В конце 1880-х годов появилась одна из самых популярных картин Ярошенко «Всюду жизнь» (1888, ГТГ): за решеткой окна в арестантском вагоне томятся несчастные жертвы социальной действительности, а не преступники, – как бы утверждает художник. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь". Немного смущённая, но уверенная в своём решении девушка на картине Ярошенко, художника чуткого к народным волнениям, стала олицетворением нового поколения.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
С самого детства Николая готовили к военной карьере. И не только Карачая и Балкарии. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова.
Толстого, 1894, ГРМ). Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой и химическая посуда ему не требовалась. И вот из рук носителя этих принципов горец с радостью примет факел просвещения".
Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Этот поток образует Верхний Клухорский водопад, с высотой падения в 40 метров. Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. Этюд Ужба датирован 1882 годом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
«Совестью художников» называли его современники. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Бестужева-Марлинского.
Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Брак представителей двух княжеских родов – Крымшамхаловых и Урусбиевых – был вполне закономерен.
Мы едем то голыми скалами, то лесами, где деревья необычного для нас роста, то пространствами, сплошь усеянными золотыми блестками и, как искры, рассыпающимися под ногами лошадей. Нет, да они и не нуждаются в этом: люди везде люди.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Дом князя был построен неподалеку от озера Кара-Кёль, рядом с дачей начальника Баталпашинского уезда Ф. А. Кузовлева (не сохранилась). Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Художник словно медленными торжественными аккордами слагает гимн нарождающемуся дню.
Напротив очага группа людей. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Другие считают, что знакомство их произошло в 80-е годы, когда Николай Александрович жил в Кисловодске. Разумеется, что вполне естественно в этот круг вошли и видные горские просветители.
Природа торжественна и сурова. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Гармония внутренняя и внешняя чувствовались в каждой его мысли, слове, движении его".
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. На стене висят сабля и ружье. В их числе Н. А. Ярошенко – великий русский художник-передвижник.
Его лицо внушало доверие и, узнав его позднее, я всегда верил ему (бывают такие счастливые лица). В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Только делали они дело великое и благородное. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12.
Плотным слоем лежат тяжелые облака. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М.
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Высота этой вершины составляет 4. 710 м над уровнем моря. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
Налево от нас будут горы, покрытые вечными снегами. "Соглашаюсь вполне с тем, что мы, кавказские горцы (мусульмане в особенности), отстали в отношении цивилизации, как принято это называть.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ясности в этом вопросе пока нет, но, что абсолютно очевидно, на Кавказе Ярошенко и молодой князь встретились как давние знакомые. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Сюда же приезжал И. Урусбиев и, очевидно, обсуждался маршрут экспедиции через Баксанское ущелье в Сванетию. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Сюда приезжал опальный М. Ю. Лермонтов и писал свой знаменитый "Кавказский вид" с Эльбрусом. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Возвращаясь к вопросу о преемственности, необходимо отметить, что она есть. К римлянам.
здесь жила, по свидетельству М. В. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Эти места, до сих пор мало исследованные в историческом, археологическом, географическом и этнографическом плане, хотя исстари используются карачаевцами в качестве отгонных пастбищ, носят отпечаток мистического характера, вызванного не только многочисленными археологическими объектами VIII-VII в до н. э., VII-IX н. э., обилием менгиров и стелл, но и прямым ощущением космоса пожалуй, нигде больше так не осязаемо небо, как на Малом Бермамыте -высочайшей точке западной части Скалистого хребта (2. 644 м). Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Теперь попытаемся определить маршруты Н. А. Ярошенко в верховьях реки Баксан. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Нет ни богатых бездельников, ни нищих никто не уходит из аула на заработки. Представляется, что встреча двух замечательных людей была неизбежной.
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. В глубокой задумчивости пребывает третий персонаж – старик, примостившийся у очага и подперевший ладонью голову в папахе, обмотанной сархом (сарх – белая полотняная полоса поверх головного убора, свидетельство того, что этот человек совершил хадж – паломничество в Мекку). Теперь судьба снова свела их на Кавказе.
Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». Кунацкая князя освещена отблесками яркого огня в камине. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Раннее утро.
С рассветом группа вышла в путь и спустя несколько часов форсировала перевал Бечо. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
Преодолев крутые подьемы, где верхом, где пешком, путешественники могли остановиться на ночлег. Из аула Урусбиевского (ныне Верхний Баксан) художник с проводниками поднимается верхом выше по течению бурной стремительной реки к аулу Тегенкли, а оттуда, переправившись через Баксан – в ущелье зенги (Юсенги – на картах). Это уже Сванетия. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы».
Это – историки, этнографы, географы, писатели, поэты, композиторы, художники. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Однако, в 1829 году по поручению генерала Эммануэля в верховья Кубани был направлен архитектор Иосиф (Джузеппе) Бернардацци, прибывший, между прочим, в Теберду и по пути сделавший зарисовки Сентинского храма Х века.
Ярошенко проводили лето именно здесь. Коста и Ислам были знакомы еще по Ставропольской гимназии, но особенно сдружились в Петербурге, где сложился горский демократический кружок. Но подготовкой к трудному переходу дело не ограничивалось. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище.
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Поскольку шла война, царизм считал, что великие люди страны, мешавшие проводить самодержавную политику, взывавшие время от времени к вольности, легко найдут случайную или закономерную гибель в горах. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Здесь необходимо отметить следующее.
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Впечатления свои о поездке в Урусбиевский аул оставил друг Н. А. Ярошенко замечательный русский композитор С. И. Танеев в своем письме к П. И. Чайковскому и можно не сомневаться в том, что подобные чувства испытывал и сам художник: "Трудно представить, до какой степени восхитительна эта поездка.
Казалось, что сама судьба вела их навстречу друг другу. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Стены комнат оклеены обоями, обстановка приличная дощатый пол, стеклянные окна.
За этой троицей сгрудилось еще несколько персонажей и сочные, черные тени от них закрывают весь задний план картины и чудятся там, в глубине этого мрака "темной старины заветные преданья" (М. Лермонтов): и уходящие в небеса нарты и предсмертный стон трагического Азнаура и приглушенные звуки свирели пастушка Аймуша, спускающегося на дно Хурла-кёля и заунывный ветер над вымершим Джамагатом – урусбиевским аулом в Теберде Из группы персонажей картины "Песни о былом" идентифицируется пока лишь один персонаж – сам князь Исмаил Урусбиев, друг Н. А. Ярошенко. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Самое удобное место для ночлега – чуть выше границы леса, там, где позднее был создан Северный приют для туристов и альпинистов. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Записок Ярошенко о быте и нравах Урусбиевского аула обнаружить не удалось, но современники художника дают следующую картину: "В огромном ауле нет ни одного кабака, ни одной капли спиртного напитка.
Волкова, занимался у И. Н. Вне всякого сомнения, Н. А. Ярошенко посещал ближние и дальние окрестности Кисловодска как с И. Урусбиевым и И. Крымшамхаловым, так и без них. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). "Исмаилу Урусбиеву 54 года, но князь смотрелся гораздо моложе. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ).
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Дорога идет то по одному, то по другому из его берегов. Но скажу с твердой убежденностью, что в душе у горца сидит основательно очерченный облик хорошего человека, которому он поклоняется. После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Па переднем плане, на резной тахте, откинувшись на ее спинку, сидит князь.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств.
чувствуется благотворное влияние Н. А. Ярошенко. Внутреннее благородство, гуманизм искренний интерес, зачастую переходящий в любовь, к природе истории, судьбе народов неведомого ранее края, -вот особая отличительная черта великих русских гуманистов второй половины ХIХ века. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. После разгрома этой организации подвергся ссылке из которой духовно не сломленным в конце 1850-х годов вернулся к активной литературной деятельности. Чувствуется, что художник писал портрет с огромной почтительностью к Плещееву, стремясь сообщить его фигуре особую значительность.
Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884).
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Крамского.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Такая преемственность впечатлений и ощущений. Вся жизнь его прошла на Кавказе. Подножье Эльбруса еще окутано синей предрассветной мглой.
По состоянию на 80-е годы ХIХ века это был, хоть и трудный, но кратчайший путь, хотя к тому времени в карачаевские аулы в верховьях Кубани русскими солдатами совместно с отбывавшими трудовую повинность карачаевцами, была проложена колесная дорога из станицы Баталпашинской (ныне г. Черкесск). Многие из гостей Ярошенко побывали вместе с ним в Теберде. Эльбрус" могла быть написана именно там. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь.
"Как только Исмаил оказывался в доме Ярошенко, -писал Ковалевский, – тотчас все гости собирались и устраивались у "Белой Виллы, " чтобы послушать, как Исмаил поет горские песни и исполняет народные танцы". Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Мягкий по внешности – он кремень духом». – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Николай Александрович писал этюд с натуры, доехав по недавно открытой Военно-Сухумской дороге почти вплотную к Клухорскому перевалу, поднявшись на приличную для его здоровья высоту (2. 700 м), то есть фактически он был на Клухорском перевале, до седловины которого рукой подать. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Он не помнит, был ли он когда-нибудь болен. А картину изъяли из экспозиции Передвижной выставки, открывшейся 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II. Брал уроки рисования у A. M. На спуске и подходе к Южному Приюту слева открывается окно с видом на ледник и напоминающий ступенчатую башню и черный иссеченный ледниками и снежниками скальный массив вершины Ушбы.
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Постепенно, будто стряхивая с себя дремоту, все вокруг начинает пробуждаться. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Несмотря на определенную экспрессию, вершины и озеро переданы с фотографической точностью.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. К столу подаются тарелки и приборы, хотя хозяева сами обходятся без них". Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко.
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Гл. 13, 9) или кораническим: "стремитесь опередить друг друга в добрых делах где бы вы ни были Бог будет со всеми вами" (Коран, 2, 113), либо миссии их были предопределены свыше или руководствовались собственными принципами – кто знает. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры.
Баксан в начале очень широк. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект».
Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.
Усадьбу назвали Белой виллой. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
«Бог дал мне высшее счастье. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Трепова. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров.