Всего за день информированное литературное общество подсказало, что картина принадлежит перу русского художника Николая Ярошенко и называется Студент.
С. 60. Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Образ этот типичен. Усадьбу назвали Белой виллой. Бродский.
Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. У Н. А. С. 3. Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее.
В самом деле, можно ли было не признать студента (по замечанию недоброго рецензента, «типического недостаточного студента». ) в этом серьезном молодом человеке — с его бледным лицом, обросшем рыжеватой бородкой, с длинными волосами, выбившимися из-под широкополой шляпы, с его «недостаточным» пальто, с этим накинутым на плечи пледом (в официальной печати тогда неодобрительно писали о пледе, заменившем студентам мундир и требовали ношения учащимися единообразной формы). Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент. В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. Петербург был центром бюрократической системы самодержавия. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. С. 65. С. 11 – 13. В этом же году он переехал в Кисловодск, а в 1893 – вышел в отставку.
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. В ее руке связка книг, которую она укрывает от дождя. Третьякова. Избранные сочинения.
Так исключительно высокая оценка была дана Крамским портрету Стрепетовой: «Когда мы сойдем со сцены, то я решаюсь пророчествовать, что портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. Отдельно следует остановиться на одежде персонажа.
Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Его жена, М. П. Здесь же он знакомится с И. Н.
Ярошенко. С. 187-188. Разумеется, «Кочегар» в живописи уступает «Дьякону», но впечатление, типичность равны: оба весят здорово».
Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952. Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете. Казалось бы, картина должна получиться безысходно-мрачной. Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». Далекое и близкое. «новый народившийся небывалый и светлый образ человеческий». Ярошенко. По воспоминаниям художника Н. П.
А может быть, топор.
Отец готовил сына к военной карьере. Отдельно следует остановиться на одежде персонажа. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Недошедшее до нас полотно «Сумерки» (1876) посвящено, судя по отзывам прессы, землекопам – мостовикам. Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н.
Рогинская. Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос. Но при всей обычности внешнего облика Стрепетовой в нем есть огромная внутренняя значительность.
Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. Ярошенко к П. М. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. «Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно – тургеневского Базарова. Волков был другом поэта В. С. Курочкина, сотрудника «Искры» и других сатирических журналов, члена «Земли и воли».
Это характерная для работ Ярошенко однофигурная композиция. «Студент» – до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко. Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника.
Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст. Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. Прытков.
А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко., это тоже, что в литературе портрет, написанный Достоевским» И. Н. Моргунов. В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». Оголенная темная камера – настоящий каменный мешок. Характеристика рук играет вообще большую роль в работах Ярошенко (вспомним «Кочегара»).
Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А. Прытков.
Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. соч. В высшие учебные заведения секретно рассылались списки лиц, которых запрещено было принимать туда «за вредное направление образа мыслей». От этих лет остались наброски жанровых сцен и портретные зарисовки (часто в карандаше). Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Ярошенко и В. Г. Репин. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых. Московская городская галерея художественная галерея П. и СМ. В 1979 году вышла еще одна книга о Н. А.
И снова позади серая, пропитанная сыростью каменная стена — дома ли, острога ли, проходного ли двора, которым по сигналу тревоги уходят с конспиративной квартиры, — выразительный и словно сросшийся с ярошенковскими героями (не просто героями картин, но подлинными героями, написанными Ярошенко) «иероглиф» российской столицы. Кисти худых рук сложены, вернее, сжаты вместе. Крамской.
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Сарабьянова «Народно-освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Репиным.
Правительство жаждало освободиться от «умственного пролетариата». Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду. С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Композиция «Студента» динамична. Полная внутреннего напряжения фигура, смотрящий исподлобья, настороженный взгляд дают почувствовать тревожную атмосферу революционной борьбы, участником которой, по-видимому, был Студент. С. 19.
Победоносцев, как и новоназначенный министр народного просвещения Делянов, считал студентов «толпой извергов и негодяев». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Список включает свыше 600 живописных работ и около 900 рисунков, с указанием их каталожных данных и места нахождения. Почти все его лучшие произведения – однофигурные композиции.
Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства. На плечи накинут, платок. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником» Там же. Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
С. 62., о портрете Салтыкова-Щедрина он писал: «портрет. Жена его была курсисткой, бестужевкой, активной общественницей. Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением.
С-Пб, 1912. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Впервые В. А. Но «Курсистка», как и «Студент», – портрет-тип, собирательный образ передовой студенческой молодежи 80-х годов.
Строгий очерк бровей, гладко зачесанные назад волосы, аскетически скромная одежда (черное закрытое платье, белый воротник и нарукавнички). Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. соч.
Некогда петрашевец, сосланный рядовым в Оренбург, Плещеев стал впоследствии руководителем отдела поэзии в «Отечественных записках» и других журналах. Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа.
Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. Методологические общие черты исследователи находят у Н. А. по письму, а еще более по глубине и правдивости. Статья Н. В. В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика – черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие). Однако никому из родных не приходила в голову мысль развить этот талант.
Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью. Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны. Хорошо написал я этот портрет или худо – не мне судить, во всяком случае, я не мог иметь намеренья исполнить его плохо и могу только пожалеть, что Вас моя работа не удовлетворяет» Переписка П. М. Однако не вышла ни одна новая книга о творчестве Н. А.
Свою статью Бенуа заключает выводами, что Ярошенко «очень типичен для конца 70-х – начала 80-х годов для этого времени курсисток и студентов, бурной, рвущейся к геройству, наивно-прямолинейной молодежи, Ярошенко иллюстрировал это время в характерных и даже значительных этюдах-портретах» Там же. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи. Картина была написана в духе времени, затрагивала животрепещущие проблемы положения женщины в обществе, находящейся на краю безысходности. С. 50. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Следовательно, портрет не был приобретен П. М. Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и спонсоров восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – схудожника Филиппа Антоновича Чирко или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Сильная, приземистая фигура – в тени. В стенах Академии Ярошенко оттачивал свое мастерство, а на рисовальных вечерах у И. Крамского погружался в другую атмосферу, в среду передовых демократических идей.
Сам Ярошенко полагал, что не сумел прийти к нужному обобщению. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Единственные глаза.
Прытков. Сарабьянов. Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. В картине изображена молодая девушка – курсистка идущая по улице большого города. Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости.
Но в портрете, созданном Ярошенко, выражено не личное горе актрисы. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Считая губительной для передового искусства работу в условиях самодержавной России в официальном государственном учреждении, он решительно отказался войти в 1893 году в реформированную Академию, когда большинство передвижников, руководимые заботой о «продлении рода» демократического искусства, сочли необходимым сделать этот шаг. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого.
Ге. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге.
Картины «Заключенный», «У Литовского замка», «Студент» сделали в определенных кругах имя Ярошенко одиозным. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Реакционная печать резко её критиковала. Моделью для «Курсистки» послужила молодая жена В. Г. Черткова (впоследствии друга Л. Н. Толстого).
В этом главная его сила». Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. У Ярошенко «Стрепетова» – родная сестра его «Неизвестной». как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н. По-иному охарактеризован поэт А. Н. Плещеев в портрете, написанном в 1887 году. Отец будущего художника, кадровый офицер, готовил сына к военной карьере. Прытков.
Прытковым. соч. Один из наиболее ярких и своеобразных изобразителей городской жизни в ТПХВ – Николай Александрович Ярошенко (1846-1898). – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Глубиной замысла и своим оптимистическим строем «Заключенный» выгодно отличался от популярной в 50-70-х годах «Княжны Таракановой» К. Флавицкого (1864, Государственная Третьяковская Галерея), с выраженным в ней настроением неотвратимости гибели.
И все же, если бы картина «У Литовского замка» сохранилась, она, вероятно, приобрела бы, подобно «Студенту», этапное значение, как первый опыт создания обобщенного типического образа девушки-революционерки 70-х годов. Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н.
Ярошенко. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Перед зрителем – арестантский вагон. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Существует целая галерея портретов графа Л. Н. Тени, сгущающиеся в углах. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе.
Статья Н. В. Позже ею были опубликованы первые более серьезные статьи о художнике. Ульянов. Ге. Можно ли было не узнать студента, «что-то вроде бунтовщика, революционера», в этом решительном, собранном, сжатом, будто пружина, молодом человеке, мгновенно готовом «распрямиться».
В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Уже в ранней юности Ярошенко сроднился с революционно-демократическими кругами. Гольдштейн.
Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. Одна из первых публикаций в советское время – статья Н. С.
Прытков. Ярошенко почти всю жизнь делил время между живописью и военной службой, которая давала ему средства и возможность заниматься искусством и (подчас) быть независимым в своем творчестве. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Крамской на портрете кисти Ярошенко. Толстого. В 1944 году выходит первая брошюра, посвященная Ярошенко, ее автор Ф. С. «Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно – тургеневского Базарова.
В другом портрете Репин изобразил Стрепетову в жизни. – таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н. Н. А. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению.
С. 146. Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский. Сам М. Т. Лорис-Меликов (министр внутренних дел, шеф жандармов) приехал объясняться с Ярошенко. В этом и своеобразие и, быть может, сила его решения. Он также любит поколенные и особенно поясные портреты, также стремится к выражению в них «жизни ума и сердца».
Отметим, что в данной главе будут рассмотрены портреты именно творческой интеллигенции – это художники Ге и Крамской, писатели-философы – Толстой и Соловьев, актриса Стрепетова. Соловьевым И. Е. Если бы Ярошенко создал только «Кочегара», он завоевал бы право на место в истории русского искусства, но Ярошенко – автор целой галереи образов современной ему народнической интеллигенции. К наиболее интересным портретам, созданным Ярошенко, следует отнести портрет Глеба Успенского (1884), мастерски передающий характерность и одухотворенность лица писателя, свободную непринужденность его позы. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск.
Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977. Позже в свет вышел большой труд того же автора под названием «Портрет второй половины XIX века» В. А. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Смысл лица. Рама окна срезает их по пояс.
Такой предстает перед нами героиня его «Портрета неизвестной» (1880-е годы). Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). По окончании ее Ярошенко «за отличные успехи в науках» был произведен в штабс-капитаны и в 1870 году был назначен заведующим штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. Картина появилась на 6-й выставке вместе с «Протодиаконом» Репина.
Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Что-то есть в этом персонаже и от Раскольникова из знаменитого романа Достоевского. Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184. Университетский устав 1884 года уничтожал всякие начала самостоятельности в высшей школе и подчинял студентов бдительному полицейскому надзору. Толстого, художника постигла неудача.
– заключает автор. «Кочегар» и «Дьякон» «балансируют», пишет Крамской Репину, «не знаешь, который лучше. Безсонов СВ. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Виден лишь силуэт фигуры, приникшей к узенькому и высокому оконцу, забранному решеткой. Картина была почти сразу снята с выставки.
Заслуга книги в том, что ее автор в равной степени внимательно и подробно рассматривает весь период творчества Ярошенко историю замысла каждой картины. Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов. Искусство и художественная промышленность 4-5, 1898. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище. Образ девушки-революционерки воплощен в картине «У Литовского замка».
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. С 1868 года юный Ярошенко вольнослушателем посещает Академию художеств.
Облик девушки в этом варианте более скорбен, сосредоточен и как бы окрашен горечью. «Студент» – до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника.
Прытков отмечает, что особенно много и углубленно художник работает в портретном жанре именно с конца 70-х – начала 80-х годов, после создания им «социально типических образов передовой русской молодежи, как бы подготовивших расцвет его незаурядного дарования портретиста» В. А. Автор вступительной статьи к каталогу выставки, С. Н. Репин, например, в своем портрете Стрепетовой в роли Лизаветы (по пьесе Писемского «Горькая судьбина») сумел показать свойственный актрисе великий дар творческого перевоплощения. Крамской говорил про этот портрет: «.
