Стены – венецианская штукатурка. Арки выложены из темных и светлых клинчатых камней. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни.
Вместо роскошных венецианских мозаик — голые стены. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Декор в основном скульптурный. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода Возрождения.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов.
базилика св. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Сохранился огромный Рыцарский зал- одно из помещений монастыря. Со стороны входа находилось преддверие, называвшееся «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо). Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий.
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Но этот коллектив не был единым. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья.
Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). С начала XIX в., когда для искусства X – XII вв. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Двухъярусные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами с полуциркульными арками.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Фигуры по стилю напоминают миниатюры из средневековых манускриптов. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Но он не очень удачен, т. к.
Ведущим видом романского искусства была архитектура. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове.
Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Оружием воина были меч, копье, лук и стрелы.
Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия.
Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям. В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады.
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство.
К декору практически не прибегали, отличительной особенностью интерьера была строгость, окна располагались на большой высоте и их было не много – благодаря этому постройка приобретала вид суровой крепости. Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс.
В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики или профилированных карнизов, Сен-Флибер демонстрирует строгую простоту раннего французского романского стиля. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. постоянно воевали друг с другом и всячески угнетали остальное население.
Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим.
Церковь в Торпо (ок. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». Оно происходит о латинского (romanus, что обозначает римский) – названия города Рима.
Стены всегда толстые, массивные. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству.
В целом интерьер простой и строгий. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».
Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Это были целые дворцы. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д. ).
В эпоху романики существовали разные типы церквей. Аполинария в Равенне, VI в. и др. ).
Сен Фрон в Перигё (XII в. ) напоминает Сан Марко в Венеции. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Хор – более поздняя, готическая пристройка. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Единственное украшение — простая резьба на капителях колонн.
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств.
Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Стены – венецианская штукатурка. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Гораздо реже встречаются уцелевшие части неукрепленных романских светских домов и дворцов и внутренние помещения монастырей, но их использовали и адаптировали к особенностям церковных зданий. Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались.
Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой». Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом или апсидой.
Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Полукруглые арки центрального нефа указывают на норманнский (романский) стиль собора.
Обе эти характерные черты можно увидеть в прото-романской церкви Святого Михаила в Хильдесхайме 1001 – 1030 года. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке.
Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Строительство нефа началось после 1070 года.
В декоре начинают, применяют технику инкрустации цветного мрамора тёмно-красного и тёмно-зелёного цвета. В X – XI вв. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Разумеется, масштабы здесь другие и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн.
Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Эти четыре церкви поразительно похожи.
Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья.
Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Германия. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет.
Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Свечи обычно делались из сала свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Примером может служить Клюнийский монастырь. Только после того как король франков Карл Великий основал новую империю (771-814 гг. ), «мгла» темных веков начала рассеиваться и, наряду с наметившимся прогрессом во всех сферах жизни, развитие получило новое направление в искусстве.
Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года.
Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Они придают устойчивость сооружению.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Церковь была главным заказчиком произведений искусства. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и византийской эпох. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». Кроме исторических стилей и их имитаций существуют архитектурные стили и стилевые направления, основанные на этносе того или иного народа, эклектические течения, возникшие от слияния восточных и европейских культур, современные стили, появившиеся на основе современных технологий.
жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых «нефами». Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Не всем нравилась церковная роскошь. Романский стиль – стиль Западной Европы в XI – XII веках (в ряде мест — и в XIII веке). люди еще не принявшие христианства. Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами. Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании. Детей же готовят к передаче под опеку. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Среди них построенная Константином базилика св.
Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф – трансепт.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Для окон в центральном нефе не осталось места. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Базилика в виде латинского креста отличается вытянутыми пропорциями. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Но кампанилла продолжала «падать».
С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие. Также настоящее развитие городских укреплений стало проводиться в те времена, когда готика переняла пальму первенства у романского стиля. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123).
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. На первом – кухни и хозяйственные помещения, на третьем – небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся).
В некоторых храмах в Новгороде стены заканчиваются вверху остроконечным «щипцом», подобным щипцу на крыше деревенской избы. Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс.
Итак, в XI-XII вв. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Расположенный на острове у побережья Нормандии монастырь на горе Сен-Мишель (XI в. ) включает ряд сооружений, относящихся к романской эпохе и построенных задолго до собора и других готических построек, возвышающихся на вершине горы. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени.
Человек, закованный в броню имел преимущество перед атакующим его врагом. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Камни отёсывались различными мастерами – одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности.
Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась «бриллиантовым рустом». За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Лучше всего романский стиль выражен в архитектуре. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен.
Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Романский стиль (от лат.
А вот душевую лейку, торчащую из стены, я бы заменила, например, на потолочную. Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви). Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Столы в ранний период еще весьма примитивны. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе. Романский план основывается на простых геометрических отношениях.
Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше и в постройке этих церквей русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройке каменных. Всем известно о том, что церковная архитектура- это основное направление романского стиля. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu – вершина) – храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций). Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Такую планировку можно обнаружить в Германии в более позднее время.
Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Воду брали из колодца во внутреннем дворе. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Вильгельмом фон Вольпиано. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали – своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица иногда бытовой мотив.
В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. В тосканских городах: Флоренции.
Не случайно о них сложилось множество легенд. Увенчать все сооружение колокольней Дж. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше.
Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Пизанская башня.
В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она унаследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. На нем обозначены все элементы этого сложного комплекса. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля. Перекрытия деревянные.
Присутствуют верхние окна, что не типично. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.
Капители колонн украшены изящной резьбой. Германия. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов.
В Европе после падения Римской империи наступил период хаоса и неразберихи, который часто называют «темными веками». В период с 400 до 1200 гг. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала.
Центральный неф разделен на четыре травеи (ячейки), три из которых перекрыты крестовыми сводами. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Верхняя часть дверки скруглена. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг. ) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами.
Петра в Риме, 330г. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. Вероятно, стены были окрашены в яркие цвета. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Открытые христианские храмы с III-VI вв.
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Романский стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Но кампанилла продолжала «падать». Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Монастыри были сильнейшими феодалами. Арки не несут никакой нагрузки. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. В Нормандии при строительстве мужского монастыря Сент Этьенн (1060-1081 гг. ), заложенного в Кане по приказу Вильгельма Завоевателя в честь успешной высадки в Англии в 1066 г., была построена оригинальная базилика в виде латинского креста с крестовыми нервюрными сводами, трансептами и глубоким алтарем.
Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают.
Мастер прекратил работу и. исчез из города. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). Универсальную роль выполнял сундук.
В Х-XI вв. Каменные храмы в России были немногочисленны. Интерьер освещается через крошечные окна, расположенные наверху. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. 1150 г. ). Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ). слишком подчеркивается связь с искусством Древнего Рима.
Это развитие было сложным и имело несколько направлений. Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ) во Флоренции (1421 г. ). И центральный и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Соборы в Дареме и Глостере с арками на массивных столбах датируются концом XI столетия.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. В развитие нового стиля участвовали почти все части Европы. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). «Каролингское возрождение» – расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв. ).
Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Больше текстовой информации видео вы сможете просмотреть здесь.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. Так, например историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.
К ним примыкает кладбище. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Примером может служитьКлюнийский монастырь. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Именно в течение XI – XII вв. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием.
Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманским. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Но подпружные арки и арки галерей по-прежнему имеют полуциркульную форму. Она резко отличается от романского стиля Северной Европы, который ориентирован на массу, вес и пластическую монументальность. В основе его планировки лежал практический расчет.
В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. В росписи прослеживались религиозные мотивы. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т. н.
Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные «под кирпич».
В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму.
Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами и массивными выступами стен из тесаного камня.
Зеркала – шифоновая бронза. Ставни же делались из холста. Камин и дымоход появились гораздо позднее. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). За столом или у очага только синьор имел свое место.
Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Дорический ордер появился в 6 веке до н. э., он отличался строгостью, массивностью. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа. Это придавало облику зданий величественность. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Начиная с царствования великого князя Иоанна III (1462-1505), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. 13 в. ).
В Италии романский стиль зародился в ломбардской и тосканской школе, в 11-12 веке, началось обширное строительство городских соборов. Возрождение русской архитектуры граничит с возвышением Москвы. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты).
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности.
Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Примеры романской архитектуры можно встретить по всему континенту, что делает её первым панъевропейским архитектурным стилем с архитектуры Древнего Рима. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек.
В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Свое название палата получила от восточного фасада, облицованного белым граненым камнем. В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко». С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Церковь Сант Амброджо в Милане (1080-1128 гг. ) -раннехристианская базилика с открытым атриумом перед входом. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья.
Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Различного типа башни размещают по-разному. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии.
Термин «романский стиль» употребляется потому, что архитектурное наследие Древнего Рима не было полностью забыто, в частности продолжают использоваться полукруглые арки. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Нормандия. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви.
Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие.
Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью — один миллиметр в год. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки.
Соборы в Майнце (после 1009 г. ), Шпейере (заложен ок. 1190 г. ) замечательна яркими росписями, украшающими сводчатый потолок, который имитирует каменный свод. Нервюрные (нервюра — арка из тесанных клинчатых камней, обычно укрепляющая ребра свода) крестовые своды состоят из шести распалубок и называются шестичастными. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный.
Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Вокруг центрального объема располагаются более низкие боковые нефы. Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом».
Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках – так называемого трифорня. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.
Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей. Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх.
Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры.
Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми перспективными порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro). А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя.
Михаила. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя. Замок-крепость или храм-крепость. В ночное время источником света был очаг и факелы. В. Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло.
Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма.
Первые готические соборы появились в Северной Франции. Пол в алтарной части приподнят, так что видна расположенная внизу крипта. Романский язык не является вырожденным латинским языком. Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру.
Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности.
В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы. XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проемами окон. На то были свои причины.
Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году. В современных частных строениях зодчие нередко смешивают архитектурные стили.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Он является одним из важнейших этапов в развитии искусства и архитектуры Европы. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо.
Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв. ) сменил романский стиль. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство. Для отделки подойдетискусственный или натуральный камень, однотонная штукатурка темных и светлых песчаных оттенков, уместно будут выглядеть вставки из темного дерева, фрески, рельефы, витражи, мозаики и скульптуры, однако весь декор должен быть скромным, сдержанным, лаконичным. Высота церкви ок. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. В церкви Санкт Михаэль в Хильдесхайме (1010-1033 гг. ) трансепты и башни расположены симметрично в западной и восточной частях собора. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Романская архитектура – архитектурный стиль средневековой Европы, характеризующийся полукруглыми арками. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем.
Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет.
У каждой низкий деамбулаторий с четырьмя радиальными капеллами и сильно удлиненная травея перед хором. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии.
В этой ситуации, когда хаоса можно было избежать только с помощью армии, военная мощь стала синонимом власти. Мастер прекратил работу и исчез из города.
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Каменные своды знаменуют собой переход к стрельчатым сводам. Единственным возможным отступлением от правил является кровать.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. (ок.
В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Коринфский ордер появился в 5 в. до н. э. Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела.
12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V – VIII. вв. ), средневизантийский (VIII – XIII вв. ) и поздневизантийский (XIII – XV вв. ). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. В разбивке масс достигнута соразмерность. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические.
Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Крестовый свод стрельчатых очертаний указывает на зарождение готики. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
В Дареме колоны имеют простую цилиндрическую форму и украшены геометрическим орнаментом. Двухлетняя девочка в слезах, так как думает, что ее маму забрали.
Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Ведь лишь в XIX веке у него появилось название. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Как и во Франции, каждая область здесь имела свой собственный архитектурный стиль, на который оказывала влияние архитектура Западной Европы.
Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах.
Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Его появление происходило во Франции в середине XII века. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).
Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Все было подчинено суровой действительности. Сооружения, возводившиеся до 5 в до н. э., принято относить к архаичной архитектуре.
Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Скорее, этот стиль может проявиться в планировке, композиционном решении пространства. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной.
Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). 13 в. ).
Романское строительство, отличалось большими размерами, но викинги, которые никогда не были приверженцами роскоши, старались свести все к минимуму. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св.
С весны пограничники забрали более 2 тысяч неабсолютнолетних детей. В замках все внушало страх. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Конструкция Грановитой палаты имеет свой прототип. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Также как и остальное искусство того времени, романский образ является отражением застоя многих стран в экономическом и культурном плане. Церковь Сан Миньато во Флоренции (1018-1062 гг. ) имеет деревянную крышу интерьер украшают сложные геометрические орнаменты из черного и белого мрамора. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Подобные своды будут широко применяться в готике.
Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Квадратный зал с одним или двумя опорными столбами — типичная форма древнерусских общественных помещений: гридниц, трапезных и др. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. Декор должен был поражать великолепием.
Это пятикупольная церковь в форме греческого креста, но интерьер здесь иной. Латинский язык является вырожденным романским языком.
Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения.
Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Наконец, окна образуют верхний ярус.
Обилие света и воздуха.
Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Отдельным штрихом является наличие камина. Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») – здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части – алтарем (апсидой). Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением. В церкви Сент Фуа в Конке во Франции (1050-1120 гг. ) останавливалось много паломников. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями.
Некоторые из первых замков, т. н. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.
приемы. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии.
Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка изготовленная из извести, песка и щетины. Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются правильностью планировки, чёткими формами, симметричными композициями и сдержанным убранством.
Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко расположенными арками высоких окон. Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий.
В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Такое устройство и стало основой готического зодчества. Итальянские и другие западно-европейские мастера, приглашенные ИваномIII, — Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Антон Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец, Алевиз Фрязин Новый, Бон-Фрязин (где Фрязин — не фамилия, а «фряжской земли человек», выходец из Зап. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка. Четвертая травея — это алтарь, сейчас над ним возвышается приземистая восьмигранная башня. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии.
Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Другая причина заключалась в том, что, несмотря на решение проблемы цилиндрического свода в Клюни III и на его совершенную форму, будущее все же было за нервюрными сводами и готическим стилем. Над боковыми нефами был сделан трифорий (узкая галерея, расположенная над сводами боковых нефов) и еще выше ряд окон. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества.
Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. Средний неф был выше боковых в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся иногда и на наружных стенах боковых нефов. Здесь строили массивно и прочно.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Стиль постепенно перетекал в готическое направление, становясь основополагающим для иных архитектурных эпох по всему миру.
1024 г. ) и Вормсе (заложен в 1170 г. ) свидетельствуют о распространении романского стиля. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью.
Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Такое партнерство в период раннего Средневековья (до 1000 г. ) стало основой для развития романского стиля. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. 15 метров.
Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. В Риме несколько больших Константиновых базилик более поздние строители продолжали использоваться в качестве источником вдохновения.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества. В XI-XII вв.
Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Образец архитектурного стиля – на фото ниже. Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В романском стиле доминирующую роль играла архитектура.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).
Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства.
Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.
Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции.
Эта новая архитектура — ренессансная — питалась теми же источниками, что и русская домонгольская, она черпала из византийского наследия, оставившего в Италии множество памятников и вот таким образом ренессансные здания так легко и органично вошли в русское культурное пространство и в глазах потомков стали казаться изначальной национальными: совершив круг, архитектура в России вернулась к своим началам в их новой интерпретации.
Девиз романского стиля, «Мой дом – моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. При сходной планировке оформление фасадов было различно. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Европы) в 1475—1508 создали ансамбль Московского Кремля (в основном сохранившийся доныне), принеся на Русь новые архитектурные формы и новые строит. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии. Каролингский стиль (по имени Карла) можно рассматривать как раннюю фазу романского стиля. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Пространство открытое благодаря тому, что свод опирается на тонкие колонны.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Франция. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в 1-й половине XIII в. Стиль, ставший завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв. ). Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Отдельным штрихом является наличие камина. Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть наНотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали. Он берет свое начало в X – XII веках. Сухие техники так и не получили должной популярности.
Как внешняя, так и внутренняя мраморная инкрустация являются типично флорентийской реакцией на подчеркнутую декоративность античной римской архитектурой. Белая башня Тауэра является первым тому примером. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв.
Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе. На окнах нет занавесок. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно.
Стена над аркадой среднего нефа прорезана окнами. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
Естественно, он может быть более стройным. Строительство нового собора в Дереме было начато в 1093 году поскольку собор принадлежал к последним в ряду величественных соборов 11 века, архитекторы могли использовать все достижения эстетической и технической мысли. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский.
Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Византии и мусульманские влияния.
В XIX веке этому стилю дали название «романский». Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Феодал, живший в замке, мог предложить свою помощь горожанам на взаимовыгодных условиях. Роспись (религиозные мотивы). Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Главнейшими из них являются Успенский собор Кремля, где совершалась священная коронация русских государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский собор — усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий).
Его появление связывают с возрождением церковного зодчества. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Она была построена в 1001 – 1018 гг.
В ордерной системе существовали направления: дорическое ионическое, коринфское. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто.
Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. 820 г. ).
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Эдмонда, Сент-Олбани. Павла в Риме, IV-V вв.
Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Зеркала – шифоновая бронза. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.