Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году, он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Коцебу. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос.
Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея). В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. В нем проводится мысль об ответственности общества за чудовищную эксплуатацию, которая ложится на плечи рабочего. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес».
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Усадьбу назвали Белой виллой.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи3. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице.
Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Мищенко. Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом.
Трепова. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». "Совестью художников" называли его современники.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Кочегар – первый в русской живописи ярким реалистический образ рабочего. здесь жила, по свидетельству М. В. В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9.
Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». 16 ноября 1885 года Н. А. Ярошенко приобрел на имя жены земельный участок в Кисловодске и приступил к строительству дачи по собственным эскизам. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя.
При этом по личному указанию Николая I был составлен особый журнал, который содержал план воссозданного укрепления и фамилии кадет, участвовавших в его реконструкции4. После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. В. Позен4. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Этюд к Заключенному Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Г. Успенского.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Ни кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва-это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи.
Мягкий по внешности – он кремень духом». Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления.
«Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство.
На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ.
С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874).
С самого детства Николая готовили к военной карьере. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере».
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой и химическая посуда ему не требовалась. Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873).
Сюжет картины "У Литовского замка" (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина "Невский проспект ночью" (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Ярошенко проводили лето именно здесь. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6.
Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно.
Стоило последнему уйти в соседнюю комнату, как кадеты потушили лампы на всех столах и подняли шиканье, свист, топот и крики. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку.
В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. По свидетельству жены художника, Н. А. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать.
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Боголюбов и баталист В. В. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. После разгрома этой организации подвергся ссылке из которой духовно не сломленным в конце 1850-х годов вернулся к активной литературной деятельности. Чувствуется, что художник писал портрет с огромной почтительностью к Плещееву, стремясь сообщить его фигуре особую значительность. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Этюд к "Заключенному" Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Г. Успенского. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
До 1892 – военнослужащий. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны). В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта.
Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора». Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость».
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Спустя два года с отличными успехами в науках он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем).
Совестью художников называли его современники. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.
На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». ЯРОШЕНКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1846–1898), русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Один из них раздувает самовар сапогом. Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств.
В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова.
Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы – 1878, Третьяковская галерея, Москва). Крамского. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла».
Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки».
В. Позен. «Совестью художников» называли его современники. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
К своему первому творческому наставнику И. К. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно.
Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора4. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм».
Суть их состояла в признании основными виновниками трёх воспитанников, в число которых попал Николай Ярошенко. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. Мягкий по внешности – он кремень духом".
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый». Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. 31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие.
"Кочегар" – первый в русской живописи ярким реалистический образ рабочего. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея).
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил.
На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Наряду с военной службой занимался искусством.
Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. «Бог дал мне высшее счастье. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление.
Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Мягкий по внешности – он кремень духом. Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера.
В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878). Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884).
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Каразин и известный художник-баталист А. Е. Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы». Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник.
Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.