Юон Константин Федорович – великий русский художник, пейзажист. Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.
Ещё в ученические годы он писал бытовые сценки из жизни московских окраин. Живопись Юона показывает последние полтора-два десятка лет стабильные, без сильных колебаний (исключая последний сенсационный рекорд) результаты. Любимый город представал перед ним в новом грозном облике. На протяжении всей жизни он регулярно получал награды, премии, звания, пользовался различными почестями. Лигачево", "Раскрытое окно. Этот мотив очень поэтичен и буквально заражает своей реалистической непосредственностью.
Есть в этой картине какая-то особая свежесть и чистота. Савицкого, А. Е. В 1938 – 1939 руководил персональной мастерской во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Это групповой портрет девушек – жительниц Лигачёва. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов.
Таковы картины «Молодые. Юон называл Серова своей художественной совестью, «без которой трудно работать и трудно постигать новое». Для него наступает период зрелости таланта. Особенно большое впечатление произвело на него искусство В. И. Сурикова.
И. Сурикова, профессор. В жизни и творчестве Юон Константин Федорович был счастливым и удачливым человеком. Проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Д. чл. Академии художеств СССР (1947), народ ный художник СССР (1950). Она рисует Красную площадь, Кремль, советский народ в исторический день парада 7 ноября 1941 года, когда война была объявлена «священной, отечественной». С 1925 – член Ассоциации Художников Революционной России.
В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. У него был на редкость счастливый брак. На картинах Юона они живут в едином ритме. 1900 год был знаменательным в жизни художника. Это картины «Ночь.
В 1910 году Юон написал одну из лучших своих работ, посвященных Троицкой лавре, – картину «Весенний солнечный день». Всё это изображено очень живо, непосредственно, метко. И представляется, что в будущем тенденция эта не должна сколько-нибудь сильно поменяться. В картинах с эффектами ночного освещения действие также происходило в Москве. Начало творческого пути Юона было противоречивым.
воссоздал в своих картинах яркий облик старых городских праздников и обычаев («Кормление голубей на Красной площади», 1946, Челябинская картинная галерея «Гулянье на Девичьем поле», 1947, ГТГ), в серии акварелей запечатлел облик ныне утраченных или сильно изменившихся мест старой Москвы («Варварские ворота», «Памятник Ивану Фёдорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде», обе151 1944, ГТГ). В1940-хгг. Серова (1898-1899). Известен также как театральный художник, работал в области графики. Последняя – одна из лучших работ Юона 1920-х годов.
Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Юон оставил много работ разного уровня. В195215155 профессор МХИ. Государственная премия СССР (1943). Он был живописцем, графиком и театральным художником. Этот пейзаж строг и лиричен одновременно.
Картина не только замечательна красотой пейзажа, но стоит особо отметить, что ее мотив был довольно смел для того времени, когда борьба с религией шла нешуточная. Юон Константин Фёдорович (1875, Москва151 1958, там же), художник, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1947), первый секретарь правления СХ СССР (195615158). Юону были понятны и близки сюжеты суриковских картин их самобытные могучие герои.
Пивная на Смоленском рынке», частное собрание, 1908 «Тройка у Старого Яра. Доктор искусствоведения. Очевидец многих исторических событий в жизни Москвы, художник убедительно передал их особую драматическую атмосферу («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», 1943, ГТГ), одним из первых среди московских живописцев создал образ заводских районов города («Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ). Из произведений первых лет революции наиболее значительна картина «Купола и ласточки» (1921). Отец хоть и служил в страховом ведомстве, но был человеком по-настоящему культурным. Все это повлияло на формирование манеры Юона. В это же время он пишет большое число портретов.
Родился художник в Москве в 1875 году. Его картины очень быстро раскупались и пользовались большой популярностью. Похоронен на Новодевичьем кладбище. И это чудесное состояние завороженности покоем и торжеством в природе, которым буквально дышит полотно, родилось в душе художника после девятидневной изматывающей бури и снегопада. Мартовское солнце на закате зажигает стволы и ветви деревьев ярким пламенем. В картине под названием «Конец зимы.
Полдень, 1929, все – в ГТГ). Здесь в 1915 году он пишет свой самый известный пейзаж "Мартовское солнце". – Ред. ). Полдень» перед нами обычный уголок Подмосковья. Здесь он родился 24 октября 1875 года.
Оформлял спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя (1920), «Егор Булычов и другие» М. Горького (193315134). Эта большая по размеру картина обладает удивительным воздействием на зрителя. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. Учился в МУЖВЗ (1892-98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898-1900). Он больше всех других русских живописцев умел связать историю с современностью, отражать общие мировые идеи в трагедиях и борьбе живого человека, связывать искусство с жизнью».
С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. Писал он её в свежий, солнечный, ветреный майский день. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В начале 1900-х годов он совершил длительную поездку по старинным волжским городам. Он прожил долгую жизнь.
Интересно и ново композиционное решение картины. Тонкое понимание древнерусской архитектуры, внимательное изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в его многочисленных работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже, 191315114, ныне в Театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве «Красная площадь. Но за этой художественной гармонией стояли внутренние сомнения художника. В этом году он женился на К. А. Никитиной, крестьянке села Лигачева Московской губернии. Всё наблюдено в жизни. Живо интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с И. Е. Забелиным, А. М. Васнецовым.
В 1952 – 1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. Смех» (1930) и «Подмосковная молодёжь» (1926). Одним из первых произведений, посвящённых этой теме, была картина «К Троице» (1903). Успенский собор изображён с высоты куполов, высоко вознёсшихся в голубое небо. Это были фантастические проекты невиданно прекрасных городов. В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1898) у К. А. Учился в МУЖВЗ (189215198) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, в 18981511900 работал в мастерской В. А. Серова. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой.
Одна из самых популярных в обществе картин Юона это «Купола и ласточки». Внизу развёртывается широкий, необозримый простор земли. «Всю жизнь пишу Москву – и всё не насытюсь. На фоне розовых, красных, белых башен и зданий лавры и живописно разбросанных у их подножья маленьких домиков и лавок посада едут цугом в санях на «поклон» к Троице именитые москвичи. В 1950 был удостоен звания «Народный художник». Москва сыграла в моей художественной жизни большую роль.
Тяготение к русским национальным формам, к образам родного прошлого и настоящего, к идеям народного искусства. По словам искусствоведа Д. Аркина: «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы ясные и чистые звуки неторопливой речи». В 1923 году на выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) появляется небольшое по размерам произведение «Парад на Красной площади». Колорит картины необычайно праздничен. В конце 1890-х гг. Примером могут служить его пейзажи 1940-х годов. Один из организаторов Союза русских художников (1903).
В эти годы складываются основные черты картин Юона. Он умел раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика, направить его по пути внимательного изучения действительности, ценил простоту в выражении художественного образа, верность традициям национальной культуры.
Даже в самых своих «понятных» работах Юон обладал способностью смотреть на привычную реальность сквозь магическое стекло своего творческого дара. Персонажами его работ могут быть лыжники, современные крестьянские девушки. С 1907 г. работал в об ласти театральной декорации. С1918 Юон151 художник Малого театра (в194515147 главный художник) в оформлении пьес А. Н. Островского широко использовал виды Замоскворечья («Сердце не камень», 192015121). С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. Лигачево", оба 1947) и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника ("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946).
Интересен пейзаж этюдного характера «Зимой на баржах» (1902) изображающий уголок волжского залива у Нижнего Новгорода в серый зимний день. Пе дагог, профессор. Но эти впечатления не вскружили ему голову. Он любил радость и красоту в природе и жизни охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры (Троицкая лавра зимой, Весенний солнечный день, обе 1910 Мартовское солнце, 1915). У дома со склона, катаются на лыжах подростки, о чем то хлопочут куры, все это придает впечатление некоей «обжитости» и тепла. Это общее – их молодость искренность, жизнерадостность.
являлось трезвым регулятором в моём сознании. Постепенно возник замысел новой картины, посвящённой Москве. Юон Константин Фёдорович (1875-1958), советский художник. События первых лет войны требовали серьёзного творческого осмысления. Детство его прошло в Лефортове среди старинных дворцов, парков и церквей.
О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени -А. Н. В ней художник снова обратился к теме Троице-Сергиевой лавры. Панорама написана художником с колокольни. Никольские ворота 2 (15) ноября 1917 года", 1926 "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942). В 1950 был удостоен звания «Народный художник».
Шумят у своих гнёзд грачи. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. В 1943 награжден Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. Писал также портреты.
Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1957 – первый секретарь правления Союза художников СССР. В1950-хгг.
В его произведениях появляются характерные, типические образы советских людей. Среди московских произведений дореволюционного периода значительной является большая акварель «Москворецкий мост» (1911). Он был живописцем, графиком и театральным художником. Одновременная работа с Шаляпиным над спектаклем вдохновляла и увлекала молодого художника. Лигачёво» (1915). писал интерьеры Останкинского дворца-музея, воспроизводя форму, цвет архитектурной детали, декоративную отделку, предметы внутреннего убранства и в то же время придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, особую эмоциональную жизненность («Концертный зал Останкинского дворца», 1956, Останкинский дворец-музей).
Доктор искусствоведения. Эта картина – в какой-то мере дань художника импрессионизму. Предпоследнюю ночь так кругом все грохотало от ветра.
Оно мне диктовало необходимость не превращать систему импрессионизма в самоцель». Все это ближе северной русской душе, чем яркое солнце Франции. С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 – входил в состав Комитета «Союза». Это настоящая русская «матушка-зима». По этому поводу Юон писал в «Автобиографии» : «Моя собственная любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете – влекли меня к нему (Сурикову. Радостный момент пробуждения природы от зимнего сна, когда очень чист воздух, ярка лазурь неба, когда всё пронизано солнечными лучами, а сине-белый снег по-особенному хрустит под ногами, тот самый момент, который М. М. Пришвин метко назвал «весна света» явился темой его пейзажа «Мартовское солнце.
Свежесть и сочность юоновских эскизов привела в восторг Шаляпина. Вмёрзла в лёд густо запорошенная снегом баржа, будто погрузившись в долгий зимний сон.
Также его картины участвовали на выставках передвижников, выставках Мира Искусства и других. Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И. О. Дудиным 1900-17), МХИ (профессор в 1952-55) и других учебных заведениях. Широкий Москворецкий мост запрудил поток пешеходов. Семья Юонов жила в одном из старинных уголков Москвы – Лефортове. Полдень), запечатлел события революционной истории (Штурм Кремля в 1917 году, 1947), образы людей советской эпохи (Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, 1949 Утро индустриальной Москвы, 1949 все упомянутые произведения – в ГТГ).
Его учителями были такие прославленные художники, как К. А. Савицкий (жанровый художник, передвижник), А. Е. Архипов (передвижник, основатель Союза русских художников), Н. А. Касаткин (передвижник, один из основателей социалистического реализма). В послевоенные годы картины Юона становятся сложнее по композиции и обобщённее по темам. Такого признания общественности художник добился сам, своим кропотливым трудом и неимоверным талантом, своим поэтическим взглядом на Россию и своей любовью к обычным людским радостям, которые в его картинах представляются необычайно одухотворёнными и чарующими. Очень свободно, естественно и живо разместил художник фигуры людей: стоят, греясь на солнышке две девушки, проходя мимо, залюбовалась на них сгорбленная маленькая старушка, веселятся ребятишки у снежных сугробов.
Собственным творчеством они доказывали ученикам, какое огромное значение имеет картина с серьёзным и глубоким социальным содержанием. Но наиболее важное значение для Юона имели занятия в мастерской В. А. Серова, где он завершил своё художественное образование в училище. Член объединения Мир искусства, один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (с 1925). Тверской бульвар», ГТГ, обе151 1909, все151 акварель, белила, карандаш).
Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. Сначала его увлекла эстетика «мирискуссников» с их культом утончённого искусства для «избранных личностей», с их поисками нового стиля. Мерным, спокойным шагом идут по рыже-коричневой грязной весенней дороге кони. В194815150 директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР.
Художник, как и раньше, подолгу живет в Лигачёве и много трудится. У Серова молодёжь всегда находила решение любого творческого вопроса. Зима», частное собрание, «Ночь. И здесь наконец-то Юону стало ясно, что своё «художническое счастье» надо искать только у себя на родине.
На доме, где жил и работал Юон (улица Земляной вал, 1415116), 151 мемориальная доска. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. Безмолвно стоят фигуры сторожей в огромных рыжих тулупах. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», обе151 1916 все151 акварель, белила, в ГТГ).
Март, 1903, Мартовское солнце, 1915). В Москве началась моя живопись. Суриков многому научил молодого художника.
Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Главный художник Малого театра (1945-1947). К основному же направлению творчества Юона применимо понятие умеренного импрессионизма. Жизненный и творческий путь Юона тесно связан с Москвой.
Зима» (1909) и другие. С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». О тонкой наблюдательности молодого художника свидетельствовала картина «Красный товар» (1905) изображающая уголок базарной площади в Ростове Великом. Воспетые в стихах русские березы и рыхловатый снег.
Партию Бориса пел Шаляпин. Всю свою жизнь Юон был патриотом, певцом, бытописателем старой и новой Москвы. И, наконец, в этом же, 1900 году Юон начал свою педагогическую деятельность, открыв в Москве вместе с художником И. О. Дудиным частную художественную школу, называвшуюся «Студия Юона», которая просуществовала до 1917 года. Доходность его работ неуклонно растет, невзирая на кризисы и общие проседания рынка.
«В последнее время, – писал художник, – я стал работать не только аналитически, как прежде, а более синтетически». С поступлением в училище Юон попадает в атмосферу обновления русского искусства. С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР. Его семья происходит из Швейцарии и давно осела в России (отсюда, возможно, генетическая пунктуальность). Не обретя ещё своего творческого «я», но полный желания найти себя в искусстве, Юон предпринимает заграничное путешествие.
Тверской бульвар» (1909), «Тройка у старого Яра. По его собственным словам, в пейзажах "он стремится передать величаво-монументальное и поэтическое звучание русской природы". Константин Юон родился в Москве в 1875 году. Юон создавал солнечные, мажорные по эмоциональному строю произведения, соединяющие характерные мотивы старого города с лирическим образом природы («У стен Новодевичьего монастыря весной», акварель, 1900, ГТГ). С 1925 года Юон отдает предпочтение для работаты с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время.
Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону. Картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» стала одной из значительнейших в творчестве художника. Он автор созерцательного пейзажа "Купола и ласточки" и одновременно создатель экзальтированной космической композиции «Новая планета». Стоя перед картиной, словно ощущаешь морозный воздух и голубизну неба и снега. Зима», 1911, «Лубянская площадь. Москва вскормила во мне основные интересы и увлечения», – говорил Юон.
Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Бенуа, И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, потом А М. Эфрос, Д. Е. Аркин. Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства АХ СССР (1948-50), первый секретарь правления СХ СССР (с 1957).
Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. Но душевного равновесия он обрести уже не смог. Доктор искусство ведения (1940).
Испытал влияние импрессионизма. В «Русской зиме» (1947) Юон выступает подлинным поэтом русской природы. Революция обострила эту внутреннюю борьбу. Вся композиция освещена яркими лучами весны. В Париже Юон работает в частных мастерских, увлекается Гогеном. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. Они очень разные и в то же время есть в них и нечто общее.
В советское время начал с воплощения революционной темы в символико-аллегорических композициях (Новая планета, 1921) в дальнейшем выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства (Купола и ласточки, 1921: Конец зимы. С замечательным мастерством он создает ясную, завершённую композицию. Ростов Вели кий, 1906, ГРМ). В голубизне неба парят стаи ласточек, а на горизонте видны уходящие тучи.
И. Сурикова, профессор. Архипова и других и в мастерской В. А. Полдень", 1929 "Русская зима.
Народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского в Большом театре, 1940, ныне в ГТГ). Глядя на неё, невольно вспоминается постоянное стремление художника «по-пушкински» воспеть пейзажи Подмосковья и средней полосы России.
Топовые цены на него колеблются в пределах полумиллиона фунтов (масло «Танец работников спичечной фабрики, Лигачёво» было продано за 568 000 фунтов 31 мая 2006 года на аукционе Sothebys, на том же Sothebys пейзаж «Троице-Сергиева Лавра зимой» ушел за 872 500 долларов 4 ноября 2010 года. Любимой темой художника была ранняя весна. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Он тут же приобрел их у автора.
После революции он начинает работать над большими композиционными полотнами. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. В 1892 г. Юон поступил в МУЖВЗ, где занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, В. А. Серова. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников и на выставках Мира искусства и СРХ (членом которого он был). Оригинальная в своей фрагментарности композиция придаёт портрету особенную жизненность, как бы выхватывая из массы непосредственно окружающих нас людей эту группу молодёжи.
Творчество Юона стало более целеустремлённым. Он стал признанным живописцем в довольно раннем возрасте. Серов был замечательным художником и чутким педагогом. Юон принципиально оставался верен реалистическим традициям.
Самой ранней работой Юона в театре были эскизы декораций к опере Мусоргского «Борис Годунов», поставленной в Париже в 1913 году во время «Русского сезона», организованного С. Я. Дягилевым. Но и повседневная жизнь озаряется какой-то праздничной оживленностью, энергией и смыслом. в нем преподают Серов, Коровин. Для художника всё важно и значительно, он подмечает и большое и малое.
Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). Картина не только замечательна красотой пейзажа, но стоит особо отметить, что ее мотив был довольно смел для того времени, когда борьба с религией шла нешуточная. Окружающие любили его.