«юдифь и Олоферн» (итал. Giuditta e Oloferne)— картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи». «юдифь и Олоферн» (итал. Giuditta e Oloferne)— картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной второканонической (неканонической) «Книги Юдифи». Караваджо изобразил Юдифь очень мастерски.
В французском городе Тулуза обнаружена утраченная 150 лет назад картина Караваджо «Юдифь. Полотно Караваджо Юдифь и Олоферн на протяжении 400 лет считалось безвозвратно утерянным. По мнению ряда экспертов-искусствоведов, в случае, если картина Юдифь и Олоферн действительно была написана Караваджо, ее стоимость может составить 120 млн. Giuditta e Oloferne) — картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи».
«юдифь и Олоферн» (итал. Giuditta e Oloferne)— картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», написанная в 1599 году. «юдифь, обезглавливающая Олоферна»находится в зале 90, посвященному творчеству Караваджо. «юдифь и Олоферн» (итал. Giuditta e Oloferne)— картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной книги Иудифи. Giuditta e Oloferne)— картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», написанная в 1599 году.
Что же, получается, Джорджоне ближе к тексту Библии. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. В отличие от эрмитажного Джорджоне, чья женственная Юдифь с мечом в руке попирает ногой отрубленную голову врага на фоне безмятежного типично венецианского пейзажа, Караваджо в своей работе «Юдифь и Олоферн» (145x195) даёт полную динамизма сцену убийства тирана, не жалея красок для изображения леденящих душу кровавых подробностей. Папским постановлением художник был осужден. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Опять же, казалось бы, не Анне ли стать послушной исполнительницей воли высших существ. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Джустиньяни с пониманием отнёсся к словам художника и предложил ему свой дом.
Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Старейшины созвали собрание, чтобы обсудить условия сдачи. Как мы знаем, для Б. Окуджавы это уже не мифы о богах, а «сказки о богах», на которые известный поэт советской оттепели взирает с глубоким презрением, видимо, с высоты своих поэтических высот.
Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. С этой целью он побывал даже в Венеции. Автору удалось выразить саму суть этой незаурядной и противоречивой личности. Уже на выходе они увидели Галилея, не сумевшего пробиться к ним сквозь толпу.
Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. В нём каждый персонаж наделён яркой индивидуальностью.
И этот жест Юдифи – крепкий мостик, связывающий героиню Караваджо с библейской. На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Он ведь, повторю, художник, а не иконописец и значит, в его картине нам предстает в первую очередь человек на изломе Ренессанса, а не обожженный человек (как в иконе).
Но Он сделался невидимым» (Лк. Они заставляли ужасаться и содрогаться от напора драматизма, волнами бьющего с полотен. Просто в Священной Истории есть Тот, кто обман прощает (хотя обман не перестает быть таковым), а обманывающему помогает вернуться к себе. Изображение Медузы очень натуралистичное, так как следует испугать кошмаром исчезновения. Но странным образом и она делается от этого более декларативной.
Его неприятно поразило буквоедство заказчика, способное подавить волю любого художника. «Юдифь и Олоферн» (1595-1596). Или, как говорил о себе французский художник Ф. Леже, то, что понял. На первом плане снова жестоко отрубленная голова.
Но другая рука крепко и умело ухватила несчастную жертву за волосы. 13, 14), – а войдя в городские стены, поднимет голову Олоферна и покажет народу. Шарлатанов от искусства развелось великое множество.
Но расхождения Каравджо не есть беспечное пренебрежение. В руки красавицы он хотел вложить собственную голову, но раздумал, так как боялся вызвать ревность ее законного мужа. Художник предложил стать прообразом Олоферна самому курфюрсту. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива.
Мысль тут же поддержал Джустиньяни, а художник пояснил, какой ему видится будущая картина. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Лицо её остаётся в тени, но ярко освещены выразительные руки. Среди специалистов есть сторонники как первой, так и второй версии. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. И лицо – посмотрим на него: как наивно покраснел нос, как слегка выпятились еще сохранившие детскую припухлость и нежные очертания губы, какая глубокая складка на переносице – словом, сочетание растерянности и отчаянной решимости, «детских припухших желез» и крестьянской мощи. Картина «Мадонна Розария» была вскоре приобретена сообществом художников, одним из членов которого был Рубенс. Рука должна быть «простой и грубой», чтобы все-таки совершить убийство. «Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет.
Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Исторические авантюристки сами решаются на действие и сами себя прощают, а значит, «неоднозначность» их деяний ложится на их плечи и возможному обаянию их образа (обаянию красоты в содружестве со смелостью)всегда сопутствует цинизм. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. В толпе ближе к помосту многие стали на колени и принялись читать вслух молитвы. Облик Юдифи свидетельствует: она имела право на коварный обман и соблазн. Рука не поднялась добить стонущего беднягу — за него это сделал подоспевший егерь.
Моросил мелкий дождь, столь необычный для летней поры, который подгонял их.
Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Личность убитого барона Ченчи не могла вызвать у римлян сочувствие. Караваджо особенно поразила последняя новость, о которой заговорили в Риме.
Глаза у них открылись — они узнали Его. Эта очаровательная, куртуазная, модно одетая Юдифь безмерно далека от легенды. Его покровитель кардинал Альдобрандини продолжал подбрасывать ему выгодные заказы, в том числе росписи на Капитолии на тему исторического прошлого Рима, для выполнения которых другому художнику не хватило бы жизни. Учёного монаха заставили стать на колени с зажжённой свечой в руке. Это тоже говорит в пользу авторства Караваджо.
Казалось бы, это должно вывести Юдифь на первый план, сделать ярче. Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Все эти античные сооружения и их величественные останки долгое время рассматривались как дешёвый карьер по добыче камня. Мы же, наоборот, доказывая что-то, сжимаем поочерёдно пальцы в кулак. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта).
Итак, в руке Юдифи содержится время (нечто большее, чем момент), предшествующее удару (в тексте говорится, что, готовясь, она схватила его за волосы), сопутствующее (делая свое дело, она продолжает держать волосы Олоферна) и последующее – потом, мы знаем, она завернет голову в занавеси и положит в мешок, вот этой самой рукой. Так и картина Караваджо Юдифь и Олоферн. Между тем Юдифь Караваджо очень проста, уж точно не великолепна. Позднее многие его работы были обнаружены именно в церквях и частных собраниях Прованса. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Караваджизм).
Он рассказывает то, что увидел. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610).
Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Это было невыносимое по изуверской изощрённости глумление над достоинством человека. После услышанного дель Монте стало не по себе.
Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Именно вот таким образом она до сих пор не оставляет к себе равнодушным ни одного зрителя. Свод потолка был плохо оштукатурен и отшлифован из-за постоянной спешки. Олоферн, полководец ассирийского царя Навуходоносора, осадил иудейский город Бетулию (или Ветилею, впрочем, название, скорее всего, вымышленное), который располагался в горах и перекрывал его армии путь на Израиль, к Иерусалиму.
Видимо, торопливость снова подвела Чезари и его команду. Здесь Караваджо впервые вводит в композицию важным компонентом выпуклое зеркало в форме щита с отражённым в нём источником яркого света сверху, как на известной картине фламандца Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Голова Олофернана ее столике -- трофей любовный, а не военный. Но в ходе очередного допроса с пристрастием один из злоумышленников сознался под пыткой в содеянном и выдал остальных.
Узнав о приближении ассирийцев израильтяне принялись возводить укрепления, вызвав гнев Олоферна. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). Перед Рождеством 1596 года попечительский совет церкви вторично направил петицию папе Клименту с изложением причин затяжки выполнения работ, что расценивалось поставившими свои подписи под петицией не иначе как «национальный позор», способный весьма отрицательно сказаться на отношениях с Францией. В городе начался голод, людипадали без сил на улицах, дети слабели и болели.
Здесь же нам рассказывается о личном опыте переживания библейского события. Приглашённые из Болоньи братья Карраччи строго придерживались классических традиций и не вызывали опасений у заказчика, который не питал симпатий к маньеристам. Старцы благоразумно предпочли не вмешиваться. Рука Юдифи – центр картины Караваджо. Чувствуется, что он побывал в Венеции и лицезрел там тициановскую «Ассунту». Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим.
Разумеется, это не означает, что «Божий народ» может обманывать «не Божий». Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник.
Этой точки зрения придерживается Эрик Тюркен. Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Ещё бы, ведь это папский любимчик. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову.
Караваджо был вне себя от счастья. Как-то он заехал во дворец Фарнезе для уточнения некоторых деталей брачного контракта. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Неужели такое может случиться.
Рядом стоит хозяин харчевни с кипой правоверного иудея на голове. Караваджо более пяти лет не видел маркизу и заметно волновался при встрече с ней. Однако даже если такое предположение справедливо, никуда не деться от того, что живописный образ нуждается в переводе, что нам остается его воспринимать как указание на, рассказ о, заявление или игру, но драмы, погруженности в достоверную реальность там не найти. Наступила минута напряжённого молчания.
Свои мысли и сомнения он постарался передать в этой картине. Во втором – углубляет человеческое (не претендуя на большее) и – как оказывается – восстанавливает-таки, казалось бы, утраченную вертикаль, сохраняет живой, пусть ослабевшую, связь с Богом. 13, 7–9). Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе.
В его Юдифи нет никакого героизма, никакой поэтичности и никакой эротичности. По лицу Филлиды пробежала хитрая улыбка. Октябрьский денёк выдался серым под стать мрачному настроению художника. По мысли автора, зеркало должно отражать порок тщеславия и гордыни.
Настал кульминационный момент и генерал ордена иезуитов Аквавива приказал Кампанелле произнести вслух слово «abiuro» — отречение от крамольных идей и богохульных утверждений. Уж не собирается ли тихоня Джован Баттиста, о котором он и думать-то забыл, уличать его в былых грехах. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». О художнике многие отзывались очень лестно.
Здесь мы вновь видим жестокую сцену, когда родной отец в религиозном порыве готов убить сына и принести его в жертву ветхозаветному Саваофу, но ангел удерживает его руку с занесённым ножом. И тогда, если все-таки пользоваться пресловутым термином «психологизм», который вроде бы применим и к первым и ко второму, то почему бы не ввести дифференциацию: нисходящего психологизма у Крамского и Ге (или, пользуясь выражением Вышеславцева, спекуляции на понижение) и восходящего – у Караваджо. Он умер в 1617 году в Амстердаме и обе картины упоминаются в его завещании. Известно, что в эпоху Контрреформации повышенным спросом пользовались картины на известные религиозно-патетические сюжеты, прославляющие деяния Отцов Церкви. Образ «Св. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
У остальных братьев были дочери. Остается предположить, что безмятежность Юдифи не непосредственна, а дидактична, не «какова. », а «о чем. » О чем-то должна поведать. Банкир понял свою оплошность и выразил просьбу по-иному. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Юдифь соблазнила Олоферна, сама при этом оставшись в нетронутой чистоте.
Жители малодушествуют, ропщут и готовы сдаться. Поднялся невообразимый переполох и началась паника. Говоря о «недостаточности движения», Манчини запамятовал такие работы, как «Шулеры», «Юноша, укушенный ящерицей», «Гадалка», «Голова Медузы». В Священном Писании это молодая женщина, но уже три года вдовствующая. Для будущей картины «Святые Марфа и Магдалина» (100x134, 5) Караваджо пригласил к себе в мастерскую для позирования неразлучных подруг — Анну и Филлиду, но поменял их ролями.
Если же всеFтаки искать объяснений и обоснований, предположив, что текст Библии для Джорджоне не в чистом виде повод, то остается понять такое решение как аллегорию или декларацию. С другой стороны, его так называемый реализм не отменяет вовсе Божьего присутствия. » Ичувствуется, что ей по душе соблазнять и убивать. У Караваджо Юдифь со своей жертвой соотнесена по горизонтали. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Эта работа Караваджо хорошо известна искусствоведам, ныне она находится в Музее истории искусств в Вене.
Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла. Что же касается строгих предписаний заказчика, то их, как он считал, можно будет обойти и ему удастся более достоверно отобразить жизнь и деяния святого апостола, нежели об этом сухо и многословно говорится в самом жизнеописании. Может быть, о том, что весь ужас задуманного и абсолютного не задел ее целомудрия. Что, однако, не исключает его обращенности к Богу. В одном он был несомненно прав — у Караваджо уже имелась своя школа.
Книга Юдифи не вошла в еврейскую Библию (Кетувим), а также в протестантский канон Ветхого Завета, но является частью библейских канонов римско-католической и православной церкви. В своей руке видит библейская Юдифь орудие воли Божией. Что же тогда толкнуло его на такой непростой шаг, грозящий серьёзными дисциплинарными последствиями и какие цели монах преследовал, неожиданно заявившись к знаменитому брату. История, прямо скажем, малоприятная и не делающая чести художнику.
За драку с соперницами их упрятали в каталажку. Все в нетерпении ждали появления на эшафоте юной Беатриче. Что это дает и чего лишает. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. 24:28—32). Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Контракт подписали, оговорив сроки и условия платежа гонорара. В упоминавшихся интерпретациях (предшествующих Караваджо) Олоферн не просто злодей, враг иноверец – его вообще нет, есть только голова.
Причем она так же отличается от Богомладенца и Богоматери, – преклонными годами и некоторой заскорузлостью, – как служанка от Юдифи (с учетом, разумеется, существенной разницы в настроении той и другой картины: речь ведь шла только об одном сходном мотиве). Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Но кем. Он ревниво относился к любым заказам Караваджо со стороны. Манчини, сославшись на занятость, хотел было отказаться, но кардинал настоял на своём.
Его состояние оценивалось в полмиллиона золотых скудо. Друзья ещё долго делились воспоминаниями. Нет, предел скверны одолевается чистейшим и невиннейшим. День казни был назначен на вторник 14 сентября 1599 года. Переговоры по поводу предстоящего бракосочетания велись втайне.
А вот о картине «Юдифь и Олоферн» с тех пор не было никаких упоминаний и ее местонахождение считалось неизвестным. Это все еще (хоть и в преддверии секуляризации Нового времени) опыт верующего человека, который изображая мир Ветхого Завета, не пытается ни быть, ни казаться ветхозаветным патриархом и значит, говорит своим, а не их языком. По всей вероятности, художник устал и ему было порой не по себе от кровавых сцен. В наступившей тишине послышалось покаяние, произнесённое слабым невыразительным голосом. Конечно, важно в первую очередь то, что это не просто история, а Священная История.
На шее болталась пеньковая верёвка, а на голову нацепили шутовской картонный колпак. Она ответила, что справится с делом сама и попросила не задавать ей лишних вопросов. Никакой «неоднозначности», присущей такого рода историческим и художественным фигурам, сюжет Священной Истории о Юдифи не содержит.
Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Когда он с трудом поднялся с колен, его заставили расписаться под актом отречения. ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. 13:15-16). Он долго стоял перед Джорджоне, вдыхая воздух венецианской лагуны исходящий от картин.
Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Так или иначе, он выходит к тексту Священного Писания. Франциску. Наградой ему служит божественное откровение.
Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. Какая-нибудь бесстрашная куртизанка, выполняющая «политическое задание» с помощью любовных похождений и тем приносящая пользу государству – постоянно возобновляющийся и имеющий бесконечное число вариаций сюжет мировой истории. О Джорджоне заговорили в художественных кругах как о сенсации и подлинном чуде. Были там и члены Академии Безрассудных и высшие чины римской курии.
В дальнейшем было написано немало портретов Маттео Барберини, ставшего папой, но работа Караваджо остаётся всё же лучшей. Отстранив рукой палача, Беатриче подошла к плахе. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках.
Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. В первую очередь, сама Юдифь. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Роли распределились таким образом: Богомладенец – ясно, что самый чистый из трех, Единый Безгрешный из людей – наступает на змею, т. е. непосредственно соприкасается с низостью, скверной падшего мира.
По правде говоря, его истинная сущность осталась сокрытой от сторонних глаз под непроницаемой сутаной монаха-иезуита. Часто можно встретить по отношению к ней эпитет – эмоциональный нокдаун. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля» его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами. Прошел месяц. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа».
Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Отсюда возникает оттенок чуть ли не мясничества – так сосредоточенно она действует. У него грубая ряса, дыра на плече. То, что она написана в XVII веке, не вызывает у них сомнений. Она убивает беззащитного Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы.
В оставленном им завещании были чётко расписаны темы росписей стен и потолка. Прав был и упомянутый выше голландец ван Мандер, писавший в «Книге о живописи», что за Караваджо безоговорочно следовала талантливая молодёжь, видевшая в нём бесспорного лидера. «Такое под силу только избранным», — подумал Караваджо и с этой мыслью вернулся в мастерскую. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно.
Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Заключение Тюркена поддерживает один из главных специалистов по Караваджо Никола Спиноза, бывший директор Национального музея Каподимонте в Неаполе. И все-таки, повторю, священное не профанируется и не изымается вовсе из этого мира. Петиции и жалобы возымели, наконец, действие. Церковь была переполнена.
Караваджо согласился, предложив вернуться к теме Марии Магдалины. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь.
Поздновато ставший кардиналом тридцатилетний Маттео Барберини был благодарен врачу Манчини, уговорившему Караваджо взяться за написание его портрета. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Под туго прилегающим корсетов просвечивает вспотевшая от усилий кожа на груди. Перед возвышающимся близ главного алтаря изваянием Микеланджело «Воскресший Христос», чья нагота была временно прикрыта обвязанной вокруг чресел тёмной тряпицей инквизиторы устроили показательный спектакль, выставив на всеобщее посмешище доставленного из тюрьмы Кампанеллу, которого незаметно ввели в церковь через запасной вход рядом с апсидой. На переломе веков в моду вошли роковые красавицы, несущие смертьлюбимым.
Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать. С большим трудом Гвидобальдо и Караваджо удалось протиснуться к передним рядам скамей.
Уже три года в Сан-Луиджи стояли леса, церковь была закрыта и работы остановились. Что же это за душа, которую не затрагивает и не тревожит убийство. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей. Надежды для горожан не было никакой.
В то же время он понял, что Джустиньяни неспроста сделал крюк, чтобы навестить маркизу. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Юдифь Караваджо совсем юная, с почти детским лицом. В охотничьем домике был накрыт стол. Она могла быть работой Караваджо, которую Финсон приобрел в Неаполе и забрал с собой.
Любой неравнодушный к бедам своей земли мастер не может быть отрешённым от мира. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. В караваджиевской Юдифи очень много самостоятельного отношения к совершающемуся. Рим гудел, как растревоженный улей.
Толпа не успела ахнуть, как голова женщины покатилась на помост, оросив кровью доски. Образ Юдифи часто встречается в итальянском искусстве. Пришлось ждать более двух часов под палящим солнцем, пока папская гвардия на лошадях с трудом прокладывала путь для повозок с приговорёнными к смерти, преодолевая напор наседающей толпы. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В этот момент она была незабываемо прекрасна и величественна.
Обнажённые фигуры статуй и написанных на стенах и потолке мифологических персонажей в новой манере trompe-loel («обманки») создавали иллюзию правдоподобия. Прежде всего, он не чувствует его в своей душе, да и не может чувствовать, вероятно. Услышав о случившемся, Юдифь предложила не спешить и положиться на волю Бога. Отказ от мифа несет в себе другую, новую опасность, не мифологическое толкование может обернуться прочтением Библии как человеческой драмы и нельзя не заметить, что Караваджо этот человеческий мир немало занимает.
Почувствовав внутреннюю дрожь, он забеспокоился и его охватила паника. Идти было недалеко. Как знак и добыча.
Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Дорожа расположением щедрого заказчика, он принялся за работу, хотя душу грызли сомнения. Она с великим трудом преодолевает себя.
Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры.
За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. В виде Юдифи художник изобразил свою подругу-куртизанку Филлиду Меландрони.
Конечно, лишает пафоса и полной определенности в расстановке акцентов. В Дублине в 1990 году монастырь Св. Сюжет основывается на евангельском тексте. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Позднее во избежание новых пыток Кампанелла станет притворяться сумасшедшим. Юдифь Караваджо не размахивается и бьет, она как будто бы режет. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.
Что касается картины «Святые Марфа и Магдалина», то это было последнее изображение двух подруг и вскоре они на долгое время исчезли из поля зрения Караваджо, оказавшись замешанными в очередной скандальной истории. К сожалению, ни одна из этих работ не сохранилась. Может быть, проще было бы назвать караваджевский способ восприятия Священной Истории психологизмом, но в таком случае это не тот психологизм, который умиляет какого-нибудь шестидесятника в картине Крамского «Христос в пустыне» или Ге «Христос перед Пилатом». В картине Караваджо оно просто иное и, вероятно, в иной степени, но оно есть. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.
История такова. Папа Климент VIII забеспокоился. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь».
Известно, что поэтесса была музой великого творца, когда тот работал в Сикстине над фреской «Страшный суд». Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.
Втроём отправились к дому проводить неважно почувствовавшего себя Гвидобальдо. Это могло быть и осознанием исключительности своего пути и епитимьей себе за содеянное. Так что врагам она предстала «чудом красоты» – это слова Священного Писания. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Об этом, может быть и рассказывает безмятежность джорджониевской Юдифи: торжество истины и неучастие ее носительницы в «искушенности собственной похотью» Олоферна.
Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). Вот таким образом, собственно, его и способен взволновать библейский сюжет. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. И здесь – ее хищный взгляд, то, как она вытянула шею и вся подалась вперед (между тем Юдифь как раз отстраняется), – все, кажется, говорит: «Мне бы этот меч да эту голову». Стало быть, между ним и великим творцом существует вполне доказуемая духовная связь. Перевернувшись в воздухе, тот упал плашмя.
По тексту в момент убийства Юдифь была одна, отослав всех, даже служанку. Тот охотно согласился. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Но от этого-то Караваджо и рад уйти.
Ответ его чуть не оглушил — Микеланджело Буонарроти. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Сапронов. Как-то после утренней лечебной процедуры дель Монте предложил врачу Манчини подняться с ним в мастерскую, где Караваджо завершал работу над картиной «Амур», для которой позировал его любимец озорник Чекко.
Он предложил путникам угощение, выставив на стол жареного курёнка, плетёное блюдо, наполненное фруктами, графин светлого вина и кувшин с водой. Тогда в народе получила хождение пословица: «Quod non fecerunt barbari fecere Barberini» — «He столько в Риме порушили варвары, сколько семейство Барберини».
Тому нет документальных подтверждений. А что нам известно о его младшем брате Джован Баттисте, вызвавшем такую реакцию Караваджо. Франциска, как бедного странника, как паломника. В пафосе он уже не видит того «дыхания жизни», которым дышит Священное Писание и которым, наверное, дышали когда-то мифы о богах. Созвучен этому один из ходов художника в картине «Мадонна со змеей» («Madonna dei palafrenieri»).
Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию Жертвоприношение Исаака (1603), Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608) и Давида и Голиафа (1610). Но как сложен он для воплощения. «Экстаз св. Всё это ещё пуще подогрело распространяемые слухи.
Выехали на рассвете. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. У Караваджо изображено откровенное насилие. Всем своим видом девушка выражала спокойствие и ни один мускул не дрогнул на её лице.
Хотя прошло чуть более двух лет с момента написания, но фрески пожухли. Наболевший вопрос с росписями во французской церкви Сан-Луиджи давно волнует многих. Сюжет, коротко, таков. Для того чтобы это понять, достаточно увидеть, как значительно и наполнено смыслом совершающееся. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Винченцо Гонзага отказался покупать эти картины. Послышались шаги — кто-то поднимался по лестнице.
Тогда расхождение и вовсе минимально, а ее присутствие, кроме простейшего принципа контраста порождает еще один мотив: перед нами парадоксальная ситуация того, что «палачом» становится, черную работу выполняет не низший и опытный, а высший и юный, чистый. Пока можно только сказать, что Джован Баттиста грубо нарушил устав иезуитского ордена, требующий от своих членов полного отказа от контактов с родственниками во имя служения высшей идее. Войско отступает и народ спасен. Примерно тогда Караваджо написал «Трапезу в Эммаусе» (141x196, 2), дав свою трактовку широко известного евангельского сюжета вразрез с устоявшимися канонами, хотя на картине всё изображено, как сказано в Писании: «Иисус вошёл в дом и остался с ними.
