Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя. Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный». Есть, конечно, сходство в колорите, в подробностях, даже в настроении, но в рябининском «Глухаре» настроение ярошенковского «Кочегара» доведено до безысходного отчаяния.
С самого детства Николая готовили к военной карьере. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. Гаршин, Н. Михайловский. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Картина — долг, который художник отдает народу. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Короленко, Вс. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие). В круг личных знакомств художника входили выдающиеся представители народнической интеллигенции – писатели Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин и др.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству.
Трепова. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие – покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д. Ф. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции.
Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.
Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее». Лучшим в портретной галерее Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений».
На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора.
В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Гаршин вспоминает Пятую передвижную: «Семейный раздел» Максимова, «Получение пенсии» Владимира Маковского, «С квартиры на квартиру» Васнецова, «Чернолесье» Шишкина и «Украинскую ночь» Куинджи, портреты литераторов Григоровича и Потехина исполненные Крамским и Ге, «Сумерки» Ярошенко. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли).
Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара».
А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи».
Трепова. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888).
Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Едва ли не все личное применительно к Ярошенко известно нам как общественное и даже его семейная жизнь предстает перед нами лишь в ее общественной значимости. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884).
Начиная с «Кочегара» Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878 «Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки».
— «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни о былом» (1894). Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина.
Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М.
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Усадьбу назвали Белой виллой. Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Большой балкон его расписан в помпейском стиле самим Николаем Александровичем, с участием Поликсены Сергеевны Соловьевой.
В молодости поэт входил в кружок М. В. Петрашевского, где увлекались идеями утопического социализма. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери.
Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами.
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы». Перед нами человек не только мысли, но и дела.
Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин и в настроении ими передаваемом. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо.
Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
И так всегда. Но студент 70-х годов – ведь это очень часто не только человек без предрассудков, будущий ученый-испытатель, но и член тайного революционного общества.
К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами.
В числе поступлений последних лет— воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936г. С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь».
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, – это не только жертва капиталистического общества, – это еще и сила, противостоящая ему. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть «не только интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». «Глухарь» — не выдумка Гаршина. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
Крамского. Стрепетовой» (1884). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона.
После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Тем же стремлением был движим и Ярошенко.
Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Оставаясь его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским, более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Сталкиваются две исповеди.
Ярошенко проводили лето именно здесь. Мировоззрение Ярошенко как человека и художника формировалось под влиянием идей русских революционных демократов и искусства передвижников, что и определило острую социальную направленность его творчества. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Вместе с художником Н. Н. Дубовским он предпринял длительную поездку через кавказские перевалы к Черному морю, результатом которой явились многочисленные эскизы и наброски пейзажей, жанровых сцен. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко.