Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору вместо Иеговы. Одной из самых востребованных ветхозаветных образов является Юдифь. Как в историческом романе, сцены книги оживлены им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных) и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей.
Тогда расхождение и вовсе минимально, а ее присутствие, кроме простейшего принципа контраста порождает еще один мотив: перед нами парадоксальная ситуация того, что «палачом» становится, черную работу выполняет не низший и опытный, а высший и юный, чистый. На четвёртый день пребывания среди врагов, Юдифь пригласили на пир. Вместе с головой они вернулись в город. В Священном Писании это молодая женщина, но уже три года вдовствующая. Юдифь Караваджо совсем юная, с почти детским лицом.
Латинский текст. Печальная участь Олоферна (или всего мужского рода) мастерски подчеркнута золотым колье, обратив внимание на которое, зритель вспоминает о шее, сначала ассирийца, затем, может быть, своей. В шатре Олоферна Юдифь рассказала свою легенду о намерении провести войско к Иерусалиму.
«Она приобрела великую славу и состарилась в доме мужа своего, прожив до 105 лет». Картина «Юдифь» – формально композиция на библейскую тему. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа».
Его работы находятся в самых известных музеях мира, включая такие, как: Эрмитаж, музей им. раздел Жанр книги, вымысел и анахронизмы). У Караваджо Юдифь со своей жертвой соотнесена по горизонтали. Однако безусловно, что ранние Отцы Церкви расценивали эту книгу как каноническую, например, апостол Павел цитирует греческие строки (8:14) в 1-м послании Коринфянам (2:10) и затем 8:25 там же в 10:10. Есть версия, что лицо Олоферна— это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия.
Именно вот таким образом она до сих пор не оставляет к себе равнодушным ни одного зрителя. Элементов для того, чтобы понять, в какой комнате происходит убийство, у нас нет. Полководец оказывает Юдифи прекрасный приём и она остается в его стане, питаясь принесённой с собой едой и по ночам выходя в долину для омовения и молитвы. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Так или иначе, он выходит к тексту Священного Писания.
Часто можно встретить по отношению к ней эпитет – эмоциональный нокдаун. Эти фрески датированы 9 веком. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. По легенде, подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи. Она вызвалась попытаться спасти сограждан от войска вавилонского. Узнав о приближении ассирийцев израильтяне принялись возводить укрепления, вызвав гнев Олоферна.
В этой знаменитой работе художника находит свое выражение чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика. План был продуман, а побег подготовлен – великолепная военная хитрость, причем удавшаяся на все сто процентов (гораздо чаще подвиги заканчиваются гибелью героев). Полная практически дослновно совпадает с греческой, короткая в корне отличается. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Что, однако, не исключает его обращенности к Богу.
Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой и с блюдом. Но расхождения Каравджо не есть беспечное пренебрежение. У Иеронима очевидна путаница в именах старейшин (Иудифь, 6:11, 8:9, далее в 15:9— Иоахим превращается в Элиахима) изменен список предков Иудифи, напутаны географические названия (2:12-16).
В греческом тексте есть длинное обращение Олоферна к царю. Первосвященник Иоахим должен быть отождествлен с отцом Элиашиба, значит, жил во времена Артаксерса Великого (464—424 дон. э., «Иудейские древности», 11:6-7). Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). В Вульгате Навуходоносор правит 13 лет, в Септуагинте— 18.
Рука должна быть «простой и грубой», чтобы все-таки совершить убийство. Размеры картины: 89, 5 х 61, 9 см. «Следовательно, это была своего рода пропагандистская литература, назначение которой состояло в том, чтобы поддерживать дух у восставших и побуждать к стойкому сопротивлению». Консервативный критицизм предполагает, что книга все же описывает исторические факты.
В 16-17 веках образ Юдифи становится аллегорией Кары – выражением победы над грехом. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Иудифь / (апокрифический Ветхий Завет).
