под чтение стихов и игру на музыкальном инструменте. 1790-1791, там же), «Мадам де Пасторе» (Чикаго, Художественный институт) и «Господин и госпожа Серизиа» (1795, Париж, Лувр).
Наиболее амбициозна другая, обнаруженная сравнительно недавно картина Давида иллюстрирующая отрывок из «Илиады» – «Похороны Патрокла» (1779, Дублин, Нац. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Никто не интересуется, похожи ли портреты великих людей. Он передал классикам (Энгру и его ученикам) идеи, язык и смысл внешней красоты, через Гро он сообщил романтикам эпичность, что позволило им создать впечатляющие полотна. По возвращении на родину им былавыставлена картина «Велизарий, просящийподаяние» (1781). Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига.
В 1790–1791 годах молодой художник побывал в Риме. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Что касаетсяпортрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начатдругой портрет, отличающийся большейжизненностью и драматическойвыразительностью (портрет осталсянезаконченным).
Будучи художником-романтиком, Рунге нередко обращается к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), что дает ему возможность показать сложный мир человеческих эмоций и чувств в переплетении с разнообразием характеров и темпераментов. Бернар, откуда пошла знаменитая порода собак с тем же названием. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье». С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Один из главных творцов стиля ампир, Давид создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтичным порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Национальный музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805-07, Лувр) – торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1800-14, там же), ряд портретов («Автопортрет с палитрой», 1794 парные изображения супругов Серизиа, 1795 все – Лувр «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон и др. ).
В 1804 он стал первым живописцемимператора и получил заказы на создание огромных полотен – Коронование императора Наполеонаи императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери (1805–1807, Лувр)и Присягаармии Наполеона на Марсовом поле. музей) можно судить об эволюции эстетических взглядов Давида.
У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. В декабре 1804 Давид был провозглашен «первым художником» Императора.
Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. 505—65) — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. 165 x 128, 3 Музей современного искусства, Брюссель. Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года. В 1800-х годах, восхищенный рисунками Дж.
Этот пышный декор подчеркивает грациозность и хрупкость модели и оттеняет простоту ее белого платья. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, Рунге создал серию иллюстраций к «Илиаде» Гомера. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
Давид горячо поддержал французскую революцию. Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Образ Наполеона получил дальнейшее развитие в большой картине «Коронация» (1805–1807, Лувр, Париж), соединившей в себе черты исторической композиции и группового портрета.
Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Великой французской революции, Давид выступил как один из основоположников нового искусства 19 века, ставящего своей задачей активное вторжение в жизнь, сложно и драматично взаимодействующего с социальной действительностью своего времени. Они оба создали портреты королевы Елизаветы I. Как пишет Абрахамс, один из ученых того времени отметил, что миниатюра с изображением английской королевы, выполненная Оливером, «несомненнонаписана с натуры» и «пожалуй имеет самое большое сходство» со своим реальным прототипом. Она говорит о том, что «мало естественного в их аллегориях, напыщенных жестах, в статуарности фигур, в вымученном рационализме» Франция стала первой большой страной на Европейском континенте, где революция привела к разгрому феодального строя.
Именно таков «Портрет графа А. И. Остермана-Толстого». В последниегоды существования империи, в то время, когда над Францией нависла угрозавторжения, мастер выставил картину«Леонид в Фермопилах» (1799–1814). За границей Прюдон изучал античное искусство, делал копии с картин мастеров прошлого. Обнаженное тело Марата резко выделяется на фоне темной стены. Эти картины отличает особая простота и, в то же время, монументальность. Художник концентрируется в большей степени на выражении лица и положении рук, добавляя лишь несколько незначительных деталей в экспозицию.
А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. Одна из лучших его работ — знаменитый «Портрет мадам Рекамье» (1800, Лувр, Париж). Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. В августе того же года вернулся во Францию. Марат Жан Поль (174393) деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. Мы можем только интерпретировать то, что мы видим, при помощи того, что мы знаем.
Например, образ Анны на картине «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» великого Леонардо практически идентичен с образом Иоанна Крестителя на одноименной картине того же да Винчи. Вместе с тем картинасохраняет ощущение наброска, как бывыполненного с натуры (портрет долженбыл войти в большую, так и не написаннуюкомпозицию). Один из лучших — мемориальный «Портрет Кристины Буайе» (ок. Оставаясь верен принципам картины на античный сюжет с немногими персонажами, Давид в 1787 выставляет в Салоне композицию «Смерть Сократа» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а в 1789 «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (Париж, Лувр) и «Парис и Елена» (там же).
Давид покидал Париж с твердым убеждением, что античность никогда не сможет его увлечь. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Неоклассицизм Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом.
Среди материалак «Клятве. » были десятки портретныхрисунков, характеризующихся достоверностьюи правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Хотя в портретах отсутствует интерес к глубокой характеристике модели (зритель видит перед собой прежде всего аристократов, привыкших скрывать истинные чувства под маской прекрасных манер и внешнего лоска) изящество линий, смелость мазка, богатство цветовой гаммы искупают все недостатки полотен. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции».
Посути, этот образ можно рассматривать икак образ самой революции, недаром междусиним фартуком и белой повязкой яркопламенеет красная косынка (три цветареволюционного знамени). Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. Давид оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр).
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. музей изящных искусств). От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.
Ему было поручено запечатлеть основные сцены церемонии коронации. Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье оптового торговца железом Луи-Мориса Давида и его жены, Мари-Женевьев (урожд. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Эти две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Давид, автопортрет (1794)В 1771 он представляет на соискание Римской премии картину «Бой Марса и Миневры» (Париж, Лувр) и получает вторую премию.
Лувр), «Мадам Трюден» (ок. 1793, Брюссель, Кор. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Художник показывает себя в моменты сильной эмоциональной взволнованности, задумчивым, печальным или погруженным в меланхолию («Мы втроем», 1805, не сохранилась, прежде находилась в Кунстхалле, Гамбург «Автопортрет», 1809–1810, Кунстхалле, Гамбург). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Французский художник, представитель неоклассицизма. гал., «Мадам Давид», 1813, там же). Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр).
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Спокойная сдержанность графического портрета в живописной работе уступила место порывистой динамике. В 1792-94 Давид был членом Конвента. Марат был одним из ярых сторонников якобинского террора.
музеи изящных искусств: «Смерть Жозефа Бара». С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. В основном художник использует галантные сюжеты из мифологии и античной литературы («Амур и Психея», 1817, Кливленд, музей: «Телемах и Эвриал», 1818, Малибу, музей Гетти «Марс, обезоруженный Венерой и грации», Брюссель, Кор. Рассматриваемая нами картина была написана в лучших традициях создания портретов.
1814, Апслихаус, Лондон). В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
1797- 1798, Париж, Лувр) и в героическом полотне «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800, варианты Мальмезон, музей, Версаль, музей дворца: Берлин, Шарлоттенбург). И если в этот период он брал в руки кисть, то непременно для того, чтобы запечатлеть важнейшие события своего времени – трагические («Смерть Марата». Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. В 1815 году он получил рыцарское звание и в 1818 году отправился в Европу для создания портретов политиков, священнослужителей, военачальников, чьи имена были связаны с низвержением Наполеона. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Картина «Мы втроем», по сути, является автопортретом, где художник запечатлел себя с женой Полиной и братом Даниэлем. Изабе с дочерью» (1795, Лувр, Париж). Уже в этих работах художника проявились черты его неповторимого стиля.
Жерар показал свою модель сидящей в кресле возле бассейна. Как он прост в обращении и какая красивая у него голова. Гораздо меньше внимания он обращает на выразительность лиц портретируемых.
Его интересуют самые различные психологические состояния. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Это позволяет не отвлекаться на второстепенное, а сконцентрироваться на самом главном. Впервые в искусстве образ недавнего политического события обретает подобную масштабность однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисунку пером (Лувр) и крупному фрагменту (Национальный музей Версаля и Трианонов). Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель).
В художественном наследии Рунге важное место отводится портрету. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давидстремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятвав зале для игры в мяч, не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр).
Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной. Позднее его невиновность была доказана. Давид изобразил Марата в реальной домашней обстановке (в момент покушения Марат работал, как обычно, сидя в лечебной ванне). Голова, руки, платье превосходны. Центральные детали «Марата» или «Коронования» привлекают внимание особенным вибрирующим блеском – художник умел уловить тончайшие цветовые изменения на поверхности освещенных предметов. В том же году появилось одно из лучших произведений мастера — портрет «Художник Ж. -Б. Все чаще и чаще Давид изображает людей на гладком фоне, который не отвлекает внимания на посторонние, не столь существенные моменты. Я приготовлял ее под современным соусом, как я выражался в то время.
Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений. Избранный в 1792 депутатомот Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем голосовал за казньЛюдовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи искульптуры. Общественная жизнь того периода былаотражена Давидом в композиции «Клятвав зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по тойпричине, что стремительное развитиереволюционных событий смело со сценымногих лиц, без которых она не могласчитаться законченной. Давид — одиниз ведущих деятелей Великой французской революции. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
Нечто подобное происходит и с произведениями портретиста Питера Лели (Peter Lely). Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. В ранних работах Давида ощутимо влияние рокайльной манеры Ф. Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов («Бой Марса и Минервы», 1771, Лувр, Париж). Свободная, динамичная живописная манера Лоренса иногда производит впечатление некоторой небрежности и даже незавершенности («Портрет Джона Анджерстайна с супругой», 1792, Лувр, Париж «Портрет Дж.
Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. В 1801 году Давид завершил работу над вторым портретом императора, получившим название «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (музей, Версаль). В этот период он зарабатывал себе на жизнь, занимаясь иллюстрированием сочинений Расина и Вергилия.
У Давида был удивительный дар, отличавший его от других людей. Давид Жак Луи (1746— 1825) «Наполеон при переходе через Сен-Бернар». Пытаясь донести до зрителя мысль о взаимодействии музыки и изобразительного искусства, Рунге задумал художественный четырехчастный цикл «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». Движением охвачены все детали картины.
Активный участник войн против армии Наполеона, Остерман-Толстой проявил себя бесстрашным воином. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Французский художник и график Пьер Поль Прюдон родился в Клюни. а также два года спустя при вступлении в парижскую Академию в картине «Андромаха у тела Гектора» (Париж, Лувр).
Увековечивая память одного из главных героев революции, Давид пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. В этот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-1774) у Ж. М. Вьена.
Поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), ltspan Calibri, «sans-serif»mso-fareast-font-family:Calibri mso-fareast-language:EN-USgtВ основе картины лежит рассказ римского историкаТита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобысразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга —братьями Куриациями. Неоклассицизм Сюжет картины заимствован из «Илиады» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой.
В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва в зале для игры в мяч», где предполагал увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20. 6. 1789, открывшее путь к окончательному свержению монархии. Спокойствие разлито по всему пейзажу. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давидстремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятвав зале для игры в мяч, не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр).
Его отцом был состоятельный парижский коммерсант. Романтические тенденции ярко отразились и в женских портретах Гро. Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства.
На груди убитого — кровоточащая рана, на полу лежит упавший нож. Достиг, обобщенностью, тем, что воздействовал на зрителя большими планами. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Абрахамс даже вводит для этого явления специальный термин «слияние лиц», при котором одна или несколько черт автора соединяются с чертами модели, в результате чего конечное изображение становится похоже и на автора и на его модель.
Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
В 1776 г. во Франции была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей иигру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрываяморальную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Одно из этих удивительных сопоставлений— портрет королевы Елизаветы II, написанный в 2001 году и автопортрет выполнившего его художника, Лусиена Фрейда (Lucian Freud). В этом смысле, творчество Давила, «своеобразное сочетание реализма с идеализмом» (Делакруа), по-прежнему остается неразрешимой загадкой. Давид выбрал исторический сюжет, навеянный романом известного в те годы литератора Жана Франсуа Мармонталя о печальной судьбе Велизария, полководца императора Юстиниана. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Но уже в этих работах виден неповторимый стиль художника. Позднее его невиновность была доказана.
И это явно читается в автопортрете, взирающем на нас сосредоточенно и дерзко. Гро рисовал его с натуры. Пять лет, проведенные в Риме, сыграли решающую роль в его творчестве. С именем Гро связывают начало формирования нового направления в живописи Франции — романтизма. 1800 Холст, масло.
8 В картине «Смерть Марата» (1793 Брюссель, Музей) Давид по-иному подошел к изображению убитого, хотя задача оставалась та же — воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма. К такому выводу недавно пришел нью-йоркский искусствовед и бывший кинорежиссер Саймон Абрахамс (Simon Abrahams), который провел интереснейшее исследование. Совсем не таким предстает Наполеон на картине, начатой спустя несколько месяцев. Выразительны и два автопортрета художника (1791, Уффици 1794, Лувр), созданные в период взлета его политической карьеры. Свое художественное образование он начал в мастерской Вьенна, с 1766 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1771 году успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр).
Печальное выражение лица предвещает ее несчастья. В 1813 он возвращается к работе над картиной «Леонид при Фермопилах» (Париж, Лувр, начата в 1802, но оставлена из-за императорских заказов), в марте 1815 вернувшийся с острова Эльба Наполеон увидел уже законченную картину. Но лишь много позже художник заслужит настоящую похвалу, столь страстно желаемую.
Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором начертано посвящение «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой. В 1780 художник возвращается во Францию. В сентябре 480 г. до н. э. Так, одна изнаиболее знаменитых его картин, «КлятваГорациев» (1784), сюжет которой был взятиз трагедии Корнеля, посвященной треммолодым римлянам, готовым расстатьсяс жизнью во исполнение долга, воспринимаетсякак революционный призыв. Искренность, наблюдательность и уверенная манера, характеризующие «Портрет графа Потоцкого» (1780, Варшава, Нац.
Напротив, его художественные способности открыли новый путь передачи мысли в живописи. 1800, Лувр, Париж). Зачем. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. Здесь все (красота линейныхконтуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов)нацелено на то, чтобы передать обаяниеученого и его жены. Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) становятся памятниками героямреволюционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
Страстный борец, он посвящает свое искусство нации.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
Большое место в творческом наследии Прюдона занимают «Портрет г-жи Антони с детьми» (1796, музей, Лион), «Портрет Констанции Майер» (Лувр, Париж), «Портрет графа А. И. Остермана-Толстого» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. После пребывания в Риме (1775-80), где Давид изучал памятники античности и искусство итальянского Возрождения и барокко, он выступил с историческими картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразительных искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр). Гражданская доблесть одних оттенена личными переживаниями других.
Особенно интересен «Портрет Папы Пия VII» (1819, Виндзорский замок) изображающий умного политика, мысли которого заняты судьбой своей страны. В Риме напротяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучалантичное искусство, а также творчествомастеров эпохи Возрождения (Рафаэля ихудожников болонской школы) и барокко. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Несколько позже Давид встретятся с Наполеоном.
Через год им была начата (но не закончена) новая картина «Портрет Ж. А. Рекамье» (Париж, Лувр), главная героиня полулежит на античном ложе и ее мягкая белая туника отчетливо выделяется на серо-коричневой лессировке стен и паркета. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Художник умер 2 декабря 1825 в Брюсселе, окруженный уважением и почетом. Некоторые из этих работ напоминают скорее фрагменты сцен битв, чем обычные портреты («Портрет Мюрата», 1812, Лувр, Париж). В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Кажется, что он просто дремлет.
Технику Давида можно изучать на примере известных полотен: «Лавуазье и его жена» (1788. Об этом можно судить по пальцам, крепко и уверенно держащим кисть и палитру. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Считая античность «важнейшей школой современных мастеров», Давид исследовал природу с редкой наблюдательностью, какая и сегодня встречается очень редко. 1794, Авиньон, музей) или героические («Клятва в зале для игры в мяч», не закончена, Версаль, музей дворца). Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение».
Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. Ассигнация находится тут же, на листе бумаги. Давид Жак Луи (1746— 1825) «Клятва Горациев». Это его любознательность. Искусственный свет придает ему желтоватый оттенок.
Отсюда идет его интерес к символике цвета. Из четырех задуманных композиций завершены были лишь две: «Коронование Жозефины» (1805-1810, Париж, Лувр) и «Раздача знамен» (1810, Версаль, музей) две другие сохранились лишь в рисунках: «Вступление на престол» и «Прибытие в ратушу» (Париж, Лувр и Лилль, Музей изящных искусств).
После нескольких неудач, которые едва не привели художника к самоубийству, он получает долгожданную первую премию за картину «Эрасистрат, обнаруживающий причину болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств). С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Полотно представляет собой огромный холст. Конечно, теорию Абрахамса можно назвать спорной. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Вьена, синтезировавшего в своемтворчестве два стиля: классицизм ирококо. Ф. Карена», 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин «Портрет Уильяма Питта», 1808, собрание лорда Роузбери «Портрет герцога Веллингтона», ок.
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту.
Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Романтический настрой ощущается и в знаменитом «Портрете императрицы Жозефины» (1805, Лувр, Париж). Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека.
На картине изображен с мальчиком-поводырем, протягивающим прохожим нищенскую суму. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. В 1793–1801 годах он жил и работал в Италии. гал. ).
Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. С Наполеоном художник познакомился во время короткого отдыха генерала в Милане.
В первом из них он обратился к живописи художников эпохи Ренессанса, таких как Ян ван Эйк (Jan van Eyck), Петрус Кристус (Petrus Christus) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Художник посетил Милан, Флоренцию, Геную.
«Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).
Вот таким образом было бы несправедливо рассматривать Давида лишь как большого мастера подражания. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Картина «Смерть Марата» политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. В таком же духе исполнены и портреты детей, девушек, молодых людей («Портрет Мэри Маултон Беррет», 1795, Художественная галерея Хантингтон, Калифорния «Портрет Салли Сиддонс», ГМИИ, Москва «Портрет Артура Этерли в форме Итонского колледжа», Окружной музей искусств, Лос-Анджелес).
В 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революционный призыв политические настроения и чаяния, воплощённые в античном антураже, произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской. Давид — одиниз ведущих деятелей Великой французской революции. Это произведение наглядно демонстрирует разрыв с традицией Буше (которому Давид приходится родственником по линии матери) и даже с принципами Вьена реализм фигур первого плана и выразительность их лиц предвещают поиски Гро в его картине «Чумные в Яффе». У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. «Коронование. »характеризуется новой, более яркойцветовой гаммой (здесь присутствуютчерные, белые, зеленые, красные изолотистые тона), в которой угадываетсястремление живописца передать краскитакими, какие они есть на самом деле инесоответствием между реалистическимпортретом и театрально напыщенной ивялой композицией.
Этим образом Давид, возможно, абсолютно неосознанно намекает на положение католической церкви, фактически лишенной своей власти. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. Свои идеи он выразил в научном трактате «Цветовой круг». Полководец ответил: «Позировать. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов.
Так, в 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции. С 1789 года Давид включается в политическую деятельность: руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи свободы, равенства и братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращённого в годы революции в национальный музей) и демократизации Академии Художеств.
Помимо написанного там пейзажа «Люксембургский сад, видимый из окна тюрьмы», художником была задумана картина «Сабинянки» (Париж, Лувр), которую он закончил в 1799 и которая свидетельствует о стремлении достичь совершенства через подражание греческим мастерам. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Ее печальное бледное лицо не оживляет даже алая накидка, вышитая изящным узором. Романтическая приподнятость изображения создается благодаря особому цветовому решению: холодные синие оттенки мундира генерала контрастируют с пламенеющими пятнами красного и золотистого (воротник, пояс, красочное шитье мундира). Но очень скоро художник отошел от классицистических традиций. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, – «любовь к отечеству», но на деле получилась холодная академическая композиция. Именно в этом жанре наиболее ярко выразилось тяготение мастера к романтизму.
Да и все здесь казалось ожившей древностью: дикий конь, рвущийся из рук людей, пронизанная солнцем роща, полуразрушенная стена патрицианской виллы вдалеке.