Его ответ прозвучал как неслыханное кощунство. Ее спросили, как -- убить. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Они долго не могли прийти в себя от всего увиденного. На днях ему пришлось увидеть последнюю работу хвалёного Чезари дАрпино «Вознесение Девы Марии». Правление Урбана VIII продлилось двадцать один год и Манчини стал его личным врачом.
Это и понятно: художник – посредник не только между своей героиней и зрителем, но и между нею и Богом, что неизбежно влечет за собой поправки (или искажения). Но их объединяли общность взглядов на искусство и нескрываемое взаимное уважение. Лабард показал картину специалисту по живописи старых мастеров Эрику Тюркену. Караваджо родился в семье архитектора. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору вместо Бога.
Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» – одна из многочисленных интерпретаций библейского сюжета, причем далеко не первая. Их грубо оттеснили, не позволив подойти ближе, чтобы попрощаться с несчастным другом, который едва держался на ногах и, чтобы не упасть, ухватился рукой за мраморный столбик ограждения.
Голова Олоферна была или повержена (у Джорджоне) или торжествующе поднята (у Донателло) или несома – со смесью торжества и презрения – как предмет обихода или добыча, на блюде (у Боттичелли). В отличие от Джорджоне он всю силу своего зрения и мастерство обращал на изображение живой плоти, кожи и крови, а также на естество вещей, оставив в стороне все иные помыслы об искусстве. Два года Тюркен провел за очисткой, реставрацией и изучением холста.
Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Получается, опять расхождение. Но картина может быть и еще одной копией с полотна Караваджо, сделанной самим Финсоном.
Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Такое тоже может быть, хотя вряд ли он осмелился бы говорить заведомую ложь кардиналу. События в них происходят в те же времена, действуют похожие персонажи.
Они уцелели, но железной балкой перешибло хребет лошади. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
Отчего это вдруг кардинал так заинтересовался монахом и настоял на встрече с ним. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Были среди них и антифашистки и антитоталитаристки и что-нибудь вроде «маркитантка юная убита» Б. Окуджавы.
«Похожесть» или «сходство» — понятие сугубо субъективное и хочется не согласиться даже с Роберто Лонги, оценившим «Портрет Маттео Барберини» (124x90) как произведение «скудное по мысли»53. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Они прибыли в город по приглашению аристократического семейства Фарнезе. Он рассмотрел живопись в рентгеновском и инфракрасном диапазонах. Она вызвалась попытаться спасти сограждан от войска вавилонского. Караваджо встрепенулся, ушам своим не веря.
Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Вернемся же к тому, что мы назвали центром действия картины. Как легко поддаться пафосу – и ничем его не оправдать, увлечься эффектом – и уйти от смысла. Честно во всех отношениях: он не пытается быть ни сказочником, ни святым. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Девушка пробралась в палатку полководца.
Как человека, его волновало предстояние перед вечностью. Элементов для того, чтобы понять, в какой комнате происходит убийство, у нас нет.
Одновременно в листке «Аввизи» появилось сообщение о странной смерти упавшего с балкона барона Франческо Ченчи, ещё крепкого мужчины, недавно вторично женившегося на молодой особе. Но именно диссонансом между рукой и лицом (растерянным, почти страдающим) убийство имеет выход к жертвоприношению. Его выбор пал на Караваджо, которого с недавних пор Крешенци знал лично и видел в деле.
Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Язык не поворачивается назвать «скудным» великолепный портрет исполненный в присущей Караваджо манере с использованием плавных светотеневых переходов и мягких тональных градаций. Про нее рассказывается в апокрифе под названием «Книга Юдифи». Она бесконечно мила и прекрасна, но почему все так странно, как можно это объяснить. Тема насилия и убийства продолжает занимать художника и вслед за «Юдифью» он пишет для генуэзца Косты первый вариант «Принесения в жертву Исаака» (116x173). Этот мотив звучит в библейском тексте и он очень важен.
Ненасытный Чезари брался за любой заказ, стараясь всюду поспеть. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать. Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору. Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников.
Но как получить такой заказ. Что, как уже было сказано, контрастом подчеркивает иное душевное состояние ее госпожи. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Его душеприказчиком оказался патриций Вирджилио Крешенци. Всё небо заволокло низкими тучами, парило, но дождя не предвиделось.
Укрепи меня в этот день. Франциск Ассизский.