Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. «завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Он также выстраивал свои натюрморты вокруг центральной оси, а затем перешёл к более свободной композиции и изображению уже завершившихся завтраков36. Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела.
Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда1593-1682гг. Он был мастером традиционного натюрморта, который называлиontbijtjes, что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска. Он также выстраивал свои натюрморты вокруг центральной оси, а затем перешёл к более свободной композиции и изображению уже завершившихся завтраков.
Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций.
Один из лучших натюрмортов Хеды — «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Скатерть не закрывает весь стол полностью. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином.
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Питер Клас (нидерл. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
В настоящее время эти произведения обычновосхищают своей блестящей виртуозностью. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Флориса Герритс ван Схотена, Клары Петерс, Ханса Ван Эссена, Рулофа Кутса и др.
В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью).
Ненавязчиво выделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т. п. ) раскрывают органическую связь вещей с жизнью человека. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. «Завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Кроме живописцев, среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, там работали те, кто готовил под картины основу – доски или холст, грунтовал изготавливал рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня. Произведения Класа с изображением накрытых столов (т.
Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Световые блики играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Клас Питер (Claesz), голландский художник. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Это самое яркое пятно на картине. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Картина «Завтрак с ветчиной» — произведение горизонтального формата. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта — «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене67. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
В центре натюрморта расположено блюдо с розовой ветчиной. С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта – «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Все предметы расставлены и разложены очень тщательно, сразу видно, что это не случайно. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. На передке повозки — три яблока. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Вещь сама по себе никогда не является носителем смысла, но становится таковым в рамках некой системы, композиции, а знание кода позволяет произвести расшифровку. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Как у артистов на сцене, здесь у каждого предмета своя роль и своё место. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Одна из них, относящаяся к рубежу I–II веков н. э., была найдена в 1740-е годы недалеко от Аветинского холма в Риме.
Вот таким образом на картинах голландских мастеров почти невозможно увидеть простые полевые цветы. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Чистые яркие тона, совершенство техники, удивительная душевная атмосфера, пронизанная любовью Это картина — искренний рассказ любящей матери о своих детях. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Да, нам всё хорошо видно, как будто мы стоим прямо у стола. На краю стола сидит бабочка, словно прилетевшая полюбоваться великолепным зрелищем. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Художник применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж).
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Учился у Флориса ван Дейка. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. Таково полотно "Трубки и жаровня". Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Его натюрморты, обычно выдержанные в коричневатых, зелёных, серебристо-белых и золотистых тонах, отличаются тщательным воссозданием фактуры вещей, богатством красочных оттенков, мягкой светотеневой игрой (Натюрморт с селёдкой, 1636, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Завтрак, 1644, ГЭ). В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Теперь обратим внимание на задний план. Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью.
Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Предметы имеют строго определенное место и значение.
С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта – «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. Скатерть сдвинута так, что видно деревянный стол.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Одна из наиболее ранних работ — «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага)— имеет символический смысл. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин изысканно разложенные на блюде плоды. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
1493 — ок. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
К тому времени тональное направление уже разрабатывали голландские художники-пейзажисты: их работы отличались тонкими градациями и переходами тона, а предметы словно растворялись в серо-коричневой дымке30. Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку своего коллеги Паррасия изобразившего занавеску, которую Зевксис попытался отдернуть. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Не случайно позднее в голландском языке утвердился термин «stilleven» – неподвижная жизнь – для обозначения этого жанра живописи.
Большой стол, накрытый льняной скатертью, занимает почти всю картину. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Справа в глубине изображена таверна. Вблизи с бокалом медный кувшин с открытой крышкой. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Работал в Харлеме. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст.
Дерево, масло. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). На полке стоят подсвечник с оплывшим огарком, коробка и разнообразные профессиональные атрибуты.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Ненавязчивовыделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т. п. ), обладая определеннымаллегорическим смыслом, одновременно раскрывают органическуюсвязь вещей с жизнью человека (ldquoНатюрморт сселедкойrdquo, 1636, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам ldquoЗавтракrdquo, 1644, ГосударственныйЭрмитаж, Санкт-Петербург). Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. С 1617 года работал в Харлеме. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром – маленький завтрак из булочки и молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. На белоснежной скатерти рассыпаны грецкие орехи. Один изпервых мастеров голландского натюрморта, Клас писал простыепо композиции, скромные по набору предметов изображениянакрытых столов (так называемые завтраки).
Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). Один из первых мастеров голландского натюрморта. 75x132 «Завтраки» харлемского мастера Питера Класа предназначались, как все подобные натюрморты, для интерьеров богатых домов и вот таким образом отображали соответствующий быт.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Любая вещь размещена так, чтобы зритель мог увидеть его фактуру, размер, мелкие детали. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). н. завтраки) отличаются скромным набором предметов, простотой композиции. Персики могли изображаться на столе в борделе.
Скатерть не перекрывает весь стол. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Художник реалистично изображает этот предмет. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. На этой картине в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество предметов— атрибутов жанра: книги, свеча, монета, зеркало, трубка, сорванные и увядающие цветы, песочные цветы и т. д. Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям.
И цветы и фрукты и насекомых он пишет одинаково тщательно и добросовестно. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. В этом городе он жил и работал до самой смерти. Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины.
Это время открытий творческих и философских. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». На первых картинах и рисунках изменения не велики — художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие – купание, античная идиллия, ночная беседа. Его композиция очень проста и лаконична.
И наконец, третий уровень анализа связан с обнаружением «внутреннего смысла» или «сущности», произведения. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Он – основа для натюрморта, как земля для пейзажа. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико-нравоучительным подтекстом. Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры.
Его композиция очень проста и лаконична. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Однако второй уровень анализа связан с выявлением вторичного смысла произведения. Именно он и показан на полотне. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Отказ от них – один из способов спасти душу. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
Виноградная ветка изображенная рядом с бокалом и кувшином, как бы обхватывает оба сосуда.