Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко. Оказалось, что почти не знал творчества Ярошенко, кроме четырёх-пяти картин и конечно первого впечатлившего полотна «Всюду жизнь».
Ушлый торговец живым товаром, которого играет не актер, а критик Артемий Троицкий. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Изощренный змей-искуситель от пиар – Алексей Серебряков. Слезы тут поделены на всех. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Сильным, слабым, умным, глупым, добрым и злым, заблудившимся. Короленко, Вс.
А нравственная красота – за ними. Богатые тоже плачут. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Деревянная платформа серая. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).
Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»). Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Они ей улыбаются с дальнего берега, а девочка машет рукой, напутствуя: – живи. Они освещенывнутренним светом.
В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.
Арестантский вагон. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Образы, конечно изумительные, как и сам актерский подбор. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Какие актеры найдены, скорее всего, даже не актеры, какие поражающие глаз типажи.
Но всюду – жизнь. Извратившийся до полного опупения самодур-миллиардер в исполнении Александра Домогарова. -Гораздо глубже надо подойти, психологичнееЗдесь выражение социальной психологии понимаете. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Не ходите, дети, в Африку гулять. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Зарешеченное окно.
Арестованных куда-то везли. Деревянная платформа серая.
При всей своей изуродованности, они – люди. Страшно здесь и страшно там. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Ярошенко ничем не обмолвился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не совершили никаких преступлений, что в юридическом смысле невиновны но зритель чувствует невиновность этих людей. Вот она же выросла, такая, как есть, чистая, хорошая и добрая.
Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, — не исключительное, а обычное их душевное движение. Небо блеклое.
Сразу же. Арестантский вагон. В книге «Памятные встречи» Ал. Внутри вагона темень.
Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.
В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Конечно, это фильм о мире глянца. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог».
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко.
Зарешеченное окно. Они – люди, слабые искалеченные нищетой и безысходностью, такой своей жизнью. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. И вроде бы сама собой. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.
Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой. Продукт общества в масштабах человечества. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Вот что надо Ярошенко. В его руках даже Домогаров играет без своих привычных гримасок. Но и их режиссер подает так же, без жестокости, осуждения и отвращения.
Арестантский вагон. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Тем же стремлением был движим и Ярошенко.
Спрашивают меня: и как тебе может нравиться смотреть такую гадость. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.
Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Звериный лик богатства и бедности одинаков.
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Фильм совершенно нравственен, Акценты расставлены четко. Чудовищность есть, чудовищ нет.
Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Тема социальных противоречий. А нравственная красота — за ними.
Доброй ночи вам, люди. При том, что вещи они творят чудовищные. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Вот уж паноптикум. Циничная примадонна-издательница.
Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Принцевы острова (куда какая экзотика. ), хотя «расположены они хорошо», все-таки «ниже ожиданий»: «оливки, виноград, южная сосна, фиги, кипарисы, как будто бы и привлекательно», но «все это жалкое, кривое, низкорослое».
«Я настолько равнодушен к окружающему меня пейзажу, что даже работать не хочется», — пишет он с Принцевых островов. Люди из вагона кидают голубям какую-то еду и думают, наверное, как хорошо бы и им уметь летать.
Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Это вообще мой режиссер, а фильм Глянец – мой фильм. Здесь с Михалковым-Кончаловским конкурировать трудно. Квартира на Сергиевской стала просторней за счет кисловодской усадьбы — главной дачи и нескольких белых домиков рядом, зимние «субботы» на Сергиевской сменялись летними встречами в Кисловодске, сергиевская столовая «продолжалась» вместительным дачным балконом, расписанным в помпейском стиле. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог».
То ли дело путешествует с художником Касаткиным по своим любимым местам Кавказа. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу.
«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Автор, выбрав столь простой и незамысловатый сюжет, подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами исполненными тепла и добродушия, быть преступниками. Если повнимательней присмотреться, то никаких чудовищ и монстров здесь вообще нет. Скорее преступен суд и строй их осудившие.
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Этот мир порождает чудовищ и превращает в чудовищ. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло.
А я отвечаю: а что ж тут может не нравиться. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. А вот тут самая суть. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. Гаршин, Н. Михайловский.
Символы Ярошенко – не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они – обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа. Это бремя под названием жизнь, которая порой и не дает выбора. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. И снова долгие, заполночь, разговоры и в них все, что волновало современную жизнь и все, чем современная жизнь волновала людей известного круга: «Каких жгучих вопросов там не было затронуто и решено теоретически. » — вспоминает Нестеров. Допившийся до полного вырождения отец, замученная мать с выродившейся душой.
В толпе сдержанный смешок. ПроизведениеВсюду жизньАвтор: Николай ЯрошенкоДата создания: 1888 г. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. А нравственная красота— за ними. Режиссер их показывает мягко, он их жалеет. Ужасают нечеловеческие образы ее детства. Лица людей, смотрящих на них, светятся. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.
Мы видим только его тёмный силуэт. — Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.
Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. И девочка Галя ими умылась сполна. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Скорее преступен суд и строй их осудившие. И приходят на встречу к ней образы детства.
Все мы в ней, по большому счету, блуждаем в потемках и не очень-то мы над ней хозяева. Деревянная платформа серая.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Те самые уроды и монстры. Небо блеклое.
Ей есть от чего бежать. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Капризная примадонна от кутюр в исполнении Ефима Шифрина. Перед нами мастерская типизация, умение художника через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.
Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». «Видел снеговые горы и такие огромные, что страшно смотреть, — рассказывает Касаткин. — Поднимался на ледник, был в облаках и выше облаков».
Кавказ — это коррекция зрения, к тому же зрения духовного. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону.
Я перерываю в моей памяти все случаи, где это могло бы случиться и не могу отыскать предмета. Иссохшие, высосанные. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его.
Мать с ласковым лицом держит за руку девочку. Переломный момент истины. Но сами они в этом фильме не так и ужасают, не так уж и отталкивают.
Это такая среда обитания, диктующая и формующая под себя. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Внутри вагона темень. Внутри вагона темень. Приглашенный супругами Ярошенко отдохнуть и подлечиться, Нестеров застал на кисловодской даче Черткова с семьей, семью историка Соловьева, группу профессоров-врачей «и кое-кого еще». За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Есть нечто, что роднит нас всех. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». В своем кочегаре он видел в первую очередь жертву бесчеловечной эксплуатации, покорно сносящую свою участь. За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Их нравы, конечно, ужасны. «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это).
Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. Голуби тоже не блестят. Небо блеклое. А это извините, мелко.
Глеб Успенский приезжал туда отдохнуть душой (отправляясь в обратный путь, забыл одеяло и портсигар, в письме он просил Михайловского, задержавшегося в Кисловодске, портсигар взять себе, а одеяло подарить дворнику). Это такая сучья штука жизнь. Даже посещает мысль, не топиться ли вздумает. Зарешеченное окно. Голуби тоже не блестят. 212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь».
Тема социальных противоречий. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Голуби тоже не блестят. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность.
Пусть вам светят добрые звезды. В толпе сдержанный смешок. Тема социальных противоречий. Стрепетовой» (1884). «Кого-кого на нем не перебывало. » — вспоминает Нестеров. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это).
Скорее преступен суд и строй их осудившие. Нет намека на редкую улыбку, на то, что радость от обычных добрых мелочей вроде кормления голубей для них необычна. За их спинами, в темноте вагона, виден силуэт ещё одного арестанта. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.