Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко.
Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Тенденциозность картин Ярошенко— следствие его убежденности в том, что он пишет, а не желание написать нечто, подтверждающее его убеждения. Это такая сучья штука жизнь. Деревянная платформа серая. Голуби тоже не блестят. В книге «Памятные встречи» Ал.
А нравственная красота— за ними. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». Они ей улыбаются с дальнего берега, а девочка машет рукой, напутствуя: – живи.
Арестанты чтото кидают им – крошки, должно быть – и голуби толкутся, выклевывают на земле то, что ещё не успели подобрать. Короленко, Вс. Они – люди, слабые искалеченные нищетой и безысходностью, такой своей жизнью. Изощренный змей-искуситель от пиар – Алексей Серебряков.
Но всюду – жизнь. Извратившийся до полного опупения самодур-миллиардер в исполнении Александра Домогарова. Образы, конечно изумительные, как и сам актерский подбор. Богатые тоже плачут. А вот тут самая суть.
Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. Конечно, это фильм о мире глянца.
При всей своей изуродованности, они – люди. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). В толпе сдержанный смешок. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его.
Символы Ярошенко — не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они — обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа. При том, что вещи они творят чудовищные. В его руках даже Домогаров играет без своих привычных гримасок. Какие актеры найдены, скорее всего, даже не актеры, какие поражающие глаз типажи.
Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Если повнимательней присмотреться, то никаких чудовищ и монстров здесь вообще нет. Доброй ночи вам, люди. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Скорее преступен суд и строй их осудившие.
Ушлый торговец живым товаром, которого играет не актер, а критик Артемий Троицкий. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. В своем кочегаре он видел в первую очередь жертву бесчеловечной эксплуатации, покорно сносящую свою участь. Не ходите, дети, в Африку гулять.
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. А нравственная красота – за ними. Это бремя под названием жизнь, которая порой и не дает выбора.
Сразу же. Все мы в ней, по большому счету, блуждаем в потемках и не очень-то мы над ней хозяева. Ярошенко ничем не обмолвился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не совершили никаких преступлений, что в юридическом смысле невиновны но зритель чувствует невиновность этих людей. Голуби тоже не блестят.
— Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». Арестованных куда-то везли. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Зарешеченное окно. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Продукт общества в масштабах человечества. Пусть вам светят добрые звезды.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Внутри вагона темень. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
— Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». И приходят на встречу к ней образы детства. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе.
Внутри вагона темень. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Их нравы, конечно, ужасны. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения.
212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». Ужасают нечеловеческие образы ее детства.
Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Небо блеклое. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными».
Скорее преступен суд и строй их осудившие. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. И девочка Галя ими умылась сполна. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. А нравственная красота — за ними.
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Она словно вобрала в себя горе многих русских женщин, страдавших от бесправия, от унижения в себе человеческого и женского достоинств, от гнета лицемерной морали тех женщин, чьи образы она так хорошо воплощала на сцене. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина.
Ей есть от чего бежать. Внутри вагона темень. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог».
Деревянная платформа серая. Сильным, слабым, умным, глупым, добрым и злым, заблудившимся. Тема социальных противоречий.
На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Звериный лик богатства и бедности одинаков.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Лица людей, смотрящих на них, светятся. Они освещенывнутренним светом. Вот уж паноптикум. Фильм совершенно нравственен, Акценты расставлены четко. Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»).
Допившийся до полного вырождения отец, замученная мать с выродившейся душой. Для Ярошенко-портретиста характерно, что его моделями всегда являлись люди, духовно ему близкие. Капризная примадонна от кутюр в исполнении Ефима Шифрина. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Даже посещает мысль, не топиться ли вздумает.
А это извините, мелко. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Люди из вагона кидают голубям какую-то еду и думают, наверное, как хорошо бы и им уметь летать. Иссохшие, высосанные.
Тема социальных противоречий. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. А я отвечаю: а что ж тут может не нравиться. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло.
Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Это вообще мой режиссер, а фильм Глянец – мой фильм. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.
Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Небо блеклое. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.
Циничная примадонна-издательница. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Зарешеченное окно. Арестантский вагон. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника.
Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Перед нами человек не только мысли, но и дела. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них, стоя перед холстом.
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Этот мир порождает чудовищ и превращает в чудовищ.
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. Слезы тут поделены на всех. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Те самые уроды и монстры. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Спрашивают меня: и как тебе может нравиться смотреть такую гадость.
Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность. Чудовищность есть, чудовищ нет. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Переломный момент истины. Зарешеченное окно. Небо блеклое. Мы видим только его тёмный силуэт.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Вот она же выросла, такая, как есть, чистая, хорошая и добрая. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Перед нами мастерская типизация, умение художника через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы.
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. Стрепетовой» (1884). Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными».
Это такая среда обитания, диктующая и формующая под себя. Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. В толпе сдержанный смешок.
Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской.
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Гаршин, Н. Михайловский. Мы видим за решётками вагона и старика-крестьянина и солдата и, по-видимому, мастерового, а также трогательную мать с ребёнком. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Тема социальных противоречий.
И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. Деревянная платформа серая.
Голуби тоже не блестят. Но и их режиссер подает так же, без жестокости, осуждения и отвращения. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Здесь с Михалковым-Кончаловским конкурировать трудно. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Арестантский вагон.
Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, — не исключительное, а обычное их душевное движение. Страшно здесь и страшно там. Режиссер их показывает мягко, он их жалеет. Есть нечто, что роднит нас всех. За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Не умильная улыбка, вдруг озарившая лицо злодея, волновала воображение художника, а добрые, обыкновенные лица обыкновенных добрых людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решётки. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Но сами они в этом фильме не так и ужасают, не так уж и отталкивают.
Мать с ласковым лицом держит за руку девочку. Арестантский вагон. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это). Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.
И вроде бы сама собой. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами.