Впрочем, по существу революция и была таким концом света. Революция безжалостна по отношению к людям. Занимал должности директора Научно-исследовательского института Академии художеств СССР (1948–1950) и первого секретаря правления Союза художников СССР (1956–1958).
И это на самом деле так. Мне кажется, картину К. Юона можно воспринимать как строжайшее предупреждение. В продолжение этой темы в 1921 г. была создана картина «Новая планета».
Полдень), запечатлел события революционной истории (Штурм Кремля в 1917 году, 1947), образы людей советской эпохи (Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, 1949 Утро индустриальной Москвы, 1949 все упомянутые произведения – в ГТГ). Если речь идет о природном катаклизме, понятно, что никто не виноват.
На той картине тоже гибнут люди, беззащитные перед страшным извержением вулкана Везувий. Выдающийся русский художник Константин Федорович Юон (1875—1958) считается видным представителем символизма и модернизма. И нет спасения от этого безумия. Пусть сторонники революции прячутся за красивые слова. Они убегают, хотят скрыться, все происходящее вызывает у них панику и ужас. Что ждет теперь человечество.
Художник показал минуты рождения новой планеты, неизвестной ранее людям. У некоторых нет сил идти. Член объединения Мир искусства, один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (с 1925). Никакими словами нельзя оправдать то, что случается. Все вдруг изменилось. Художник неслучайно выбрал такие тона для воссоздания пугающей атмосферы. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.
Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И. О. Дудиным 1900-17), МХИ (профессор в 1952-55) и других учебных заведениях. Пусть сторонники революции прячутся за красивые слова. Хотя любые попытки спастись бесполезны. Подтверждается то, что не все были за Октябрьскую революцию. Привычное течение жизни, нормы бытия и нравственности были забыты. Она пробуждает к жизни страшные силы, люди теряют разум.
Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства АХ СССР (1948-50), первый секретарь правления СХ СССР (с 1957). Казалось бы, грандиозная «Новая планета» должна быть совсем нехарактерна для творчества художника-пейзажиста. Подойдя к картине Константина Юона «Новая планета», мы увидим рождение огромного огненного шара, который резко контрастирует с холодной планетой, на которой скопились застывшие в нелепых позах черные фигурки людей.
Мне кажется, картину К. Юона можно воспринимать как строжайшее предупреждение. Есть люди, которые абсолютно не радуются этому явлению, а наоборот их оно пугает. Художник неслучайно выбрал такие тона для воссоздания пугающей атмосферы. «Новая планета» появится только после целой серии разрушительных катаклизмов. Эта картина посвящена революции. Более всего картина Юона близка по своему духу к торжественной симфонии.
Вот и русский художник Константин Юон, считавшийся одним из самых лучших пейзажистов своего времени, в 1921 году отходит от излюбленной темы природы и обращается к теме революции, создавая работу «Новая планета». Некоторые, простирая руки вверх, пытаются молиться. В данном случае – это язык плаката.
Космические силы словно направлены на беззащитных, таких маленьких и слабых людей. Мне лично эта картина напомнила другую, на которой изображено страшное стихийное бедствие, — «Последний день Помпеи». На той картине тоже гибнут люди, беззащитные перед страшным извержением вулкана Везувий. Для него революция – это не просто переворот, произошедший в одном конкретном государстве. Но кому и чему осталось молиться этим несчастным.
Она написана в 1921 году. И жизнь войдет в новую колею, все будет намного лучше, чем прежде. Есть, конечно, те, кто не заинтересован в подобном, зато из изображенных на картине, что тянутся к солнцу, новой планете, не все способны выстоять перед необычным явлением.
Люди же любопытны. Судьба была благосклонна к Константину Федоровичу. Бернард Шоу однажды сказал: «Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи». Художник полагал, что пройдет какое-то время, утихнут бури и катаклизмы. Рождение чего-то нового – это всегда вспышка, взрыв.
Никто не может спастись, ничто не может защитить людей перед природным катаклизмом. Сама картина К. Юона вызывает у меня тревожные ассоциации. Они понимают, что зарождается что-то удивительное и это событие приведет к новой счастливой жизни. Люди, наблюдающие за уникальным явлением, ведут себя по-разному. Мы видим огненные вспышки, появление новых планет. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции.
Более всего картина Юона близка по своему духу к торжественной симфонии. И поистине страшно, что люди могут стать причиной такого губительного явления. Другая часть людей видят в происходящем катастрофу. Все пространство пронизано лучами света, которые напоминают многочисленные дороги, ведущие в светлое будущее. В основном художник тяготел к изображению пейзажей.
Художник проводит аналогию совершаемых событий с концом света. Никакими словами нельзя оправдать то, что случается. Все это вызывает тревожные ассоциации. Светлое будущее.
Одни радуются этому событию и подставляют навстречу теплу свои руки. Константин Юон в своей работе «Новая планета» в описании картины хотел, наверное, показать нам, что людей всегда страшит новое, неизвестное, но все равно мы по натуре любопытны и всегда верим в лучшее. Испуганные люди выглядят маленькими и жалкими на фоне грозных космических катаклизмов.
Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грозного космического катаклизма (Новая планета, 1921). Это явление вселенского масштаба. И на картине заметны сложности приспособленности к чему-то новому.
И это на самом деле так. Художник был очевидцем Октябрьской социалистической революции. В строгой системе соцреалистических выставок пейзажи Юона иногда «тематические» (Штурм Кремля в 1917 году, 1947 там же), неизменно привлекали своим прочувствованным историзмом либо просто задушевной лирикой. И людям остается только убегать, прятаться. На картине преобладают черно-красные и желтые тона.
Тирания после социальных катаклизмов отнюдь не исчезала. Космические силы словно направлены на беззащитных, таких маленьких и слабых людей. Но революция как социальный катаклизм движется людьми. Привычное течение жизни, нормы бытия и нравственности были забыты. Без сомнения, большая часть изображенного на картине народа погибнет. Он зрело мог оценить ворвавшиеся в жизнь страны перемены.
Тирания после социальных катаклизмов отнюдь не исчезала. На картине «Новая планета» не видно ни городов, ни домов. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Есть только пугающие космические лучи, вспышки и люди.
А третьи, вроде как и не боятся нового и неизведанного, но они, как будто без сил, упали и не могут идти дальше. Некоторые, простирая руки вверх, пытаются молиться. Но иначе и быть не может.
Для них что-то новое – равносильно концу света. «Революция — варварский способ прогресса», — сказал Жан Жорес (1859—1914), руководитель Французской социалистической партии, выступавший против войн и милитаризма. На картине «Новая планета» не видно ни городов, ни домов.
Он родился в семье банковского служащего, получил прекрасное образование. Юон Константин Фёдорович (1875-1958), советский художник. И поистине страшно, что люди могут стать причиной такого губительного явления. Вероятно, появление этой картины граничит с изменением государственного строя в стране. Государства рождаются в крови и ужасе и вот таким образом цвет новой планеты – кроваво красный, а люди, которые остались на старой и холодной планете либо приветствуют новый мир и тянут к его сиянию свои руки, либо падают в ужасе, понимая, что произошедшее – уже неизбежно. Кто-то пытался активно бороться, кто-то смирялся, кто-то присоединялся к новому течению мысли и шел со штыком на баррикады. И стало абсолютно иным, страшным, незнакомым, пугающим.
Далеко не каждый природный катаклизм люди могут остановить. Уже ранние работы художника привлекали внимание зрителей. Но тех и других космический катаклизм не оставляет равнодушным.
Какое отношение было к революции у самого К. Юона. И это не может не пугать и не расстраивать. Просто менялось соотношение сил, появлялись новые палачи и жертвы.
И нет спасения от этого безумия. На мой взгляд, такое варварство, как гибель невинных людей, невозможно оправдать. Но вместе с этим он, по-видимому, возлагал большие надежды на рождение «новой планеты». Они, быть может, воспринимают появление новой планеты, как конец света. Константин Федорович Юон – знаменитый русский художник начала 20 века. Картины Юона пользовались неизменной популярностью. Обо всем этом, в частности о драматизме и трагизме революции заставляет, задуматься картина К. Юона «Новая планета». В сущности, аллегория понятна.
Есть только пугающие космические лучи, вспышки и люди. Да, трагедии неизбежны. К. Юон в начале XX в. создал цикл символистских рисунков «Сотворение мира».
И стало абсолютно иным, страшным, незнакомым, пугающим. Если речь идет о природном катаклизме, понятно, что никто не виноват. Хотя любые попытки спастись бесполезны. Все вдруг изменилось. Но революция как социальный катаклизм движется людьми. Художник был очевидцем Октябрьской социалистической революции.
Он знал, что она представляла собой. Она пробуждает к жизни страшные силы, люди теряют разум. Глобальные перемены в общественной жизни не могли пройти незаметно. Однако у нас, современных людей, есть свое собственное отношение к революции. Они все выбежали на улицу и у каждого свои эмоции. Казалось бы, грандиозная «Новая планета» должна быть совсем нехарактерна для творчества художника-пейзажиста.
Кто-то видит в этом рождение нового прекрасного мира. Если судить по его картине «Новая планета», то он не мог не признать всей разрушительной силы социального катаклизма. Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945–1947) и педагог (с 1900 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте имени В. И. Сурикова). Обо всем этом, в частности о драматизме и трагизме революции заставляет, задуматься картина К. Юона «Новая планета».
Художник понимал, что великие государства рождаются словно новые планеты в огне и ослепительном свете. И это не может не пугать и не расстраивать. Март, 1903, Мартовское солнце, 1915). Это намек на то, что сие событие так или иначе затронуло каждого. Он знал, что она представляла собой.
Для них появление новой планеты – это наказание за их деяния, они боятся беспощадной кары. Нам трудно с этим спорить. Просто менялось соотношение сил, появлялись новые палачи и жертвы. Со всем необычным справиться трудно. Одни с радостью принимают идею, другие становятся от бессилия на колени. На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Далеко не каждый природный катаклизм люди могут остановить.
Все новое обязательно требует уничтожения старого. Народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Композиция картины достаточно сложна. Мне лично эта картина напомнила другую, на которой изображено страшное стихийное бедствие, – «Последний день Помпеи».
Картина Константина Юона «Новая планета» написана к 1921 году. На мой взгляд, такое варварство, как гибель невинных людей, невозможно оправдать. Все это К. Юон хотел показать своим полотном. Все люди повернуты к шару, зритель не может рассмотреть их лиц. Рождение чего-то нового – это всегда вспышка, взрыв.
Казалось бы, грандиозная «Новая планета» должна быть совсем нехарактерна для творчества художника-пейзажиста. Юоне удалось показать настроения, состояния индивидуумов. Без сомнения, большая часть изображенного на картине народа погибнет.
«Революция – варварский способ прогресса», – сказал Жан Жорес (1859 – 1914), руководитель Французской социалистической партии, выступавший против войн и милитаризма. Вот так, через аллегорию, К. Ф. Революция коснулась своим крылом каждого русского, жившего в эти годы. Но более характерны для него сельские и архитектурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, дающие не мимолетную импрессию, а устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой либо совсем обыденной (К Троице, 1903 Весенний солнечный день, 1910 Мартовское солнце, 1915 Купола и ласточки, 1921 все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Будучи театральным художником, он много рисовал для оформления спектаклей. Нет. Впрочем, по существу революция и была таким концом света. Известен также как театральный художник, работал в области графики. «Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, – символико-аллегорическая композиция, довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям.
И сделал это с помощью аллегории через данное полотно. Вряд ли найдется хоть один деятель искусства, современник Великой Октябрьской и Февральской революций, который так или иначе не коснулся бы их. К. Юон был членом «Союза русских художников», «Мираискусства», АХРР (Ассоциация художников революционной России). Бернард Шоу однажды сказал: «Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи».
Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. И людям остается только убегать, прятаться. Символистская поэтика Юона острее всего проявилась в цикле рисунков Сотворение мира (1908–1909) – с природой и светилами, нарождающимися из первозданного хаоса. Одна часть людей от «новой планеты», нового мира, нового уклада ожидает что-то новое и прекрасное, вот таким образом они радостно протягивают руки к неизвестному будущему, веря в то, что оно светлое и беззаботное.
Особое место в его живописи и графике заняли мотивы Троице-Сергиевой лавры (в 1922 издал альбом литографий Сергиев посад). В советское время начал с воплощения революционной темы в символико-аллегорических композициях (Новая планета, 1921) в дальнейшем выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства (Купола и ласточки, 1921: Конец зимы. Из таких эскизов и родилась его картина «Новая планета». Он может быть ослепляющим и поражающим ниц, невыносимым для простых человеческих глаз, но это событие навсегда меняет строй и уклад жизни, которая существовала до него. Подойдя к картине Константина Юона «Новая планета», мы увидим рождение огромного огненного шара, который резко контрастирует с холодной планетой, на которой скопились застывшие в нелепых позах черные фигурки людей.
Творцы же отобразили видение ситуации в своих работах. Учился в МУЖВЗ (1892-98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898-1900). После окончания учебы К. Юон занимался творчеством под руководством В. А. Серова. Никто не может спастись, ничто не может защитить людей перед природным катаклизмом. Но кому и чему осталось молиться этим несчастным.
В этих рисунках он показал, как появляются светила и природа из космического хаоса. «Революция пожирает своих детей», — говорил Пьер Верньо. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К. Ф.