Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. 1814.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Она также подчёркивает скрупулёзность Энгра в передаче мельчайших деталей, фактуры тканей. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой». И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного».
Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ) и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Творчество Энгра делится на ряд этапов. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма. 1820-1824. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы».
По мнению Норберта Вольфа из всех учеников и последователей Давида именно Энгр в наиболее чистом виде сохранил классицистский подход. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Зевс равнодушен к мольбам своей любовницы Фетиды, самой красивой из нереид (морских нимф). В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
«Сон Оссиана». Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни». Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. О своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году, что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он признаёт в искусстве лишь готовые результаты.
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюисса, основанную бывшим натурщиком, где можно было писать за малую плату. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба — 1807 года). Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль».
«Эдип и Сфинкс». Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.
Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Согласно предсказанию оракула их ребенок захватит власть отца.
И эта картина писалась долго: начатая во Флоренции в 1820 году, она была завершена лишь 36 лет спустя. Столь же спокойно и выражение его лица. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни». В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Согласно третьим источникам, Фетида не захотела сходиться с Зевсом, так как ее воспитала Гера, жена Зевса и Зевс в гневе выдал ее замуж за смертного. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Композиция картины полна символических деталей— расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним: Мадонне— чаша с просфорой, а свечи в подсвечниках— св.
Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Анри Делаборда, опубликованной в 1870 году. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника. Творчество. В 1813 году Энгр женился. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. 1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин». Творчество Энгра делится на ряд этапов. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Энгр остановился на эпизоде ментального поединка, когда герой разгадывает неразрешимую загадку. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Энгр, как и в Париже, не слишком стремился общаться с коллегами, в переписке обычно упоминаются Тома Ноде и Мариус Гране. Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Бой петухов, 1847 г. В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка. Эдип и сфинкс. 1808 г. Т. Шассерио.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии.
Ж. -О. -Д. Энгр. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра». Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». 327 х 260 см Экс-ан-Прованс, музей Гране, Франция Это огромное полотно, написанное в 1811 г., – последняя работа Энгра (1780-1867), которую он выполнил во время своей учебы в Риме.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её. Виды деятельности. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них». Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок. Бартолини тогда ваял графскую жену. Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ.
Рождение Венеры, 1863 г. Жером. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
По неизвестной причине осенью 1847 года он прервал роспись, а в начале 1850 года расторг контракт. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Всего художник прожил в Италии 24 года103. «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils). Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе».
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта». В 1864 году он написал заново «Эдипа». Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259 162 см). Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Слева изображена ревнивая Гера (Юнона), которая настороженно наблюдает за своим мужем и его бывшей любовницей. Он придавал этому труду чрезвычайное значение, сохранилось множество подготовительных работ. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи». В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. В 1817 году скончалась его мать.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
Сидящий у трона орел, символизирующий силу, скорость и высокий полет – атрибут верховного бога, – внимательно смотрит на Зевса. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Двадцать три года спустя этот образ всемогущей власти был куплен государством. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. В Тулузе Энгр провёл шесть лет— до 1797 года и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан. Бартолини тогда ваял графскую жену.
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.
Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения». В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Выпускнику Школы изящных искусств нужно было зарабатывать себе на жизнь в ожидании пенсионерской поездки в Рим, выходом стало писание портретов.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Художник выполнил и множество графических портретов. Сон Оссиана.
Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Шассерио был единственным учеником Энгра, который сформировался в яркую индивидуальность. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник».
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин».
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства». На ней изображен главный бог античных мифов Зевс (Юпитер), восседающий на троне на небе.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Источник.
Апофеоз Гомера. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 57 98 см).
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801).
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало.
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ФЕТИДА: Согласно предсказанию, красавица-нереида Фетида должна родить сына, который узурпирует власть своего отца. Художник выполнил и множество графических портретов42. В то время Энгр продолжал получать стипендию, но она была очень невелика, нерегулярными были и заработки от портретов.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII».
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам». Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр. По желанию заказчика Энгр написал по сторонам Богородицы двух почитаемых в России святых— Николая Угодника и Александра Невского, которые вдобавок были святыми покровителями императора Николая I и цесаревича99. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. В 1799 году он привлёк Жана Огюста к работе над портретом мадам Рекамье, в котором Энгр должен был исполнить некоторые второстепенные детали. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун). Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Энгр послал свою работу на отзыв в Париж. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Интенсивно-голубое небо с белыми облаками подчёркивает розовато-оранжевый плащ Юпитера, жёлто-зелёная драпировка Фетиды образует с ними трезвучие, абсолютно нестандартно интерпретируя классицистские цветовые решения44. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма1. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу.
В декабре они обвенчались. В правой руке он держит скипетр, левой опирается на облако. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Энгр в очередной раз отступил от анатомической точности изобразив струящиеся формы нереиды бескостными, особенно её руки, также абсолютно неестественно была изображена запрокинутая голова.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Было решено, что рассудит их спор Парис (с. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. 1859-1863 гг.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Критики отмечали, что из-за стремления Энгра показать историю во всех деталях, левая часть работы выглядит несколько перегруженной. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. С 1827 года чета Энгров обитала в казённой квартире в Академии изящных искусств, жили они скромно для людей с их положением, в частности, держали только одну служанку. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке». На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Всего художник прожил в Италии 24 года.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену). Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую». Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Сумма гонорара составила 3000 франков. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Портреты семьи Ривьер нельзя считать и серией, поскольку они сильно отличаются формой, композицией и стилистическими особенностями. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом». (1813). В декабре они обвенчались.
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года. Вслед за ним это сделает Э. Мане. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Но в этой безжизненной стилистической реконструкции творческая оригинальность Энгра оказалась абсолютно нивелированной влиянием его кумира. Пространственное построение картины иррационально: трон Юпитера парит в небесах, а его масштабная фигура противопоставлена прильнувшей Фетиде. Столь же спокойно и выражение его лица.
Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Сумма гонорара составила 3000 франков.
На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников.
Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Николаю и Александру Невскому. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Сочетание бархатной обивки дивана и оттенков кашмирской шали Энгр впоследствии использовал в других женских портретах. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845).
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам. Она пообещала наградить золотым яблоком самую красивую из присутствующих на торжестве богинь: Афродиту (Венеру), Афину (Минерву) или Геру (Юнону). Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия. Николаю и Александру Невскому.
1814. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. На их свадьбу пожаловала Эрида, богиня раздора.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Большая одалиска. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Эта могучая птица – символ силы и победы – атрибут царя богов.
И на этот раз Энгр противостоял Делакруа ибо для современников была неоспорима их творческая несовместимость. «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал).
Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица. Эта огромная картина, написанная в 1811 году в Риме, стала последней работой Энгра-студента. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах. И в дальнейшем Энгр воссоздавал в портретах напряжённую внутреннюю жизнь модели, чаще всего— это изображения его друзей-художников18. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам — композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Турецкая Баня. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Для 23-летнего художника портрет первого лица государства в натуральную величину был очень серьёзной задачей это также свидетельствует о статусе Энгра ибо маловероятно привлечение совсем неизвестного молодого живописца для целей государственной пропаганды. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год». Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания».
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5.
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
Этот художникс уважением относился к старыммастерам, твердо придерживаясь академическим веяниям искусства, вопреки набирающего в то время популярность романтического стиля. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Среди фигур позади неё выделяется оруженосец, которому Энгр придал автопортретные черты. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Жан Огюст Доминик Энгр Юпитер и Фетида (1811) Холст, масло. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс» — первое своё отчётное полотно. В «Илиаде» Гомера рассказывается о том, что Ахилла оскорбил царь греков Агамемнон и его мать Фетида поднялась из морской пучины на гору Олимп, где обитали боги, чтобы умолить Зевса отомстить за ее сына.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141.
Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США.
Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se». Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Пейзаж также подчёркивал идеализированные картины земного рая— он был бесплотным, пуссеновским по духу.
К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
(1813). Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом». Мораль Салона и его посетителей-буржуа, которая всегда возмущала Энгра, признавала изображение нагого тела только в мифологических сюжетах и ориентальных мотивах.
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур». Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Тогда же Энгр познакомился с 24-летней художницей Анн-Мари-Жюли Форестье и быстро обручился. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем».
Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». 1820-1856 гг. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс. Последние годы в Риме Энгр зарабатывал на жизнь только рисованием портретов туристов, преимущественно британских, что сильно его раздражало. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. В 1817 году скончалась его мать.
Энгр выработал в рисунках особую технику. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза».
Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Работу отличает доминанта произведений изобразительного искусства, покрывающих стены Сикстинской капеллы, в сравнении с самим событием присутствия папы. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи». Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128.
Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году. Энгр был единственным художником, который удостоился индивидуального павильона ибо рассматривался планом выставки как ключевая фигура пропаганды превосходства французского искусства117.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале ХХ века. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время». Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В том же году наступило некоторое финансовое облегчение: правительство Людовика XVIII стало покупать декоративные картины Энгра по плану реконструкции Версальского дворца. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности». Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»).
Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Папа Пий VII в Сикстинской капелле. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В 1813 году Энгр женился. Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ). Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
1814. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. После того как Зевс (римск. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Интерес к средневековой и ренессансной поэзии также был возрождён в XIX веке романтиками, которые ценили передачу средствами поэзии душевных качеств персонажей и чувственность натуры.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты». Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Она также обратилась к Гефесту (Вулкану), богу огня и покровителю кузнечного ремесла, с просьбой выковать для ее сына волшебные доспехи.
Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Например: Мадонна с длинной шеей.