Алексей Георгиевич Явленский— (13 марта (25 марта) 1864, Торжок— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам—, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Большая часть жизни и творчества русского художника-экспрессиониста Алексея Георгиевича Явленского связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом, официальных изменений в биографические данные не вносилось.
Алексей Георгиевич фон Явленский скончался 15 марта 1941 года в Висбадене, Германия, где и был похоронен на русском православном кладбище. Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам— Кузлово, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии.
Болезнь глаз, грозившая слепотой, заставляет менять манеру. В пейзажах и натюрмортах формы сводятся к простым плоскостным конфигурациям, объединенным в звучные хроматические аккорды (Средиземноморское побережье, 1907, Мюнхен, Гос. В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. Жил в Санта-Пре (1915-16). В 1933–1937 создал более 1 000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби».
В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Совместно с Веревкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (январь 1915). В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. С шестнадцати лет в Москве он каждое воскресенье ходит в галерею Третьякова. Вскоре к ним примкнул и Василий Кандинский.
Увлеченно писал натюрморты и пейзажи, добиваясь цветовой гармонии, в основном используя темные тона. Родился в Торжке 13 (25) марта 1864 в семье полковника (как выходец из дворянского рода прибавлял позднее, в Германии, к своей фамилии приставку «фон»). На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. Художника интересуют отвлеченные гармонии (композиция Праформы), Явленский считает, что каждый находит в картине только то, что есть в его собственной душе. Группу художники рассматривали как свободное объединение для пропаганды своего искусства.
По завершении учебы был произведен в подпоручики и зачислен в 7-й гренадерский полк. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Поступил вольнослушателем в АХ, учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. В России экспонировался на выставках объединений: Новое общество художников (1905), Союз русских художников (1906, 1909), «Мир искусства» (1906), «Венок» (1908), «Бубновый валет» (1910/1910) в Салоне С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м Салонах В. А. Издебского (1909/1910, 1911) в Петербурге и Москве. Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913).
В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А. Ашбе. Луки. Вместе с Василием Кандинским организовал Новое художественное общество в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении Синий всадник (1911-1914).
Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Некоторые из ранних голов несомненно ведут происхождение от портретов и иногда сохраняют проблему сходства (портрет так называемой Галки, художницы Эмми Шейер). Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912, 1913), Берлине (1914), Базеле (1917) и других городах. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.
В Локарно (Швейцария) наследниками художника открыт Архив Алексея Явленского, занимающийся популяризацией творчества издан 4-х томный каталог-резоне его произведений (1991–1998). Кандинский привлек Явленского к организации Новой ассоциации художников в Мюнхене. Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер.
Работал в Германии. Вместе они решили поехать учиться, как многие русские, в Мюнхен. С 1903 — участник выставок. В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). В 1899 помогал Ашбе вести занятия.
Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. Через Веркаде русский художник знакомится с другим сподвижником Гогена Полем Серюзье, основателем французской группы Наби. С началом Первой мировой войны вместе с Веревкиной, Незнакомовой и сыном был вынужден бежать из Германии в Швейцарию, оставив большую часть имущества.
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. в Висбаден, где женился на Хелене и жил до своей смерти. В 1916 его менеджером стала Эмма Шейер. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. Немецкие друзья называли Явленского между собой Иваном Карамазовым.
В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. По семейной традиции его отдают в кадетскую школу, потом в юнкерское училище. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник».
В 1921 году художник переезжает в Висбаден. После знакомства с кубизмом нарастает линейность. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922).
Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. В качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1890–1896), где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи, В. В. Матэ. Композиция Праформы (1919) отражает поиски художником новой гармоничности. В 1921 г. художник окончательно поселился в Висбадене. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного бьеннале искусств в Венеции (1920). В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами.
В мастерской Репина Алексей Явленский встретился с Марианной Веревкиной, дочерью известного генерала, вскоре скончавшегося. В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. Он идет к созданию обобщающих образов и портреты постепенно теряют необходимость сходства, превращаясь в головы (Галки, Лола, Испанки, Фиолетовый тюрбан и др. ). Постепенно гаснет яркость красок, к 1918-19 гг. С 1915 года жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 года – в Висбадене. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877–1884), где рисование преподавал художник С. И. Васильев и в 3-м Александровском военном училище (1885–1887). Будучи офицером русской армии, учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1890—1893).
Член-учредитель Нового художественного общества Мюнхена (1909–1912 первый заместитель президента), участвовал в деятельности группы «Синий всадник» в Мюнхене (1911–1914), объединения «Синяя четверка» (с 1924). Плюс ко всему имели особое значение музеи, в первую очередь Эрмитаж. Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Выходец из России. Надгробную речь произнес его многолетний друг немецкий художник А. Эрбсле. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство», организованная властями с пропагандистской целью (она открылась в мюнхенском Доме искусств в июле 1937 и до апреля 1941 посетила еще 12 городов). В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И. Репина. Увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. Покончил жизнь самоубийством.
Общий запас лексики (от греч. Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». В 1893, разочаровавшись в академическом преподавании, начал работать самостоятельно в мастерской ученицы Репина М. В. Веревкиной, которая стала спутницей его жизни. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 президент.
Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914). Здесь появляются его знаменитые вариации: пейзажи, натюрморты, головы. Художественные критики сравнивали краски Явленского с византийскими мозаиками. Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933–1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью.
Стиль получает эмблематический характер. В 1897 посетил Венецию. В 1874 переехал с матерью в Москву. вошел в группу Синий всадник. С 1914 г. по 1921 г. живет в Сан-Пре (Швейцария).
Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/11). О своих произведениях сам Я. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции «цвета горят, – писал он, – передавая жар души». У Репина дышать стало свободнее, проблемы колорита увлекли его именно там. Однако ему было не по пути с художниками Мира искусства.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Испытал влияние фовизма (в особенности А. Матисса) и экспрессионизма. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. праведной Елизаветы и похоронен на русском кладбище в Висбадене.
Большое значение имело знакомство с Матиссом в 1905 году в Париже. Детство провел в родительском имении в Витебской губернии. Что-то иногда напоминает композиции Пауля Клее. Был отпет в русском православном соборе в Висбадене. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок.
Дворянин, сын полковника. В колористическом отношении работы 1911 года — самые экстатические по цвету. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Явленский уже тогда считал, что искусство не объясняет мир, что оно само — мир. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены.
В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). По окончании его служил в 7-м гренадерском полку, с 1890 – в Кронштадтском крепостном пехотном батальоне последний воинский чин штабс-капитан. Так Явленский познакомился с принципами символистского истолкования мира.
В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Но символичность образов не покидает его (Сакральный час, Пророк с Тибета), Работал художник только для себя и еще, как сам говорил, для своего Бога, работал в экстазе, со слезами на глазах. Явленский Алексей Георгиевич (1864-1941), художник. Родившись близ Торжка, ребенком вместе с семьей Явленский попадает в 1874 году в Москву. Детство провел в родительском имении Кузлово под Вышним Волочком в Тверской губернии. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник».
10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С. Дягилевым. Этот период успело застать поколение ваших родителей. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Совместно с М. В. Верёвкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (1915).
(1864, близ Торжка, Тверской губ. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г. В 1890-1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию.
Делал все это Явленский, чтобы познать и выразить духовное начало своей души. Но названия композиций говорят сами за себя: Карма, Великая тайна, Аврора, Сакральный час, Пророк с Тибета (все 1930-х). Но чем больше Кандинский сближался с Францем Марком, тем больше удалялся от них Явленский. С 1914 года, когда он из-за войны вынужденно живет в Швейцарии, кантоне Во, появляются его знаменитые вариации (так назвал их сам художник). Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. В 1874 переехал с матерью в Москву. С 1890 посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя.
В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. Явленский много путешествует, помимо Франции, часто посещает Италию и, конечно, без конца совершает наезды в Россию, где живут его мать и родные.
в Висбаден, где женился на Елене Незнакомовой и жил до своей смерти. Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933-1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. Его палитра высветляется, цвет приобретает особую интенсивность. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/1911).
Его живопись становилась все более условной. Самостоятельно занимался живописью и рисунком, копировал в Третьяковской галерее. Здесь вновь проявляется некая иконность.
Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). Жизнь стремительно меняется. Творчество представлено во многих художественных собраниях России, Европы и США: в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Омском областном музее изобразительных искусств им М. А. Врубеля, Городской галерее Ленбаххаус в Мюнхене, Штедель-музее во Франкфурте-на-Майне, Музее Висбадена, Музее Людвига в Кёльне, Художественном музее в Базеле, Альбертине в Вене, Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА), Художественном институте Чикаго, Музее Нортона Саймона в Пасадене и других. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. Ему думалось, как и многим тогда, что искусство будущего — искусство эмоциональное.
Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Постепенно крепнет дружба с Кандинским. В 1890–1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань). В 1885-87 учился в Александровском военном училище.
Это преимущественно пейзажи, натюрморты и, естественно, головы. В период 1920—1930-х основной мотив его живописи — человеческое лицо. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). Член Нового художественного объединения, Синего всадника. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г. На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах.
– 15. 3. 1941, Висбаден, Германия) – художник. Главное, что интересует живописца — жизнь цвета. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Увлекался искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США.
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. В 1897 с Ашбе и группой соучеников побывал в Венеции для изучения старых итальянских мастеров. С 1890 года посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. От Ленбаха и Штука Явленский отказывается в пользу Ван Гога и Сезанна, Гогена и Ходлера. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922 «Поэзия утра», 1930 «Аврора», 1931).
Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Со смертью отца его материальное положение резко ухудшилось. В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью.
Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В 1933-37 создал более 1000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Отражением этих исканий являются его работы 1911 г., полыхающие открытыми красками в чрезвычайно резких сочетаниях. Это был момент в жизни Явленского, когда все противоречия обострились, полотна фиксировали грандиозную внутреннюю битву, в которой рождалось его новое духовное я. Вместе с Кандинским он был организатором мюнхенского Нового художественного общества, а в 1912-13 гг.
Художник. Его живопись становилась все более условной. Стал вице-президентом общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877-84) и 3-м Александровском военном училище (1885-87).
Эпизодичен, по сути, факт участия Явленского в 1906 г. в петербургской выставке Мира искусства вместе с М. В. Добужинским, В. А. Серовым, К А. Сомовым по приглашению С. П. Дягилева. Зато вскоре состоялась очень важная встреча с художником Э. Веркаде, бывшим другом П. Гогена, ставшим впоследствии монахом монастыря в Бейроне. В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1896 обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. ЯВЛЕНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1864–1941), русский художник, представитель экспрессионизма. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью.
В 1908 году он вместе с Веревкиной живет в доме Кандинского и Габриэль Мюнтер в Мурнау. Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). Висбаденский период отличается стремлением конструировать головы колорит заметно высветлен, несколько цветных линий дают основные абрисы (всегда только анфас), поверх плавают несколько ярких пятен. Экспонировался в Мюнхенском и Берлинском Сецессионах, Осеннем салоне в Париже (1906). В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами.
В 1874 переехал с матерью в Москву. С 1930 года художник переходит к темным гармониям. Немецкий художник русского происхождения.
По завершении учебы был произведен в подпоручики, зачислен в 7-й гренадерский полк. В 1901–1902 провел 14 месяцев в России, во время этой поездки сблизился с Еленой Михайловной Незнакомовой (1881–1955), воспитанницей и прислугой семьи Веревкиных у них родился сын Андрей (Явленский-Незнакомов), впоследствии ставший художником. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Из дворянской семьи. После гимназии учился в кадетском корпусе и военном училище (1877–1887) в 1896 вышел в отставку в чине штабс-капитана. В начале войны выехал в Швейцарию вместе с Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой имевшей от него сына Андрея (впоследствии – художник А. А. Явленский). Последний раз был в России в 1914. В этот период живопись Явленского становится более свободной и динамичной, сближаясь со стилистикой мюнхенского экспрессионизма (Одиночество, 1912, Дортмунд, Музей на Восточном валу). Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы.
Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Немецкие друзья художника называли его Иваном Карамазовым. в работах нарастает линейность, ощутимы отзвуки кубизма.
В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем провело свыше 20 выставок в Германии и США. Учился у И. Е. Репина в петербургской АХ (с начала 90-х гг. ) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (с 1896) вместе с В. В. Кандинским, чьи установки во многом разделял. В 1915 участвовал в выставке русских художников-эмигрантов в Лозанне и в благотворительной выставке в Вильно (вместе с Веревкиной и Б. Цукерманом). Потом стали появляться обобщающие названия: Испанка, Фиолетовый тюрбан, Лола. 25 (13). 03. 1864 (Торжок Тверской губ. ) – 15. 03. 1941 (Висбаден, Германия). Сравнение не самое удачное. И в 1897 году они попадают к Антону Ашбе известному педагогу, у которого тогда уже учились И. Э. Грабарь и Д. И. Кардовский.
Те шли к созданию объединения Синий всадник, Явленский нащупывал свой путь. Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Вместе с В. В. Кандинским организовал «Новое художественное общество» в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении «Синий всадник» (1911–1914).
С 1915 жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 – в Висбадене. В 1937 был вынужден оставить занятия живописью из-за прогрессирующего паралича. Цюрихе (1917) и Асконс (1918-22). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В 1890 добился перевода в Петербург в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. В 1896 переехал в Мюнхен, где посещал частную художественную школу А. Ашбе.
Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в Париже (1907). Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Был отпет в православном соборе св. В 1929 вместе с В. Кандинским, П. Клее и Л. Файнингером основал группу Синей четверки. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
В 1896 году обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе. Брак с Незнакомовой официально оформил только в 1922. После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое».
Здесь состоялось его знакомство с Кандинским. Жил в Санта-Пре близ Лозанны (1914–1916), где встречался с обосновавшимися там в военное время С. П. Дягилевым, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, И. Ф. Стравинским и Л. С. Бакстом. Сами названия картин глубоко символичны: Поэзия утра, Карма, Великая тайна, Аврора. Позже сотрудничал в основанном Кандинским объединении «Der Blaue Reiter» и участвовал в его выставках (1911/12). В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души».