Как знак и добыча. Короткая версия была обнаружена недавно и имеет всего 40 строк, она весьма любопытна для объяснения загадок текста (подробно см. В пафосе он уже не видит того «дыхания жизни», которым дышит Священное Писание и которым, наверное, дышали когда-то мифы о богах.
Иероним пишет, что он сделал перевод «с халдейского» второпях, за одну ночь, стараясь передать ощущение, а не переводить дословно (magis sensum e sensu, quam ex verbo verbum transferens). Юдифь соблазнила Олоферна, сама при этом оставшись в нетронутой чистоте. Надев красивые одежды, вместе со служанкой она отправилась в лагерь вавилонян и «втерлась» в доверие к Олоферну. В 20 веке образ Юдифи стал ассоциироваться с типом «роковой женщины». А. С. Пушкина в Москве, Дрезденская картинная галерея и другие. Почему именно этот сюжет. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Остается предположить, что безмятежность Юдифи не непосредственна, а дидактична, не «какова. », а «о чем. » О чем-то должна поведать.
Этот «признак» позволяет отличить Юдифь от Саломеи, которая обычно изображается с серебряным блюдом, на котором лежит отрубленная голова Иоанна Крестителя. Более того, после того как ассирийская армия бежала, жители Ветилеи грабили брошенный военный лагерь 30 дней, а Юдифь «запрягла колесницы свои» и сложила на них «все серебряные сосуды и постели и чаши и всю утварь его».
Город должен был пасть, но этому помешала Юдифь. Созвучен этому один из ходов художника в картине «Мадонна со змеей» («Madonna dei palafrenieri»). На четвертый день Олоферн устраивает большой праздник в честь девушки.
Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены. Блаженный Августин и вся африканская Церковь так же признавали эту книгу канонической. Греческая версия на 84 стиха длиннее латинской. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Католические комментаторы предлагают выходить из путаницы несколькими способами.
Может быть, о том, что весь ужас задуманного и абсолютного не задел ее целомудрия. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. На картинах, созданных в эпоху Ренессанса и позднее, Юдифь часто изображается обнаженной. Также как часть Писания она цитируется в раннехристианских текстах святого Климента Римского (1-е послание Коринфянам, 55 рядом с каноничной книгой Эсфири и обе расцениваются одинаково), Климента Александрийского, Оригена, Тертуллиана, Амвросия Медиоланского. Нет, предел скверны одолевается чистейшим и невиннейшим.
Ее служанка была наготове с мешком, в который они положили его голову. Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Они заставляли ужасаться и содрогаться от напора драматизма, волнами бьющего с полотен. Никакой Ветилуи на пути к Иерусалиму не обнаружено.
Он рассказывает то, что увидел. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Юдифь изображена на картине в страшный момент, когда она отрубает голову Олоферну. Библейский сюжет, повествующий о том как благочестивая вдова Юдифь, решается на жертвенный поступок, с тем, чтобы спасти от ассирийцев родной город интерпретирован Климтом настолько своеобразно, что это произведение получило еще одно название – «Саломея», по имени знаменитой соблазнительницы из Нового Завета. Жители малодушествуют, ропщут и готовы сдаться. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа».
Голову Олоферна выставляют на городской стене. Конечно, важно в первую очередь то, что это не просто история, а Священная История. Во втором – углубляет человеческое (не претендуя на большее) и – как оказывается – восстанавливает-таки, казалось бы, утраченную вертикаль, сохраняет живой, пусть ослабевшую, связь с Богом. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. 13, 14), – а войдя в городские стены, поднимет голову Олоферна и покажет народу.
На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». В полночь она по обыкновению выходит из стана и направляется в свой город. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках.
Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Попробуем подумать над вопросом именно с этой точки зрения. Пленнику была дарована жизнь.
Короткая ивритская версия, обнаруженная доктором Гастером и датируемая им 11 веком н. э. Именно эта версия легла в основу латинского перевода блаженного Иеронима— Вульгаты (IV—Vвв. ). Ивритский текст. Укрепи меня в этот день.
Услышав о случившемся, Юдифь предложила не спешить и положиться на волю Бога. И здесь – ее хищный взгляд, то, как она вытянула шею и вся подалась вперед (между тем Юдифь как раз отстраняется), – все, кажется, говорит: «Мне бы этот меч да эту голову». Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. 13, 7–9).
В европейской живописи чаще всего встречается несколько эпизодов этой притчи. Войска Олоферна ведут долгую осаду города, где живет Юдифь. В нем соединилось сразу несколько временных планов, а ведь для художника, запечатлевающего мгновенье, это всегда проблема – показать нечто большее, чем данный момент. Однако «Книга Иудифи» содержит ряд исторических анахронизмов и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу или даже первый исторический роман.
Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии». Были среди них и антифашистки и антитоталитаристки и что-нибудь вроде «маркитантка юная убита» Б. Окуджавы. Или, как говорил о себе французский художник Ф. Леже, то, что понял.
И все-таки, повторю, священное не профанируется и не изымается вовсе из этого мира. Есть версия, что этот «конспект» мог быть оригиналом, на базе которого расцвечена вымышленными подробностями полная версия. Что же, получается, Джорджоне ближе к тексту Библии. С другой стороны, его так называемый реализм не отменяет вовсе Божьего присутствия. Кранах написал в образе Юдифи Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу.
Затем книга была включена в Септуагинту. Вернемся же к тому, что мы назвали центром действия картины. Как известно, библейские сюжеты часто используются художниками при создании картин. Так, у полотна Джорджоне заметны эротические черты, которые передаются гравюре «Сон доктора» Альбрехта Дюрера. (Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый Панофским, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии). Зенон Косидовский относит историю к числу назидательных сказаний и пишет «одним словом, наивно было бы утверждать, будто это историческая книга». И этот жест Юдифи – крепкий мостик, связывающий героиню Караваджо с библейской. Так Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн» используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании.
Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла. Может быть, проще было бы назвать караваджевский способ восприятия Священной Истории психологизмом, но в таком случае это не тот психологизм, который умиляет какого-нибудь шестидесятника в картине Крамского «Христос в пустыне» или Ге «Христос перед Пилатом». Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Так и картина Караваджо Юдифь и Олоферн.
Картины двух последних считаются наиболее известными. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси и город был спасён. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею.
Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. В то время Юдифь была примером в глазах многих религиозных фанатиков, а в современных Караваджо памфлетах, призывавших к убийству еретиков, Юдифь представлялась образцом добродетели. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. И вот, когда терпеть горожанам уже не было мочи, они стали упрекать в бездействии своего правителя. Итак, в руке Юдифи содержится время (нечто большее, чем момент), предшествующее удару (в тексте говорится, что, готовясь, она схватила его за волосы), сопутствующее (делая свое дело, она продолжает держать волосы Олоферна) и последующее – потом, мы знаем, она завернет голову в занавеси и положит в мешок, вот этой самой рукой. Такой мы видим «молодую вдову» на картинах Густава Климта («Иудифь) и Франца Штука.
Продолжая повествование о шедеврах Лукаса Кранаха Старшего, стоит отметить одну из его картин, которая называется «Юдифь с головой Олоферна». Юдифь – персонаж ветхозаветной «Книги Юдифи», богатая вдова из иудейского города Ветулия. На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Разумеется, это не означает, что «Божий народ» может обманывать «не Божий». Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Не будем торопиться и вглядимся в выражение лица и позу героинь обоих художников, Джорджоне и Караваджо.
Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию Жертвоприношение Исаака (1603), Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608) и Давида и Голиафа (1610). 6:14-21 7:4 2 Мак 15:12-16). Юдифь Караваджо не размахивается и бьет, она как будто бы режет. На картине Лукаса Кранаха ее приглашают к столу. Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул.
Известный католический экзегетист дом Август Келмет (1672—1757) указывает, что восприятие истории как реального факта сталкивается с очень серьёзными трудностями, в первую очередь из-за запутанных указаний текста. Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим. Казалось бы, это должно вывести Юдифь на первый план, сделать ярче. Им удалось покинуть лагерь и вернуться в Вифулию прежде, чем обнаружилось содеянное. Олоферн поверил женщине и позволил жить в своём лагере.
Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла. Какая-нибудь бесстрашная куртизанка, выполняющая «политическое задание» с помощью любовных похождений и тем приносящая пользу государству – постоянно возобновляющийся и имеющий бесконечное число вариаций сюжет мировой истории. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь».
Оружие климтовской Юдифи более мощное, «эффективное» и изощренное обычный меч – ничто, по сравнению с его силой, откровенно зовущей в мир чувственной любви, с тем чтобы затем испепелить любого противника. Однажды она решается пойти к Олоферну и соблазнить его. Хотя Блаженный Иероним, переводя на латынь Библию, не переводил второканонические книги (не имеющие ивритского оригинала), он, тем не менее, сделал для неё исключение.
Таким же образом изображались также Мария (с чертом) и святая Маргарита (с драконом). Что это дает и чего лишает. Световая и колористическая драма этой картины характерна для барочной живописи. Эротический аспект содержит также полотно "Юдифь" Джорджоне.
По тексту в момент убийства Юдифь была одна, отослав всех, даже служанку. Немного моложе росписи в соборе Шартре и в Сен-Шапель, 11 и 13 век соответственно. Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога.
ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. 13:15-16). Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). После пира Юдифь усыпляет Олоферна, отрубает ему голову и возвращается домой. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
хафизов геннадий. 12. 12. 13. В караваджиевской Юдифи очень много самостоятельного отношения к совершающемуся. Просто в Священной Истории есть Тот, кто обман прощает (хотя обман не перестает быть таковым), а обманывающему помогает вернуться к себе. Но странным образом и она делается от этого более декларативной. Не случайно ведь Юдифь, как читаем в Священном Писании, до конца жизни не вышла больше замуж и хранила чистоту. Новость привела ассирийцев в замешательство и они бежали, преследуемые израильтянами.
Этот мотив звучит в библейском тексте и он очень важен. Ей могли не поверить, она могла допустить ошибки, ее могли застать на месте преступления – в общем, любая случайность или нестыковка с продуманным планом могли закончиться для нее плачевно.
Эта кампания, которую возглавлял Олоферн, описана в источниках времени Ашшурбанипала. Он ведь, повторю, художник, а не иконописец и значит, в его картине нам предстает в первую очередь человек на изломе Ренессанса, а не обожженный человек (как в иконе). И тогда, если все-таки пользоваться пресловутым термином «психологизм», который вроде бы применим и к первым и ко второму, то почему бы не ввести дифференциацию: нисходящего психологизма у Крамского и Ге (или, пользуясь выражением Вышеславцева, спекуляции на понижение) и восходящего – у Караваджо.
Между тем Юдифь Караваджо очень проста, уж точно не великолепна. Здесь Олоферн опился вином и заснул. Войско Олоферна осадило его, перекрыв жителям доступ к воде. Он объяснил это тем, что «Никейский собор говорил о ней как о части Священного писания». Голова Олоферна была или повержена (у Джорджоне) или торжествующе поднята (у Донателло) или несома – со смесью торжества и презрения – как предмет обихода или добыча, на блюде (у Боттичелли).
В настоящее время является экспонатом Государственной галереи Штуттгарта. Это позволяет ему соотнести события с периодом плена Манассии (2Пар. 33:11). Получается, опять расхождение. Юдифи удалось не только уничтожить врага, но и спокойно уйти.
Его автор – пылкая дочь почтенного художника Орацио Джентилески. Иудифь там не «вдова», а «дева», букв. Облик Юдифи свидетельствует: она имела право на коварный обман и соблазн. Лео Таксиль использует все эти несообразности, чтобы объявить историю «голой богословской выдумкой». Собака— символ преданности иногда её сопровождает.
Упоминания синедриона сомнительны. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Но другая рука крепко и умело ухватила несчастную жертву за волосы. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) – для того, чтобы отличать её от Саломеи, которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде.
Честно во всех отношениях: он не пытается быть ни сказочником, ни святым.
Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим. Если вглядываться в картину, очень быстро начинают привлекать внимание моменты расхождения с библейским текстом. В картине Караваджо оно просто иное и, вероятно, в иной степени, но оно есть. В эпоху Нового Времени образ Юдифи возвращается в живопись с работой Сандро Боттичелли «Возвращения Иудифи» (примерно 1470 год). Ее план сработал.
Здесь же нам рассказывается о личном опыте переживания библейского события. Как мы знаем, для Б. Окуджавы это уже не мифы о богах, а «сказки о богах», на которые известный поэт советской оттепели взирает с глубоким презрением, видимо, с высоты своих поэтических высот. Опять же, казалось бы, не Анне ли стать послушной исполнительницей воли высших существ. Сам Вигоро, однако, согласно с ассирийскими находками, отождествляет упомянутого Навуходоносора с Ашшурбанипалом, современником Фраорта. Трудно представить, что это произведение могла исполнить женщина 17 века. На картине Караваджо перед нами люди, существующие на пределе человеческого, причем существующие так, что происходящее задевает самые их глубины. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.
За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. В первую очередь, сама Юдифь. Украсив себя "так, чтобы прельстить любого, кто взглянет на нее" (10:5), она со служанкой отправилась в стан ассирийцев. Вот таким образом, собственно, его и способен взволновать библейский сюжет.
А вот теперь самое сложное – моральная сторона этой истории. «ветилуя», что могло потом превратиться в название города. Лукас Кранах Старший (1472 – 1553) – великий немецкий художник, художник эпохи Ренессанса. Под туго прилегающим корсетов просвечивает вспотевшая от усилий кожа на груди.
Можно даже предположить, что, будучи отослана Юдифью, служанка, незамеченная ею, вернулась и наблюдает. Старейшины не решались ни на сопротивление, ни на сдачу. В эпоху Возрождения изображение Юдифи часто дополнялось еще двумя сюжетами: «Аристотель и Кампаспа» и «Самсон и Далила». После победы над мидийским царем Арфаксадом, ассирийский царь Навуходоносор, правивший в Ниневии, послал военачальника Олоферна завоевывать страны от Персии на востоке до Сидона и Тира на западе, покарать обитавшие к западу от Ассирии народы за неповиновение в их число попали и израильтяне. Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» – одна из многочисленных интерпретаций библейского сюжета, причем далеко не первая.
И лицо – посмотрим на него: как наивно покраснел нос, как слегка выпятились еще сохранившие детскую припухлость и нежные очертания губы, какая глубокая складка на переносице – словом, сочетание растерянности и отчаянной решимости, «детских припухших желез» и крестьянской мощи. p. S. с новым годом. С греческого текста был сделан перевод на арамейский язык (этот перевод называемый Иеронимом «халдейским» утрачен). Ведь он исключен из канонических книг Ветхого завета, причем по двум причинам.
Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. На пути к Иерусалиму стоял город Ветилуя. статья потрясает великолепным знанием исследуемой темы, а так же тонким чутьем человеческой натуры. мужество, красота, хитрость, коварство, бесстрашие, ум, патриотизм юдифи просто поражает и завораживает воображение. статье просто не будет цены (я ни сколько не преувеличиваю), если автор найдет время проанализировать юдифь малоизвестного итальянского живописца orazio riminaldi. этот талантливый мастер начала 17 века прожил недолгую жизнь но оставил после себя несколько шедевров. вам, наверняка, доставит удовольствие еще раз встретиться с гениальным художником. мое восхищение.
Сапронов. В своей руке видит библейская Юдифь орудие воли Божией. На четвёртый день Олоферн устраивает пир, на который приглашает Юдифь. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией.
Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Отсюда возникает оттенок чуть ли не мясничества – так сосредоточенно она действует. Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение.
Об этом, может быть и рассказывает безмятежность джорджониевской Юдифи: торжество истины и неучастие ее носительницы в «искушенности собственной похотью» Олоферна. Арамейской версии, по которой работал Иероним, не сохранилось. Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Юдифи удалось выхватить его меч и двумя ударами отсечь ему голову. Сам город, который спасала Юдифь, тоже остается загадкой. Когда пир кончился и они остались одни, он задумал соблазнить ее, но был слишком пьян.
Исторические авантюристки сами решаются на действие и сами себя прощают, а значит, «неоднозначность» их деяний ложится на их плечи и возможному обаянию их образа (обаянию красоты в содружестве со смелостью)всегда сопутствует цинизм. Иудеи, узнав о приближении Олоферна с войском, стали возводить укрепления. С другой стороны, Юдифь убивает спящего беззащитного и безоружного человека, который ей доверял, ничем не обидел и «только любовался ею». История Юдифи была, конечно, хорошо известна при дворе курфюрста Саксонского. Безусловно, она рисковала своей жизнью.
Это могло быть и осознанием исключительности своего пути и епитимьей себе за содеянное. Это все еще (хоть и в преддверии секуляризации Нового времени) опыт верующего человека, который изображая мир Ветхого Завета, не пытается ни быть, ни казаться ветхозаветным патриархом и значит, говорит своим, а не их языком. Так что врагам она предстала «чудом красоты» – это слова Священного Писания. В данном случае это царь Навуходоносор, фигурирующий также в «Книге Даниила». Иоганн Фридрих согласился. Что, как уже было сказано, контрастом подчеркивает иное душевное состояние ее госпожи. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля» его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами.
Но именно диссонансом между рукой и лицом (растерянным, почти страдающим) убийство имеет выход к жертвоприношению. А вот одежда Юдифи — это одежда современницы художника, напоминающая подобные платья на религиозных театрализованных представлениях в Риме того времени. Причем она так же отличается от Богомладенца и Богоматери, – преклонными годами и некоторой заскорузлостью, – как служанка от Юдифи (с учетом, разумеется, существенной разницы в настроении той и другой картины: речь ведь шла только об одном сходном мотиве). Но от этого-то Караваджо и рад уйти. Что же это за душа, которую не затрагивает и не тревожит убийство. Сюжет, коротко, таков.
Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. 13:15-16).
Остановившим её воинам в лагере противника Юдифь объявляет себя пророчицей и говорит, что собирается указать их полководцу лёгкий путь к захвату Ветилуи. Это и понятно: художник – посредник не только между своей героиней и зрителем, но и между нею и Богом, что неизбежно влечет за собой поправки (или искажения). Мягко алые одежды пронизаны беспокойно ломаным ритмом складок, как бы далеким отзвуком пронесшегося вихря. Рука Юдифи – центр картины Караваджо.
Конечно, лишает пафоса и полной определенности в расстановке акцентов. Исторические и географические факты часто ошибочны. Ее решительный взор и твердую руку не останавливают даже потоки крови, хлынувшие на кровать.
Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Она бесконечно мила и прекрасна, но почему все так странно, как можно это объяснить. Существующие 2 еврейские версии (полная и сокращенная) были сделаны в Средние века (обратный перевод). Переводы появляются начиная с X—XIвв., причем делаются они преимущественно с латыни.
Но как сложен он для воплощения. Никакой «неоднозначности», присущей такого рода историческим и художественным фигурам, сюжет Священной Истории о Юдифи не содержит. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Каким образом. Прежде всего, он не чувствует его в своей душе, да и не может чувствовать, вероятно. В упоминавшихся интерпретациях (предшествующих Караваджо) Олоферн не просто злодей, враг иноверец – его вообще нет, есть только голова.
Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Надежды для горожан не было никакой. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля» его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами.
Среди картин 19 века заслуживает полотно Августа Риделя, выдержанное в духе историзма. В виде Юдифи художник изобразил свою подругу-куртизанку Филлиду Меландрони.