В роли колоритных запорожцев пишущие письмо султану Репин выбрал натурщиков из числа известных людей того времени. В мультфильме Владимира Дахно «Энеида» по травестированной поэме украинского поэта И. П. Котляревского иронически переосмысляются различные сюжеты мировой живописи и скульптуры, в том числе и «Запорожцы» Репина (эпизод, где троянцы-казаки во главе с атаманом Энеем сочиняют ответ князю Турну). Само историческое письмо запорожцев султану так и не сохранилось, правда была найдена в 18 веке копия этого письма, которую потом передали историку Яворницкому, от которого Репин и узнал об этом историческом эпизоде, побудивший художника к написанию картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Бутылка красуется на столе, где заседают репинские запорожцы. В обращении к теме запорожцев Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины, помогал историк Д. И. Яворницкий.
«запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского художника Ильи Репина. На картине Ильи Репина Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану название шедевра говорит обо всей сути картины, потому что казаки на картине действительно пишут письмо турецкому султану. Отобразить историческую миссию запорожцев в красках Репину помогли известные историки тех лет Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий. Немалый интерес исследователей, да и рядового человека, представляет и тот факт, что И. Репин изобразил здесь не отдельно взятую личность, а общество свободолюбивых запорожцев, сила которого – в единстве.
Далее письмо султана запорожцам их ответ и два варианта Запорожцев Репина в полный экран. Письмо запорожцев турецкому султану, тема картины с которой И. Репин начал работу с 1880 года и создал ряд эскизов к основной и окончательной работе над запорожцами, которую закончил в 1891 году. Как считает исследователь творчества Репина Ю. Беличко именно его картина «Хохот» дала Репину своеобразный эмоциональный ключ для «Запорожцев». «запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского1 художника Ильи Репина.
В роли колоритной натуры старого казака, что в белой папахе позировал писатель-журналист Гиляровский, для натуры писаря Репин выбрал историка Яворницкого Д. И. Картина с запорожцами экспонировалась во многих городах России и Европы, впоследствии ее популярности полотно мастера было куплено за 35 тысяч целковых самим царем Александром третьим.
Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. сделал лицо более характерное: глаз он вдвинул глубже и улыбку сделал хитрее» (речь идет об образе Ивана Сирко).
В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем.
Так, художник изображает лишь один миг, но какой. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Лысый казак. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур.
А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Глаза горят огнем мести врагам. Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы. На каких персонажей мы сразу обращаем внимание. Совет искусствоведа М. В. В другом письме: «. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). С технической стороны картина написана бесподобно. Так, например, Серко написан с генерала М. И. В 1863 году, получив деньги за выполнение большого заказа, Репин едет к Петербургу, чтобы учиться в Академии художеств.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Всю свою жизнь Сирко воевал и в течение восьми лет возглавлял запорожское войско. Это полотно закономерно занимает центральное место в экспозиции Харьковского художественного музея. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана.
Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.
чего только тут не было. На первом эскизе картины Репин сделала надпись Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Шевченко в 1843 году (места бывшей Запорожской Сечи, Качановка на Черниговщине, Киев), стала и для художника своеобразным паломничеством к национальным святыням украинского народа, знакомством и общением с украинской интеллигенцией. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.
Любимыми местами детских забав Репина и его ровесников стал лис, который раскинулся на склонах Донца. Кстати именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава. Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он жеДмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Бруни и Т. А. Очень устаю».
Первое документальное упоминание о полотне датировано 26 июля 1878 года. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Харьковские «Запорожцы» были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористической гамме. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Он им неинтересен.
О существовании грамоты запорожских казаков турецкому султану, чтение которой в Абрамцево побудило его взяться за написание картины, он знал с детства. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом.
Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец. Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному. Оставил большое эпистолярное наследие. В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра.
К сожалению, неизвестно, выполнил ли писатель это свое обещание, но даже то, что сообщает он в цитируемом письме, представляет огромный интерес для понимания творческого метода работы Репина. Эварницкий мог бы рассказать об этих знакомых подробно, так как приводил их к Репину он сам, — но рассказал он об этом весьма поверхностно, а о многих, ко времени писания воспоминаний, успел совсем позабыть. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. По словам искусствоведа Ольги Лясковской, «выпуклый, запрокинутый по направлению к зрителю затылок разрушает плоскость, в которую заключена картина», появляется ощущение сопричастности происходящему на полотне.
Картина всем знакома с детства. 1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. В ответ султан получил насмешливое и дерзкое послание. Написаны они очень выразительно и дерзко.
Над картиной Репин работал около 13 лет. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского.
Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. В нем словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости.
В браке родилось четверо детей. 1878 – Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. 1885 – Создал картину «Иван Грозный и сын его Иван». 1887 – Развелся с женой Верой. 1892 – 1893 – Написал второй вариант «Запорожцев», сейчас хранящийся в Харьковском художественном музее. 1887 – Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты» и съехался с суфражисткой Наталией Нордман. 1930 – Умер в своей усадьбе. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Прекрасные белые зубы были позаимствованы художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи. Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок – они, как не удивительно, тоже имеют владельца. По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. Интересно, что художник не раз менял расположение фигур, пока не достиг того знакомого с детства построения образов в виде нескольких кругов.
Это был типичный запорожец, мужественный, упорный имел прекрасное чувство юмора. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст.
Одна из самых знаменитых картин Ильи Репина была написана по мотивам ставшего известным в XIX веке «Письма запорожских казаков турецкому султану». Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Киевский искусствовед Ю. Беличко предлагает другую точку зрения – заимствование у И. Крамского эмоционально-психологического, а частично и композиционного замысла его незаконченной картины «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»).
Картину свою на прежнем холсте, говорил, совсем вот-вот должен был кончить. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной.
И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. А он вдруг под наплывом новых впечатлений начал на новом холсте и вышло две картины. Каждое новое слово письма вызывает безудержный смех казаков. Это – атаман Иван Сирко.
Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. В Краснодаре на пересечении ул. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Скорее всего, писарь очень доволен возложенным на него делом. Он внимательно прислушивается к тому, что говорят ему друзья и едва успевает все записывать. На пересечении ул. Эта поездка дала необходимый историко-документальный и натурный материал, который вышел за рамки сугубо утилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразием тематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж). Казаки дружно собрались вокруг стола и сочиняют свой ответ султану.
В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Многие современники Репина, наблюдавшие процесс создания этого полотна, были недовольны его окончанием. Работаю иногда просто до упаду. Это происходило в действительности.
На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. Он стал более похож на художника Мартыновича, чем на петербургской картине. Сначала он расписывал сундуку и писанки.
Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Существует два варианта произведения. Долго Репин подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев – нависшего над писарем и дьявольски улыбающегося атамана Ивана Сирко. В своем неповторимом шедевре Репин показал народ во всем его величии, непобедимости и силе. «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Запорожцы» И. Репина – наиболее известные произведения, отображающие этот период украинской истории. Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет.
Если приглядеться на каждого запорожца, то нет ни одного грустного и мрачного человека, почти каждый не может сдержать свой смех. Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки. Пусть будет так. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)». Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий.
10. Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Копия была сделана в XVIII веке. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице.
Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. 1844 – Родился в семье военного поселенца под Чугуевом в Харьковской губернии. 1854 – 1857 – Учился в школе военных топографов в Чугуеве, брал уроки у местных иконописцев. 1864 – 1871 – Учился в Академии художеств в Петербурге. 1870 – 1873 – Работал над «Бурлаками на Волге». 1872 – Женился на Вере Шевцовой. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности гениального мастера.
Лысый казак. Совпадает этот маршрут и с поездкой историка Н. Костомарова в 1873 году по местам бывших запорожских сечей, которую он осуществил незадолго до поездки самого Репина и ярко описал в своей «Автобиографии». В заключение необходимо остановиться на самой идее, положенной художником в основу картины.
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Самые восторженные отзывы они заслужили в 1893 г. на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, организованной в четырехсотую годовщину открытия Америки. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья.
Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Атмосферой полотна стали удаль, смех, отвага и уверенность – главные качества запорожцев. Рисовать начал очень рано. Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. А также помогли эскизы портретов казаков, которые художник сделал, путешествуя Украиной. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
Басина, Ф. А. Самым положительным образом отозвался о Запорожцах журнал Художник, редактировавшийся в те годы писателем В. Г. Авсеенко: В задаче художника чувствуется подъем, рыцарское молодечество, желание увековечить одну из замечательных страниц истории Украины. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем.
Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю. Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга.
Крамского, в Академии художеств у П. В. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Я его представлял немного иначе.
Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. «Нужны века, чтоб создать такой затылок. » — восхищался Репин, но обер-гофмейстер императорского двора Георгий Алексеев не позволил делать наброски со своей лысины. По словам художника, в Украине у каждого дьячка был список этого знаменитого письма. Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане. – Чего только тут не было.
Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска. Первый, что был написан в 1891 году и сейчас сохраняется в Государственном Русском музее, второй – немного не завершенный (датируется 1893 годом), ныне находится в Харьковском художественном музее.
Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства.
Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Рубца.
Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Мурашко первым оценил композиционное преимущество второго полотна, созданного на основе эскиза 1879 года (Государственная Третьяковская галерея), отличавшегося жанровостью и экспрессией.
Она встречена общим и горячим одобрением. Люди вполне понимают цену своей шутки. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел.
Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса. «Нужны века, чтоб создать такой затылок. » – восхищался Репин, но обер-гофмейстер императорского двора Георгий Алексеев не позволил делать наброски со своей лысины. Это Георгий Петрович Алексеев.
Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Репин подарил его Яворницкому. Здесь Репин использовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма.
10. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. В 1913 г., решив издать книгу воспоминаний о своем творческом пути, Репин собирался, по свидетельству К. И. Чуковского, написать также о том, как создавалась им картина Запорожцы.
По словам искусствоведа Ольги Лясковской, «выпуклый, запрокинутый по направлению к зрителю затылок разрушает плоскость, в которую заключена картина», появляется ощущение сопричастности происходящему на полотне. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника. Еще из детских лет Репин познакомился с бытом Украины, ее песней искусством. Был переработан и перемещен на второй план справа бурсак.
Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его. Репин подарил его Яворницкому. Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье).
Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. Эту привязанность можно условно разделить на следующие этапы: детские и юношеские впечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей и этнографией – во время обучения в Академии в Петербурге (1864-1871), знакомство с повестями Н. Гоголя в Париже во время пенсионерского пребывания за границей (1873-1876). Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
Его проще всего узнать и смеется он от души. но Репин видел его таким.
Идея его создания принадлежит администрации города. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Но в работе над Запорожцами Стасов не мог быть полезен Репину в той же степени, так как он не являлся знатоком истории Украины.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Об этом картина. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Письмо казаков давало богатую почву для подобных выдумок. — с иронией окончил Репин разговор на эту тему.
– писал Репин А. С. Суворину. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. – Какой это труд.
Личность, надо сказать, уникальная. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Неффа (1864-1871).
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Кстати, несмотря на одесское происхождение и русскую фамилию — по национальности он был греком. Микола Кузнецов – это старшый сын Тараса Бульбы – Остап. Здесь он являет собой образ казака Голоты.
Прослышав про то, что Д. И. Эварницкий переселился в Петербург, Репин предпринял шаги, чтобы познакомиться с ним. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876).
Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. — Об этой картине говорили давно и ждали многого.
Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Основные персонажи (писарь, казак в центре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принято называть Тарасом Бульбой, казак без рубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь в детали одежды, сумки, расположение бандуры. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. В Краснодаре на пересечении ул.
запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ). С 1918 – в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский художник и рисовальщик эпохи демократического реализма. Идея его создания принадлежит администрации города.
Вне всякого сомнения, Репин отложил работу над Запорожцами поневоле, а отнюдь не потому, что другие замыслы захватили его сильнее. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. И Яворницкий и Мурашко пишут об одновременной работе над двумя вариантами – петербургским и харьковским, называя их «двумя большими картинами на одну тему». В контексте русской культуры обращение к этой теме также неслучайно. Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках.