Но за рамками «Хора» жизненной тяготы не чувствуется — вот что в картине самое неярошенковское и отсюда в ней все неярошенковское. Рахманинова, «оживившие» знаменитую картину Н. А. Ярошенко «Хор». На картине Николая Ярошенко "Хор" изображены молдавские крестьяне, слившиеся в едином порыве песенного приступа.
Из спокойных" мотивов назову: На качелях" (солдат с горничной вертятся на масленичных качелях и наслаждаются семечками") Хор" (малыши – ученики приходской школы старательно выводят свои ноты, под дирижерством комичнаго дьячка с косичкой Подруги" (верченная" и идейная", первая иронически читает вслух тодько что полученное любовное послание, а вторая и сочувствует по дружбе и жалеет автора письма и завидует счастливой подруге, – все это очень удачно выражено) Мечтатель" (ученый, заснувший за работой в своем кабинете к нему с улыбкой входит молодая жена). "Исмаилу Урусбиеву 54 года, но князь смотрелся гораздо моложе. Вообще же исстари считалось, что жители Баксанского ущелья – те же карачаевцы, в силу чего, Урусбиевы основали на исходе ХVII века в долине реки Теберды аул Джамагат, воспетый великим М. Ю. Лермонтовым в поэме "Хаджи-Абрек" и почти полностью вымерший от чумы в ХVIII веке. Нет, да они и не нуждаются в этом: люди везде люди. В картине ему не понравились «неуклюжие и некрасивые ноги кухарки» — удобный повод, чтобы побеседовать об этих самых «многих живописцах»: «От их картин из народного быта так и несло грязными онучами, лаптями или смазными сапогами». Правой рукой он комично тычет в воздухе.
Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Один из приятелей Глеба Успенского рассказывал, что, увидев в мастерской Ярошенко свой портрет, писатель огорченно воскликнул: «Смотрите, он изобразил меня при часах, да еще с цепочкой. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Многие из гостей Ярошенко побывали вместе с ним в Теберде. Несмотря на нестройное детское пение, «Хор» — тихая картина, благостная и беспечальная сердце от нее не болит, душа не мучается, совесть спокойна. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Князь был очень привязан к своему племяннику и Крымшамхалов, еще будучи мальчишкой, по мнению исследователя его жизни и творчества З. Б. Хабичевой-Боташевой, сопровождал Николая Александровича Ярошенко в период пребывания художника на Кавказе в 1873-74 годах и именно тогда молодой художник оставил мальчишке-горцу на память карандаши и краски.
Кунацкая князя освещена отблесками яркого огня в камине. Представляется, что встреча двух замечательных людей была неизбежной. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
Появляется великолепный портрет инженера Ауэрбаха. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
И не только Карачая и Балкарии. Однако, в 1829 году по поручению генерала Эммануэля в верховья Кубани был направлен архитектор Иосиф (Джузеппе) Бернардацци, прибывший, между прочим, в Теберду и по пути сделавший зарисовки Сентинского храма Х века. Ну, разве у меня могут быть часы. » Успенский на известном портрете изображен без часов (то ли мемуарист что-то запамятовал, то ли художник убрал несоответствующую образу подробность). Критик призывает следовать слащавым сценкам Лемоха: «Тут нет пастушков и пастушек, как нет и корявых рож зато сколько симпатичного, привлекательного, а вместе с тем правдивого и народного». Занятно, что куда более неподдельныйюмор картины «На качелях» не вызвал у многих критиков радости по случаю происшедшей с художником «поразительной перемены».
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). К римлянам. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок. Эльбрус" могла быть написана именно там.
Инженер сделал шаг вперед от чертежного стола (на котором красивым витком свернулся, должно быть, в сердцах отодвинутый лист ватмана), закурил, сосредоточенно задумался, решая свой сегодняшний (который для него важнее всяких вечных) вопрос. чувствуется благотворное влияние Н. А. Ярошенко. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Михайловский у него изображен во весь рост стоящим. Из аула Урусбиевского (ныне Верхний Баксан) художник с проводниками поднимается верхом выше по течению бурной стремительной реки к аулу Тегенкли, а оттуда, переправившись через Баксан – в ущелье зенги (Юсенги – на картах).
Его лицо внушало доверие и, узнав его позднее, я всегда верил ему (бывают такие счастливые лица). «Хор» написан на воздухе (в пейзаже): живописные задачи решены слабо, но ощущение ласкового летнего дня в картине высказалось. Несмотря на определенную экспрессию, вершины и озеро переданы с фотографической точностью. В ярко освещенных руках лопата для подкидывания угля.
«Бог дал мне высшее счастье. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Дом князя был построен неподалеку от озера Кара-Кёль, рядом с дачей начальника Баталпашинского уезда Ф. А. Кузовлева (не сохранилась). Это очень важное наблюдение: оно свидетельствует о том, что Ярошенко нужна была не просто «заметка по Кавказу» (как называл он свои этюды, гордясь, что ни на йоту не отступает от натуры ради композиции или общего впечатления), оно свидетельствует о том, что ему опять-таки нужен был некий «иероглиф». Он не помнит, был ли он когда-нибудь болен. Одного из критиков возмутила грязная фигура могильщика, бредущего возле маленького гробика с трубкой в зубах: почему художник не выбил ее своим муштабелем вместе с зубами, воскликнул критик и, сам того не желая, выдал волнение, вызванное в нем «неприятной картиной».
Нет ни богатых бездельников, ни нищих никто не уходит из аула на заработки. По состоянию на 80-е годы ХIХ века это был, хоть и трудный, но кратчайший путь, хотя к тому времени в карачаевские аулы в верховьях Кубани русскими солдатами совместно с отбывавшими трудовую повинность карачаевцами, была проложена колесная дорога из станицы Баталпашинской (ныне г. Черкесск).
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Природа торжественна и сурова. У Елдышева появляются свои приемы, своя колористическая гамма. Напротив очага группа людей.
На стене висят сабля и ружье. Бестужева-Марлинского. Это уже Сванетия.
Короленко вольно сидит перед зрителем — крепко сбитый, уверенный, сильный. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. А добродушный отец", в халате, со снисходительной улыбкой выслушивает юношу. Может быть, здесь было простое совпадение. "Соглашаюсь вполне с тем, что мы, кавказские горцы (мусульмане в особенности), отстали в отношении цивилизации, как принято это называть. Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу – новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками), не приклеенная, а органическая.
К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Спешил застать исчезающую старину, уже тогда сложился его почерк в этюдах.
Этюд Ужба датирован 1882 годом. Это – историки, этнографы, географы, писатели, поэты, композиторы, художники. Гл. 13, 9) или кораническим: "стремитесь опередить друг друга в добрых делах где бы вы ни были Бог будет со всеми вами" (Коран, 2, 113), либо миссии их были предопределены свыше или руководствовались собственными принципами – кто знает. Па переднем плане, на резной тахте, откинувшись на ее спинку, сидит князь.
Это и во всем облике, в лице, в жесте: положение, позволяющее держать себя свободно и уверенно и вместе требующее постоянного, ставшего привычкой взгляда на себя как бы со стороны, потребность следить за соответствием внешности, поведения и положения. Разумеется, что вполне естественно в этот круг вошли и видные горские просветители. Говорили, что этот эпизод повести навеян был Гаршину картиной Ярошенко.
В глубокой задумчивости пребывает третий персонаж – старик, примостившийся у очага и подперевший ладонью голову в папахе, обмотанной сархом (сарх – белая полотняная полоса поверх головного убора, свидетельство того, что этот человек совершил хадж – паломничество в Мекку). Зато на портрете Ауэрбаха часы с цепью абсолютно необходимы. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Гармония внутренняя и внешняя чувствовались в каждой его мысли, слове, движении его".
Здесь необходимо отметить следующее. Это не было тем, что можно было бы назвать его еmрlоi. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. А. П. Елдышев – кисловодчанин, пишет пейзажи родной земли. Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно Хор. Эта небольшая по размерам вещь вызвала в эпоху своего появления немало толков.
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. За этой троицей сгрудилось еще несколько персонажей и сочные, черные тени от них закрывают весь задний план картины и чудятся там, в глубине этого мрака "темной старины заветные преданья" (М. Лермонтов): и уходящие в небеса нарты и предсмертный стон трагического Азнаура и приглушенные звуки свирели пастушка Аймуша, спускающегося на дно Хурла-кёля и заунывный ветер над вымершим Джамагатом – урусбиевским аулом в Теберде Из группы персонажей картины "Песни о былом" идентифицируется пока лишь один персонаж – сам князь Исмаил Урусбиев, друг Н. А. Ярошенко. Этот поток образует Верхний Клухорский водопад, с высотой падения в 40 метров.
И неужели одного этого оказалось бы довольно, чтобы написать картину, тревожащую зрителя острым, глубоко личным, «сегодняшним» чувством. Баксан в начале очень широк. Картина полна любовного юмора и правды.
Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Э. Борисов-Мусатов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра. С рассветом группа вышла в путь и спустя несколько часов форсировала перевал Бечо.
Стены комнат оклеены обоями, обстановка приличная дощатый пол, стеклянные окна. Собранием таких «головок» получился ярошенковский «Хор» — стоят рядком миловидные деревенские детишки, а милый смешной дьячок, толстый, с косицей, с красным платком, торчащим из кармана, обучает их церковному пению. Сюда приезжал опальный М. Ю. Лермонтов и писал свой знаменитый "Кавказский вид" с Эльбрусом.
Вся жизнь его прошла на Кавказе. Но специалисты-этнографы однажды очень тонко подметили, что художник, великолепно знавший особенности быта различных кавказских народов и в этюдах с высокой точностью передававший всякую подробность, в «Песнях о былом» подробности, до различных народов относящиеся, как бы умышленно смешал: жилище, обстановка, одежда и прочие приметы быта показаны в картине обобщенно. Казалось, что сама судьба вела их навстречу друг другу. Сильное волевое лицо, умный, властный взгляд, уверенные, свободные движения «хозяина жизни». Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой.
На портрете Досса все в самом Доссе. История создания этой работы неизвестна — заинтересовал ли Ярошенко оригинал или было у него с Доссом какое-то знакомство, но, когда дошло до холста, он удружил интересному знакомому, как Крамской удружил Суворину.
С портретом Ауэрбаха логически связан портрет финансиста Досса. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Замысел картины нередко связывают с многочисленными этнографическими этюдами Ярошенко исполненными в путешествиях, видят в ней «итог» изучения художником Кавказа, его прошлого и настоящего. Но напряженная ее тревога, боль, тоска, страдание, в ней заключенное и находящее отклик в зрителе, от этого острого, личного — «ярошенковского».
Но подготовкой к трудному переходу дело не ограничивалось. Это своеобразные пейзажи настроения очень характерные для его творчества. Постепенно, будто стряхивая с себя дремоту, все вокруг начинает пробуждаться. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Теперь судьба снова свела их на Кавказе. Возвращаясь к вопросу о преемственности, необходимо отметить, что она есть.
О том же говорят несколько пленэров (этюды мальчиков на солнце), написанных также в последние годы. В их числе Н. А. Ярошенко – великий русский художник-передвижник. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Подножье Эльбруса еще окутано синей предрассветной мглой. Но если согласиться с тем, что сходство между героем и автором картины действительно существует, это побуждает к поиску документов или по крайней мере позволяет строить догадки.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Сюжет последней – это сюжет Отцов и детей". Высота этой вершины составляет 4. 710 м над уровнем моря. Эти места, до сих пор мало исследованные в историческом, археологическом, географическом и этнографическом плане, хотя исстари используются карачаевцами в качестве отгонных пастбищ, носят отпечаток мистического характера, вызванного не только многочисленными археологическими объектами VIII-VII в до н. э., VII-IX н. э., обилием менгиров и стелл, но и прямым ощущением космоса пожалуй, нигде больше так не осязаемо небо, как на Малом Бермамыте -высочайшей точке западной части Скалистого хребта (2. 644 м).
В 1893 году на выставке появился маленький холст Ярошенко «Похороны первенца». Ради чего искал его Ярошенко. Воздушное пространство, которое всегда присутствует в его картинах, помогает приобрести ясность и четкость изображения, отдавая предпочтение школе реализма и традициям передвижников. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». В картине ему не понравились «неуклюжие и некрасивые ноги кухарки» — удобный повод, чтобы побеседовать об этих самых «многих живописцах»: «От их картин из народного быта так и несло грязными онучами, лаптями или смазными сапогами». Он остался почти незамеченным, лишь редкие рецензенты привычно ругнули его за «уныние».
Теперь попытаемся определить маршруты Н. А. Ярошенко в верховьях реки Баксан. Такая преемственность впечатлений и ощущений. Все это, конечно, правильно. Воспоминания о недавнем героическом прошлом, о людях и подвигах им воспетых, тоска по ушедшему в прошлое героическому времени, желание сложить о нем песню и в песне еще раз пережить его — вот чувство, переполнявшее Ярошенко, роднившее его с лучшими из его современников, то «сегодняшнее», которое своей картиной он «записывал в историю». Владимир Галактионович Короленко оставил сочувственное описание этой работы: «Таланту художника помогла, очевидно, благодарная натура и портрет вышел не только лучшим портретом Михайловского, но и одним из самых лучших произведений покойного Ярошенко.
– Ярошенко был папашей у передвижников и его побаивались. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Он ездил в Палестину, в Италию, писал и Мертвое море и Везувий и Крым и Кавказ. Занятно, что куда более неподдельный юмор картины «На качелях» не вызвал у многих критиков радости по случаю происшедшей с художником «поразительной перемены».
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Раннее утро. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Критик призывает следовать слащавым сценкам Лемоха: «Тут нет пастушков и пастушек, как нет и корявых рож зато сколько симпатичного, привлекательного, а вместе с тем правдивого и народного». Художник словно медленными торжественными аккордами слагает гимн нарождающемуся дню.
В руке он держит папиросу. Необыкновенно точно переданы благообразная бесчувственность, рассудочность, постоянный точный расчет «Мы к миру холодны». Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Его взгляд устремлен на зрителей и вместе с тем чуть над ними — вдаль в глазах, в складке губ притаилась улыбка: в «плохой действительности» Владимир Галактионович умел ценить «хорошую надежду». Только делали они дело великое и благородное. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Налево от нас будут горы, покрытые вечными снегами.
Плотным слоем лежат тяжелые облака. Николай Александрович писал этюд с натуры, доехав по недавно открытой Военно-Сухумской дороге почти вплотную к Клухорскому перевалу, поднявшись на приличную для его здоровья высоту (2. 700 м), то есть фактически он был на Клухорском перевале, до седловины которого рукой подать. Маленький холст произвел сильное впечатление на Поленова: «трогательная вещь», «очень много чувства», — отозвался он, увидев «Похороны первенца». В отличие от великих российских подвижников первой половины ХIХ века, оказавшихся по большей части на Кавказе не по своей доброй воле, во второй половине того же века, особенно в период после отмены крепостного права в России, в район Кавказских Минеральных Вод, в Карачай, Балкарию, Кабарду, Осетию приезжает большое количество широко известных в столичных кругах людей. И вот из рук носителя этих принципов горец с радостью примет факел просвещения".
Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Помимо возможности отдохнуть и поправить здоровье на водах, была у этих замечательных людей миссия, существование которой едва ли они у себя обнаруживали, но которая была ниспослана им Провидением, являвшаяся вместе с тем характерной и благородной особенностью элиты русской интеллигенции и похоже, присущая в то время ей одной – просветительство. Именно ему после смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным руководителем ТПХВ. Дорога идет то по одному, то по другому из его берегов. Может быть, это и не верно.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. К столу подаются тарелки и приборы, хотя хозяева сами обходятся без них".