Картина сразу же завоевала любовь и признание демократической общественности. Крамскому, выпущенных в той же серии. – М. : Искусство, 1972. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Это глубокое отличие отмечал Стасов.
Детство Ярошенко прошло на Украине. указ. Порудоминский. Пребывание художника Н. А.
К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Быть может, женщина с ребенком на руках, с таким серьезным, в то же время растроганным выражением лица, эта крестьянская мадонна, просто следует за мужем в Сибирь – такие случаи ведь бывали.
Указ. В портрете Стрепетовой нет ничего внешнего, зрелищного. «Мысль художника о человеке» С. Н. Композиция картины простая и строгая. Картина вызвала широкий отклик в тогдашней прессе. В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер.
Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество. Если Вл. Маковский – мастер картины-диалога, то для Ярошенко, скорее, характерна картина-монолог. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977.
«Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И. Он пишет их особенно проникновенно, с задушевностью и теплотой. Ге «Что есть истина. ».
«Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин. В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека. Моргунова в журнале «Искусство» за 1939 год Н. С. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1.
Раскрывая особенности метода Ярошенко, автор отмечает: «художник-психолог по особенностям своего дарования, он воплощал волновавшие его замыслы большей частью в однофигурных композициях» Там же. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. А ведь эти глаза могли бы засветиться любовью, а ведь эти губы могли бы тронуться улыбкой.
Темный фон отчетливо выделяет очертания голов узников, положение фигур, выражение лиц. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
На этом заводе Н. А.
Образ девушки проникнут ощущением полноты жизни, оптимизма, веры в будущее. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного. Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания. В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика – черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие).
Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. С. 59. С. 130. Ярошенко в серии «Жизнь в искусстве» В. И.
Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. С. Н. Статья А. Н. М. : Искусство, 1952.
Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете. Обсуждался вопрос об отдаче участников студенческих беспорядков в солдаты. я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки.
Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. В противном случае, на примере портрета Л. Н. Образ девушки очень привлекателен. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. соч. Это большое полотно было начато в 1878-м и закончено в 1881 году. С. 325.
Письма, статьи. Критик первым отметил художественные достоинства ярошенковского «Кочегара»: «публика как один человек, всякий день приходит в восхищение от поразительного огненного освещения, которым с головы до ног облит этот мастеровой. » Там же. Николай Александрович Ярошенко – М. : «Искусство», 1979.
Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. Третьяковых – М., 1909. Личные дела Н. А. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма. Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона.
Ге. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого.
Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским. Л. Н. Ярошенко был именно художником-портретистом. Образ этот типичен.
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). С. 90. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. С. 9.
указ. Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Репина, ни у И. Н. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С.
– Калуга, 1983. Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника. Образ революционера привлекал в эти годы и Репина. Стасова. По чистоте, цельности и независимости натуры Ярошенко близок Крамскому. Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее.
Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Гаршин, повидавший «Кочегара» еще в мастерской Ярошенко, вводит в свой рассказ «Художники» образ Глухаря, бесспорно навеянный «Кочегаром». После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Ге в своей книге Н. Н. Репин. Как много высказал его взгляд — в нем и непреклонное желание уберечь свое «я» от деспотического и обывательского посягательства «старых» и ненависть к обществу, которое он не может и не желает принять и готовность бороться с тем, что ненавистно. История русской живописи в XIX веке. Следует сказать, чтосамо бытование длинноволосого или «вечного», студента, как тогда говорили, было граничит с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если человек имел диплом, например, врача или учителя, токогда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось.
Портретная живопись передвижников. Вот, например, трогательный в своей «психологичности» и показательный отзыв корреспондента одной из провинциальных газет: «Что там отразилось в этих глазах, в этих сжатых губах: личная ли злоба за себя, за свою тяжелую нужду, непосильную борьбу, за свою тающую где-нибудь на сыром и промозглом чердаке жизнь, без ласки и привета, без света и тепла, злоба ли, наконец порожденная раздутостью претензий или злоба не за себя. Образы представительниц женской учащейся молодежи, а также сюжеты, связанные с революционным движением, встречаются и в произведениях Ярошенко последующих лет («Причины неизвестны», 1884 акварель «Экзамен курсисток у профессора Грубера», 1887 эскиз «Арест пропагандистки», 1887). Черты энергии, действенности присущи портрету М. Е. Салтыкова-Щедрина (1886). Он был и средоточием интеллектуальной жизни страны.
От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо. Его первым учителем был художник А. М. Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст.
На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Стасов.
Письма, 1937, С. 325. Думаю, для Н. А. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. По характеру дарования Н. А.
А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Прекрасны ее юное энергичное лицо, по-молодому легкая, стремительная походка. Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. Кто знает, быть может, это люди, пострадавшие из-за аграрных беспорядков.
– такова концепция портретов интеллигенции Н. А. Окончив его в 1863 году, Н. А. Картина, показанная на 9-й Передвижной выставке, произвела впечатление тем более сильное, что открытие выставки (1 марта 1881 года) совпало с убийством Александра II народовольцами. Юбилейная выставка произведений Н. А. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Указ.
Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. Навротина, занималась на Бестужевских курсах, а впоследствии была связана с ними в качестве члена правления. И вот таким-то новым требованиям и отвечает новая картина Ярошенко «Заключенный» В. В. соч.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Что-то нацеленное, пугающее в его острых, как сталь, глазах, прямо и смело встречающих взгляд зрителя, в его руках — одна в кармане, другая под пальто на груди (кто знает, что там у него в руках — кисет, помятая тетрадка с конспектом, мелочишка какая-нибудь, вываленный в табаке пятак и двугривенный или — револьвер, кинжал, самоделка, чиненная динамитом. ), во всей внутренней его напряженности, «сжатости». – М. : Искусство, 1966. соч. Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко.
Стрепетова действительно пережила тяжелую личную драму. Он родился в Полтаве, где учился в кадетском корпусе. Так, «становится очевидной ошибочность все еще бытующего мнения, что 1890-е годы были для Ярошенко порой творческого спада.
«За решеткой в окне вы увидите святое семейство. Н. А. С. 195. Крамским, преподававшим в школе в то время. Портретируемый смотрит прямо на нас.
Особенно неудачна последняя. Курочкина. Именно «несоответствие материального быта и их общественного положения степени их умственного образования» делало студентов, по мнению правительства, «необыкновенно податливыми на разрушительные теории». С. 105. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. – заключает автор. Крамской.
указ. Крамской колеблется, кому отдать предпочтение. Равнодушен Ярошенко и к бытовым деталям обстановки. С. 331. На художника был наложен домашний арест.
Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея.
Карпова. Это прежде всего «Кочегар» (1878, Государственная Третьяковская Галерея), уже упомянутое выше первое в русском искусстве изображение профессионального рабочего. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Слегка ссутулившись, кочегар стоит, прислонившись к стене. Сарабьянов. А бедные разночинные студенты должны были как-то выкручиваться, и иного выхода, кроме кроме складчины и коллективной жизни, у нихне было.
Студент держит одну руку за пазухой, другую в кармане. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. Волков. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного.
В картине «Невский проспект ночью» (1875) во влажной, хмурой темноте, среди мерцающих отсветов асфальта можно различить несколько женских фигур и «по убогой роскоши наряда» угадать в них сестер Надежды Николаевны, героини проникнутого глубоким гуманизмом одноименного рассказа Гаршина. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. Ярошенко полны идеологической направленности.
С. 5. Статья была написана С. Глаголем, но редактировал ее И. Остроухов, хорошо знавший художника. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. Н. Н. Для своего времени композиция эта оригинальна. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов.
Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Художник написал актрису в полурост. «Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л. Волновала уже сама тема – тема политических преследований передовой интеллигенции.
Закрывались студенческие читальни. С. 55. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В. Г.
В портрете кисти И. Е. Портрет П. А. Стрепетовой (1884) проникнут настроением той же строгости и даже суровости. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками.
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Портрет писался по заказу П. М. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.
Но и это была бы не вся Стрепетова. Тронутся ли, засветятся ли. » Обтрепанная шляпа и «весьма разночинное» пальто указывают на незавидное материальное положение студента. В ярошенковском «Этюде», появившемся на Передвижной выставке 1882 года, зрители сразу же признали «одного из лучших представителей» того самого молодого поколения, о котором говорил Стасов (в одном из обзоров выставки герой «Этюда» назван «типическим недостаточным студентом»). Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения.
Портретная живопись передвижников каталог выставки – М. : Искусство, 1970. С. 97. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Галактионовичу Короленко» В. А. Композиция «Студента» динамична.
С. 106. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Полумрак камеры как бы обволакивает формы, поглощает линии и объёмы. Ярошенко проводили лето именно здесь. Ему удалось верно постичь замечательную личность Ярошенко, довольно полно выявить его окружение. Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века – М., 1955.
портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. С. 383. По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись.
Репин. 15. Он не искал в ней артистки.
В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», М., 1960. Ярошенко.
Она сразу фиксирует внимание на самом главном. Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности.
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Эту работу В. А. Бенуа о Ярошенко, включенная в его «Историю русской живописи в XIX веке» А. Н.
Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения. Отрочество его и ранняя юность прошли, таким образом, в иных условиях, чем у большинства художников-разночинцев. Народно освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века, – М, 1955. Восьмидесятые годы — полоса наступления на молодежь, прежде всего на учащуюся. Художественный отдел Калужского областного музея, Калуга, 1923. Вера Засулич писала, что правительство, преследуя молодежь, способствовало пробуждению в ней революционного протеста: самые впечатлительные и правдивые из молодых «разрывают с обществом, составляют себе идею общего блага и идут бороться за него, не считая ни жертвы, ни сил, отбросив всякие помышления не только о выгодах, но и о самой жизни».
И в дальнейшем биография Ярошенко во многом отлична от жизненного пути его сотоварищей. В противоположность «Кочегару» телесность, материальность фигуры не подчеркнута. Она словно вобрала в себя горе многих русских женщин, страдавших от бесправия, от унижения в себе человеческого и женского достоинств, от гнета лицемерной морали тех женщин, чьи образы она так хорошо воплощала на сцене. Темный фон картины нейтрален. Он то ли греет руки, то ли прячет нечто (пистолет, бомбу. ). Ярошенко.
Темный фон картины нейтрален. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Стрепетовой» (1884). Ярошенко – М. : Искусство, 1960. Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности. Не бледном, некрасивом лице горят большие, темные, без блеска глаза.
Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Таков послужной список в будущем известного и самобытного художника Николая Ярошенко. Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог».
С. 95. С. 7. Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Курочкина. В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. кисти Н. А. В письме Н. А. «Курсистка» была написана в 1883 году (Киевский музей русского искусства).
«В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же. В начале XIX века появляются обширные труды, посвященные русскому искусству, в которые входят главы о Ярошенко, что уже говорит о признании его заслуг. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г. Тему продолжает вышедшая в 1955 году книга Д. В. «Учащаяся молодежь необыкновенно податлива на разрушительные теории Из нее набирается главный контингент нигилизма», — говорилось в верноподданной записке, представленной Победоносцеву тотчас после 1 марта 1881 года. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи.
Гольдштейн. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным». В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Он стал знаменитым русским художником.
Бенуа. Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками. но когда мы все сойдем со сцены. Мы видим всю группу крупным планом, как бы приближенной к зрителю.
В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Злобный памфлетист поносил «безнравственных кумиров» — Чернышевского, звавшего к «бешеному взрыву разнузданных страстей дикой черни», «жалкого» Добролюбова, «полупомешанного мальчика» Писарева, при попустительстве жандармов и полиции внушавших юношам «безумную мысль, что недоучившиеся студенты и недозревшие семинаристы призваны спасать Россию от внутренних недостатков ее государственного и общественного строя». Фигура заключенного написана в теплой, коричневатой гамме. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Иными художественными средствами создается образ. Ярошенко принадлежит также целый ряд портретов современных ему деятелей культуры. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз.
Эти послереволюционные ранние и небольшие статьи о Н. А. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
Ее автор В. И. Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. Образы революционеров «оторвались» наконец от евангельских легенд, которые еще тяготели над творческим воображением некоторых художников, предстали во всей жизненной конкретности. Женские образы, созданные Ярошенко в годы реакции, отмечены чертами суровости. Ге и И. Н. Первая из картин этого круга – однофигурная композиция «Заключенный» (1878 экспонировалась также на 6-й выставке).
Любовь к рисованию возникла у будущего художника с детства.
Им никто этого не «заказывал», они денег не надеялись и не желали извлекать из этого они сами ходили, просили, уговаривали – и им удавалось, наконец, написать того, кто им казался принадлежащим к их внутренней жизни» В. В. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е. Учитель и друг Репина, Крамской выступает в той же роли и в жизненной судьбе Ярошенко.
В окне – группа заключенных. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Мастерски изображен влажный блеск тротуара, каменных стен, рассеянный свет. Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А. Ярошенко привносит в искусство передвижников свой, особый круг образов.
Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Короленко, Вс. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Гольдштейн.
Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. Прытков. хотя и не очень дружелюбная, содержит ряд интересных замечаний, например, что «в отношении к своему предмету, примирительному и сердечному, сказалась лирически настроенная симпатичная природа художника» Там же.
Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. Глеб Успенский увидел в «Курсистке». Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. С. 92.
В. А. Третьякова – М., 1968. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры.
Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику. Стасов. Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество. «Бог дал мне высшее счастье. В ней нет и намека на ее артистическую деятельность. Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.
Объемность лепки усиливает ощущение силы и мощи фигуры. Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения. В действительности это не так. Студент (1881) Холст, масло.
На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е. Первым его учителем был Андриан Маркович Волков известный своей картиной «Прерванное обручение» (1860, Государственная Третьяковская Галерея). Только присутствие солдата-караульного нарушает мрачную пустоту улицы. «В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И. Студенты жили своей особой жизнью. Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось. Николай Ярошенко. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина.
Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Последние слова особенно примечательны: в них и «молодость» Ярошенко и его молодой «идеализм» и заслуженная им честь самому быть идеалом для молодежи. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. Более развернутую характеристику образа революционера Ярошенко дает в картине «Студент» (1881, Государственная Третьяковская Галерея).
Недаром Нестеров в своих воспоминаниях называет его «совестью» передвижников8. Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Таким сложился этот образ у художника, прекрасно знавшего учащуюся молодежь своего времени. Пожалуй, ни у И. Е. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки».
В 1970-х годах в Государственной Третьяковской галерее прошел ряд тематических выставок, посвященных творчеству передвижников, одна из них – «Портретная живопись передвижников» С. Н. Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице. указ. Именно публика переименовала скромный «Этюд» в красноречивого «Студента» и это название с тех пор закрепилось за картиной. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». И это как бы преодолевает мрачность окружения.
Сувориным, писал ему: «. Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. То же произошло и с одним из самых поэтических произведений Ярошенко – «Курсисткой». Сегодня во многих издательствах выходят новые труды, альбомы, монографии, посвященные творчеству передвижников.
Большую трудность для любого исследователя жизни и творчества этого художника представляет почти полное отсутствие его эпистолярного наследия. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Порудоминский – автор работ, посвященных и другим передвижникам Н. Н.
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству.
Гаршин, Н. Михайловский. Третьяковым. Тонкая фигура ее почти неотделима от темного фона.
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Литературу о Ярошенко едва ли можно назвать очень большой. Сохранился и второй вариант «Курсистки». Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А.
Том 3.