Группа пытается выбраться из сказочных дебрей, песни становятся попроще, поприземленнее. Ну что, сложновато. – Перестали быть счастливой группой и это сказывалось на альбомах.
В 1985 году Байрон скончался. В 1971-м у URIAH HEEP вышло два альбома – Salisbury (вышел в январе) и Look At Yourself (вышел в ноябре, 39-е место в хит-параде). Хенсли (будучи автором большинства композиций группы) не только зарабатывал намного больше остальных музыкантов, но и имел многочисленные интересы на стороне. Впоследствии Хенсли глядя на все это безобразие, тоже покинул Uriah Heep, оставив Мика Бокса собирать осколки группы. Однако, часть критиков (во главе с рецензентами Melody Maker) оценила альбом достаточно высоко.
Мартин Попофф, автор «The Collectors Guide to Heavy Metal», поставил его по уровню значимости в один ряд с In Rock Deep Purple и Paranoid Black Sabbath1314. Дела вроде бы пошли, в команду вернулся Болдер и в этом составе созданы еще два альбома, Head First (май 1983 г. ) и Equator (март 1985 г. ), ничего хорошего к дискографии не прибавившие. В группе опять перемены. В конечном итоге группа вновь обрела силу духа.
Шоу в 1979 г. перебрался в Британию, где присоединился к GRAND PRIX, а через два года примкнул к группе бывшего драммера IRON MAIDEN Клайва Барра PRAYING MANTIS (потом ее переименовали в STRATUS). Так в сентябре 1986 г. стабилизировался состав. Что еще тут можно сказать. Толстый и добродушный Керслейк по прозвищу Медведь и стал основным барабанщиком команды. «Easy Livin», созданная специально для Байрона с его новым сценическим имиджем, стала европейским хитом, вошла в Billboard Hot 1007 и, как говорил Брон, «помогла группе впервые заявить о себе на международной сцене»21. Бокс пригласил клавишника Фила Лансона, экс-Grand Prix, Sad Caf, Sweet) и лос-анджелесского вокалиста Стефа Фонтейна, который провёл с группой американское турне и был уволен Боксом «за непрофессионализм».
«Его внешность не сильно подходила к имиджу группы, но пел он отлично, вот таким образом мы и решили его взять», позже признавался Мик Бокс. В эти дни родился и стал стремительно развиваться творческий союз Бокс-Байрон-Хенсли, наивысшее воплощение получивший во втором альбоме Salisbury, записанном уже без Олссона (который вернулся к Элтону Джону), но с Китом Бэйкером. Хенсли отказался участвовать в туре по США летом 1976.
Перед прослушиванием я предложил ему хорошенько подзаправиться, чтобы снять неуверенность. Ну и Байрон тоже спел, что называется изо всех сил. По словам гитариста, у того был «превосходный голос, но дисциплина где-то в другом месте».
На место Хенсли был приглашён клавишник Джон Синклер (которого Бокс знал по сотрудничеству с Heavy Metal Kids), в тот момент игравший с американской группой Lion. Уход вокалиста переломил карьеру «Юрай Хип» — вслед за Байроном ушел Уэттон, замененный Тревором Болдером, который имел опыт сотрудничества с Боуи, Ронсоном. Тот не стал терять время даром и немного спустя Хипы вернулись на сцену в следующем составе: Бокс, Керслейк, Джон Синклер (клавишные), Боб Дейсли (бас, экс – Widowmaker) и Питер Голби (вокал, экс- Trapeze). В июне Дэвида единогласно вывели из состава группы. Местом дислокации группы на этот раз была выбрана Франция.
Вскоре за ним последовал Джон Синклер (присоединившийся к группе Оззи Осборна)30. Музыкальные и лирические темы, продолжились на Magicans Birthday. Он оказался самым удачным в коммерческом отношении – 7-е место в английском хит-параде (в Штатах диски хипов размещались в пределах Топ-50). Дэвид Кавердэйл из вовремя развалившихся DEEP PURPLE. Тем временем закулисный конфликт разгорался. Так, на записи Conquest уже пел Джон Сломан (экс- Lone Star).
Байрон же немного позднее вообще был вынужден свалить из группы. (работавшей с Philips Records). Совсем невесело стало в группе после того, как Гэри Тэйна на концерте шарахнуло током.
Мы почувствовали себя в тот момент слегка деморализованными»32, — позже говорил Шоу. В том же году Хенсли выпустил свой первый сольный альбом Proud Words on a Dusty Shelf21. На обложке – жутковатая рожа, покрытия паутиной. Однако, многие полагали, что это было регрессирующим шагом в истории группы.
Им стал Кен Хенсли (24. 8. 1945 г. ) – славный человек, кроме синтезатора и пианино, умевший еще и на гитаре и у микрофона. Вышедший вскоре альбом «Sweet Freedom» в целом получил высокие оценки. Выйдя из состояния депрессии, Мик Бокс позвонил Ли Керслейку (который к этому времени уже играл в Blizzard of Ozz) и выяснил, что тот с Бобом Дэйзли только что ушёл от Осборна. Причиной смерти явилась передозировка.
«Услышав это, я понял, что рок-музыку можно сочетать с оркестровой и решил попробовать сделать это»15, — рассказывал он впоследствии. Эта команда выпустила в Японии альбом и распалась. Перед прослушиванием я предложил ему хорошенько подзаправиться, чтобы снять неуверенность. «Всё, что бы он ни писал, шло в альбом и нам это казалось несправедливым Кроме того, когда начинаешь использовать всё, что ни сочиняешь, альбомы получаются ниже среднего», — вспоминал Мик Бокс. Все хипы были приятно удивлены, а всегда мрачный Болдер улыбнулся и сказал: Ты нам подходишь, парень.
Ему нужно было отдохнуть – полгода поговорить шепотом, – вспоминал Уэттон. Так продолжалось с 1964 по 1966 г. г., пока THE STALKERS не преобразовались в SPICE (жалко, что не GIRLS. ). Казалось, что сказке под названием URIAH HEEP пришел конец. На вакансию вокалиста группа выбрала Джона Лоутона. В разгар австралийского тура он сорвал голос окончательно и ушел из группы29.
15 мая 1948, Веллингтон, Новая Зеландия, 8 декабря 1975). После выпуска пятого альбома «Юрай Хип» отправляются в тур по Японии, а параллельно с этим выходит их двойной альбом, с концертными записями. Во-вторых, альбомы Paging Silence (апрель 1989 г. ), Different World (февраль 1991 г. ) и Sea Of Light (май 1995 г. ) на голову выше того, что делали хипы в течение последних 15 лет. Тремя годами позже Uriah heep выпустили Sonic Origami, который включал в себя часть лучших работы группы времен Байрона. Ну а пластинку назвали с претензией – VeryEavy, VeryUmble, т. е. Попадаются, конечно, красивые и мелодичные песни (Free Me, например), но и о них ничего кроме того, что они красивые и мелодичные, не скажешь.
Они были начисто лишены высокомерия и претенциозности. «Мне показалось, что группа способна к быстрому развитию именно вот таким образом и взял их к себе», — вспоминал Брон. – Но группа не давала ему расслабиться.
Песня получилась из нескольких музыкальных идей Кена Хенсли и Дэвида Байрона. исполнял чужие хиты под чужим именем Гаррик (не Сукачев) и получал денежки на пропитание.
Влияние Уэттона росло с каждым днем, что страшно не нравилось Кену Хенсли. Мы становились эгоистами, – вспоминает Бокс о том времени. Радости не было вообще. Sea Of Light, оформленный скорее в стиле группы YES (кстати, в начале семидесятых конверты обложек обеих групп разрабатывал один художник, Роджер Дин), свидетельствует о том, что хипы обрели второе дыхание, при этом не повторив старых находок. Классический период 70-х завершился с альбомом Return To Fantasy (июнь 1975 г. ). Два месяца группа гастролировала по США с Rush, Judas Priest (общение с последними оставило у Бокса крайне неприятное ощущение: «Они относились к нам как к дерьму»29, — говорил он) и Def Leppard.
К тому времени резко ухудшилось состояние здоровья Гэри Тэйна, который и до прихода в Uriah Heep страдал приступами нервного истощения (вызванными отчасти наркотической зависимостью, которая преследовала его много лет). Брон повел своих детей на Дэвида Копперфилда и пришел в восторг от одного из персонажей – маленького, хитрого и мерзкого Урии Гипа (так его имя традиционно переводится на русский, вообще-то правильно произносить Юрайа Хип). 2 Альбом был встречен сдержанно музыкальной критикой, которая услышала в нём лишь «тяжесть», не обратив внимание на жанровое разнообразие (элементы джаза, фолка, эсид-рока и симфонической музыки). В это же время новый менеджер Хэрри Малони (англ. Harry Maloney) подписал для группы контракт с лейблом Portrait Records (филиалом CBS).
«Я никогда прежде не узнавал так много за такой краткий срок»31, — признавал и сам Шоу. Мик Бокс позже признавал, что работа над альбомом уже была омрачена наметившимся конфликтом между «мозгом» Uriah Heep Кеном Хенсли и её «лицом», Дэвидом Байроном, который к тому времени уже злоупотреблял алкоголем. Тем временем Дэвид Байрон просто потихоньку спивался и терял голос. К этому времени Джерри Брон отказался от обязанностей менеджера: делами группы в Европе занимался агент Нейл Ворнок, в США— Перлман и Шенк (из Blue yster Cult), так что Bronze Records некоторое время оставались последним звеном, связывавшим группу с её «крёстным отцом». Ударник к тому времени тоже поменялся им стал Крис Слэйд. Пластинка, ставшая бенефисом Хенсли (он автор половины вещей и соавтор другой половины), была записана Джерри Броном в Lansdowne Studios и оказалась стилистически разнообразна, соединив в себе элементы арт-рока («Bird of Prey»), акустического фолк-рока («The Park» и «Lady in Black») и симфо-рока (16-минутная сюита «Salisbury» была записана с оркестром и духовой секцией)3.
Альбом хоть и попал в британский Топ 10 (первый и последний раз) отметил творческий кризис группы. Группа пришла к откровенно коммерческому хард-н-хэви. В качестве вокалиста некоторое время рассматривался Джон Верити (экс-Argent), но в конечном итоге выбор пал на Питера Гоулби, который незадолго до этого на прослушивании не выдержал конкуренцию со Сломаном (единственным, кто голосовал за него, по иронии судьбы, был Хенсли)27. О July Morning разговор отдельный. Галерея арт-роковых зарисовок в жанре фэнтези («Rainbow Demon», «The Wizard», «Traveller in Time», «Poets Justice») на первый взгляд складывается здесь в гармоничную мозаику новой, причудливой концепции, однако, как отмечает Кёрк Блоуз, автор «Истории Uriah Heep» 3, альбом нельзя назвать в полном смысле концептуальным: каждая из песен имеет самостоятельную значимость.
В конце 1969 года группа познакомилась с продюсером и менеджером Джерри Броном. Центральное место в альбоме заняли эпическая «July Morning» и «заглавный трек», ставший хитом в нескольких странах Западной Европы. Первый альбом был на три четверти завершен, когда Алекса Нэпьера заменил Найджел (Олли) Олссон: его порекомендовал Элтон Джон, с которым Байрон дружил со времен совместной работы в Avenue Records (где они принимали участие в записи низкобюджетных каверов)11. »29, — говорил Джо Эллиот. Вокалист был уволен вскоре после выступления Uriah Heep на фестивале Bilzen в Берлине и его заменил Джон Сломан (ex-Lone Star), молодой и импозантный мультиинструменталист. Новым басистом стал музыкант, ранее игравший в команде Дэвида Боуи, Тревор Болдер.
Группа положила начало новому стилю, впоследствии названному прогрессив рок. Под знамена были призваны певец Пит Голдби из TPAPEZE, клавишник Джон Синклер из HEAVY METAL KIDS, басист Боб Дэйсли из группы Оззи Осборна и. Ли Керслейк оттуда же. Все начало разваливаться: Дэвид все время был пьян, Кен стал слезливым и манерным. Почти год хипы гастролировали без Хенсли (его заменил Грег Дечерт из PULSAR), а в апреле 1981 г. Мик Бокс вообще остался в гордом одиночестве – Болдер перебрался в WISHBONE ASH, Слэйд – к Гэри Ньюмэну, а Сломан – к другому Гэри, Муру. Зато здорово.
«Чем больше мы играем, тем больше привлекаем молодую аудиторию. Ситуация, увы, типичная для многих старых групп: то же самое творилось с BLACK SABBATH. В мае 1989 года вышел новый альбом Raging Silence, записанный с продюсером Ричардом Доддом известным по сотрудничеству с Джорджем Харрисоном и The Traveling Wilburys, центральными вещами в котором стали «Blood Red Roses» (композиция Пита Голби), «Cry Freedom» и «Hold Your Head Up» (кавер хита Argent). Так, в записи альбомов Raging Silence и Different World участвовали канадец Берни Шоу (вокал) и Фил Ланзон (клавишные), прежде игравшие в Gand Prix.
В процессе работы над альбомом Look at Yourself они обнаружили, что у них есть три заготовки в до-миноре. Слушайте, слушайте и еще раз слушайте. Июльское утро – квинтэссенция всего творчества хипов, сплав загадочной красивой лирики с жестким драматизмом. Коренной лондонец и гитарист Мик Бокс (8. 6. 1947 г. ) сильно страдал от того, что его банда THE STALKERS не имела успеха.
Мы сыграли несколько вещей— и история началась. », — вспоминал Мик Бокс. Свой новый состав они назвали Spice, а Дэвид принял сценический псевдоним: Байрон (David Byron). После экспериментов эти кусочки стали вступлением, куплетом и припевом «Июльского утра»19. Мы сыграли несколько вещей— и история началась. »10, — вспоминал Мик Бокс.
Несмотря на всю это в 1995 году квинтет выпустил классный диск Sea Of Light, сдеанный в фирменной хиповской манере. Хенсли позже пытался оправдаться тем, что группа постоянно действовала в режиме цейтнота: лейблы требовали «12 треков и чтобы все были как Easy Livin». Кен Хенсли отмечал, что «July Morning»— с её меняющейся динамикой, яркой и разнообразной звуковой палитрой— явила собой «наилучший пример того, в каком направлении устремилась группа в своем развитии». Заменой Байрону чуть было не стал. Однако у Бокса еще имелся кое-какой порох в пороховницах.
В 1995 году вышел альбом Sea of Light, в котором группа вернулась к звучанию 1970-х годов. «Это была лучшая из групп, с которыми мне когда-либо приходилось гастролировать. Жажда денег гнала их в студию и на гастроли. На альбоме 1977 года дебютировал Джон Лотон, бывший вокалист из Lusifers Friend. Кругом были сплошные плакаты с Диккенсом, в кинотеатрах шли фильмы по его книгам.
Вскоре группа оказалась в студии Lansdowne изменила название на Uriah Heep (о Диккенсе в рождественские дни 1969 года говорили все— как раз отмечалась сотая годовщина со дня его смерти) и решила, что ей необходим клавишник. Бокс необычайно высоко оценил работу продюсера, который «привнёс свежесть, живую мощь в звучание пластинки и выявил в вокале Берни несколько разнообразных стилей». За барабаны сел Крис Слэйд из группы Манфреда Манна. «Если говорить кратко, записывающая компания нас просто придушила. В итоге, следующая работа «Firefly» (1977) получилась очень цельной и была хорошо принята критиками. VeryUmble – это любимая поговорка диккенсовского Урии Гипа.
Альбомы Sweet Freedom (сентябрь 1973 г. ) и Wonderworld (июнь 1974 г. ), честно сказать, ни то ни се. Во время концерта в Луисвилле, штат Кентукки, США, Мик Бокс упал со сцены и сломал руку, причём доиграл сет, невзирая на адскую боль, после чего продолжал выступать с гипсом (проигнорировав таким образом указания врачей), каждый вечер получая по три укола. В Англии альбом поднялся до 20-го места и продержался в чартах 11 недель. За ударные сел Алекс Нэпьер, найденный по объявлению в газете (чтобы обойти главное из условий— отсутствие брачных уз, — он свою жену выдал за сестру), а из The Gods пришел басист Пол Ньютон, чей отец временно взял на себя обязанности менеджера и постепенно довел своих подопечных до уровня лондонского клуба Marquee10. Они были неправы. Записанный в Мюнхене Wonderworld также принёс разочарования (исключением критика сочла балладу «The Easy Road»).
И правда, «July Morning» отличалась ярким звуковым разнообразием и изменяющейся динамикой. Sweet Freedom и Wonderworld (их последним попаданием в штатовский Топ 40). Возрождение группы вызвало всплеск интереса к ней, альбом Abominog (март 1982 г. ) занял 34-е место в хит-параде. Группа, записала в этом составе Return to fantasy.
Самокритично. Sweet Freedom поднялся в Британии до 18 места5, «Stealin» стал хитом во многих странах мира (исключение вновь составила Великобритания). В разгар турне группа выступила на фестивале в Кливленде вместе с Aerosmith и Blue Oyster Cult. С Тэном и Керслейком, в золотом составе, записываются альбомы Demons And Wisards (май 1972 г., 20-е место) и The Magicians Birthday (ноябрь 1972г., 28-е место) – оба диска стали пиком (вернее, пиками) творчества URIAH HEEP.
На Salisbury все песни – классика: и жесткая, почти металлическая Bird Of Prey и задушевная The Park, где на фоне басовой партии поют птички и играют детишки и Lady In Black, которую так приятно петь, обнявшись и постукивая пивными кружками (кстати, кроме шуток, это самая популярная вещь хипов и Германии). Четвёртый альбом Demons and Wizards стал результатом нового творческого союза в группе, которая окунулась в мир мистики и фантазий (проиллюстрированный на обложке Роджером Дином). А Берни Шоу демонстративно отвернулся от текста и запел по памяти. 14 сентября 1998 года вышел альбом Sonic Origami (продюсер Пип Уильямс), продемонстрировавший лиричность, симфоничность и балладность группы, за которыми последовали гастроли, не прекращавшиеся два года, включая Россию, Украину и Казахстан. Ни-ко-гда. Его откачали, но от работы с хипами пришлось отказаться. Критики отметили альбом как свежий, тяжёлый и мелодичный, насыщенный оркестровками.
Из THE GODS он перешел в CLIFF BENNETT GROUP, в июле 1969-го сменившую название на TOE FAT (лидером этой группы был один из первых белых соулмэнов Клифф Беннетт). Окончив японский тур, группа «Юрай Хип» обосновалась в студии, для подготовки следующего альбома. Альбом Firefly, как и предыдущие, почти целиком был написан Кеном Хенсли (февраль 1977 г. ), в работе над ним принял участие новый басист – Тревор Бросс Болдер, раньше игравший у Дэвида Боуи.
Нехорошее было время. По словам Хенсли, они были грудой устаревших и развалившихся механизмов. Тот побывал на выступлении Spice в клубе «Блюз Лофт» и тут же предложил контракт со своей компанией Hit Record Productions, Ltd.
Кроме того, произошла ссора между Хенсли и Лоутоном (чья жена раздражала музыкантов своим постоянным присутствием). В мае 1983 года в состав Uriah Heep вернулся Тревор Болдер, который после двух лет, проведённых в Wishbone Ash, «начал чувствовать себя аутсайдером»29. В течении последующих лет опять произошли изменения в составе.
Следующие работы – Innocent Victim (ноябрь 1977 г. ) и Fallen Angel (сентябрь 1978 г. ) стали проходными. Очень громко – очень тихо. Лидеры харда – LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE и BLACK SABBATH – занервничали.
Свежая кровь, влитая в URIAH HEEP в тысячный раз, наконец-о сработала. В течении конца 70-х – начала 80-х в группе сменилось несколько вокалистов. «Я всегда по-человечески любил Гэри. Однако почти сразу же из состава ушёл Керслейк: по версии журнала Sounds— после ссоры с Броном (которого барабанщик обвинил в том, что для того «единственным ценным участником группы является Хенсли»24. И это при том, что пел в группе такой опытный вокалист, как Дэвид Байрон (29. 1. 1947 г. ) – он принимал участие в записи анонимных кавер-альбомов, т. е. Эти изменения пошли команде на пользу: альбом Conquest (февраль 1980 г. ), хотя уже и мало похож на ранние творения хипов, в целом хорош и приятен. – дружно рявкнули музыканты.
Некоторое время в группе шла небольшая чехарда с ударниками – Оллсона сменил Кейт Бейкер (февраль-октябрь 1970 г. ), затем были Иан Кларк (октябрь 1970 г. – ноябрь 1971 г. ) и Ли Керслейк (с ноября 1971 г. ).