«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.
Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Яхета де Берхема.
Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Успех не заставил себя долго ждать. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.
Один из них находится в Эрмитаже. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
Он ценил эти тихие вечера. Узнав, что подающий надежды подмастерье решил к нему не возвращаться, Чезари дАрпино рвал и метал, обвиняя Просперино в двурушничестве, а самого Караваджо в чёрной неблагодарности, но его картины оставил у себя в счёт оплаты за постой. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Картина не была принята единодушно.
На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Вполне правомерно предположить, что в нём содержатся отнюдь не благовония, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, полученных несчастной Аннуччей, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров.
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом.
За год до своей смерти, в 1609 году, он вернулся в Неаполь и начал ожидать прощения и разрешения вернуться обратно в Рим. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер дАрпино), у которого Караваджо работал помощником. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Главное здесь другое, хотя художник тщательно вырисовывает каждую травинку и каждый листок.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Такую живопись называют часто еще многослойной.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком). Его охватило волнение. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь).
Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Рисовал с натуры без эскизов. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован.
1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии.
1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. По ее словам, у ученых есть множество версий относительно того, что в аллегорической форме изобразил художник: некоторые полагают, что это – иносказательное изображение осени, другие – одного из чувств – вкуса или же вовсе всеобъемлющей любви. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Ответить трудно.
Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.
Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. В непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, которого сам Караваджо был лишён, а потому предпринимал тщетные попытки проникнуть в этот неведомый ему мир. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия.
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк.
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. В убийстве был обвинён Караваджо.
Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. У левого глаза припухлость от ушиба. Характер у юноши был вздорный. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
В дальнейшем художник не раз обращался за содействием к обходительному и всегда готовому прийти на помощь Валентино. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606).
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
«Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Причина смерти художника остается неясной. Вторая особенность — скрупулезность Караваджо в изображении предметов, окружающих героев его картин.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Он мог так сидеть часами. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Жизнь завертелась — только поспевай.
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Филиппо I Колонна.
Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет.
Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Итальянский художник. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим).
Родился 28 сентября 1573 года. Матфея для часовни Контарелли.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.
Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Караваджо не стал с ним торговаться, радуясь тому, что наконец удалось сбыть картину в хорошие руки, так как в салоне синьора Валентино не в пример Лоренцо Сицилианцу было немало стоящих картин.
Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения.
Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Тут было над чем призадуматься. Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть.
Аннучча была признательна ему за заступничество. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики.
Увидев однажды один из таких портретных рисунков сына, маркиза Колонна попросила юного художника подарить ей его на память. Он несколько раз попадал в тюрьму. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
Перед художником предстал разъярённый Рануччо Томассони — один из пятерых братьев монахини, поделивших центральный район Рима на сферы своего влияния. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Один их вид вызывает во рту оскомину. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. В семье было еще трое детей после него.
«Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом. Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина.
Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Смог ли обуздать свой характер.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана.
Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни – свет от страниц нотной тетради. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Он выступает посредником между Небом и Землёй.
Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606). Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Им написаны также «Экстаз св. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Здравствуйте, дорогие гости. Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения. Свет – главный участник его картин. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Но любил ли он её, трудно сказать.
Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты. В результате его арестовали. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Приобретя картину, прижимистый синьор Валентино заплатил за неё всего лишь восемь скудо, видимо, посчитав, что за позирование сына художник остался ему ещё и должен. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
И это самое ценное в картине. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. «Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе.
Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников.
На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр.
Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Это произведение художник создал в 1595 году по заказу своего высокопоставленного покровителя кардинала Франческо дель Монте, на вилле которого художник прожил несколько лет. О судьбе портрета ничего не известно. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Поза у Вакха неудобная. Караваджо пришлось бежать из Рима.
Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Эта картина существует в трёх вариантах.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу.
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам.
Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни— рефлекс от страниц нотной тетради. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо.
«Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра. В убийстве обвинили Караваджо. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.
Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Караваджо мог в качестве натуры использовать настоящий труп Творческая судьба Караваджо была непростой. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко). Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Пришлось завести кошку. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Образумился ли юный художник. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. А было ли ему свойственно такое чувство. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Оплачивала все это мать, которая его боготворила.
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Скорее всего, это граничит с тем, что натюрморт, согласно иерархии, предложенной Леоном Альберти еще в эпоху Высокого Возрождения, стоял после религиозного, мифологического исторического и портретного жанра, то есть в самом конце списка. "Несомненно, "Мальчик с корзиной фруктов" – одна из лучших картин на выставке. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики.
Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Точной причины драки так никто и не узнал.
Род существует до сих пор. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Караваджо был простым каменщиком. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка. У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). На кудлатой голове венок из пожухлых листьев плюща, возможно, сорванных тем же Марио со стены дома. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Исключение — «Корзина фруктов» (ок.
Дописывая картину по памяти, Караваджо ещё долго ощущал терпкий аромат полевых трав и цветов исходивший от юной монахини, к которой он успел прикипеть душой. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».
Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Начинается эта прогулка с галереи Боргезе. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим.
По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Идея с цыганкой так понравилась синьору Валентино, что он помог решить возникшую вдруг трудность с натурщиком, предоставив в распоряжение художника своего смазливого шестнадцатилетнего сына Костантино. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная.
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Иисус называл его величайшим из пророков. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.
Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане.