Среди его картин: портрет неизвестного мужчины (1432), портрет мужчины в красном тюрбане (1436), портрет Яна де Лиюв (1436) в Вене, портрет жены Маргареты ван Эйк (1439) в Брюгге. » Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. Портрет написан по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейской живописи.
«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Среди шедевров Яна ван Эйка— «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой— так называемый «Портрет четы Арнольфини». » Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.
Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века.
На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку6.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Картина "Leal souvenir" (фр.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Нижняя часть портрета представляет собой написанный с иллюзионистской точностью парапет из выщербленного желтоватого камня с высеченной на нем надписью и выцарапанным словом T., причем конец этого слова попадает на трещину в камне. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога). после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Это необычайно тонко, точно и живо.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
В 1427г. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Перед нами яркая индивидуальность, рассматриваемая художником с тех же позиций, с которых он оценивает мужские характеры, С удивительной почтительностью констатирует он человеческое достоинство госпожи Маргарет. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени.
Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Живопись наружных створок почти монохромна. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Портрет Маргарет ван Эйк, при всей точности правдивого воспроизведения модели, несет в себе момент строго продуманного архитектонического расчета.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.
По мере того как происходит снижение этой значимости, возрастает реалистическая трактовка образа. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Он обладает внушительной осанкой и более характерной внешностью, нежели богоматерь, младенец и св. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Однако документальные подтверждения того, что на портрете изображён именно Джованни ди Арриджо, не были обнаружены19852. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Донациана в Брюгге Георгом ван дер Пале и была начата мастером в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Предполагается, что он использовал увеличительное стекло, для того чтобы изобразить мельчайшие детали, такие как блики на янтарных чётках, висящих рядом с зеркалом.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа — шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках.
В письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, Бартоломея сообщает о смерти своей дочери Констанцы. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. А женщина. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. А женщина. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон.
На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара6. Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Это особенно заметно по одежде.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола59. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Св. Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства.
Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Кроме того, этот прием позволил художнику сопоставить фактуры разных материалов, на белой ткани подчеркнуть красивый силуэт ноги. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли.
Как утверждает Костер исследователи долгое время находились под влиянием непререкаемого авторитета Панофского, по мнению которого на картине изображён момент бракосочетания. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции.
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. А на последнем плане — далекие синие горы. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
В 1427 г. посетил Турне. Л. Д. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Его прозвали "ангел мира". В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. В искусстве ван Эйка новая техника служила исключительно продуманной композиции, позволяющей передать единство пространства.
До сих пор вопрос остается открытым. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Это особенно заметно по одежде. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1. 1434». ). В 1425 году его сделали придворным живописцем и камер-юнкером герцога Бургундии Филиппа Доброго.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте. Можно сказать даже, что в чертах ее некрасивого лица проглядывает почти по-мужски сильное интеллектуальное начало. Далее. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Его суровое лицо бесстрастно. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Мало жестов и мало позы. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ее правая рука держит ладонь супруга, а другая лежит на животе, что может указывать на ее новое состояние. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Описанное выше содержание картины — это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Георгий.
С 1425г. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Картина была заказана художнику каноником церкви св. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Выпуклые зеркала были более доступны.
С 1425г. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. На женщине платье (т.
Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати".
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Любой в обещаниях может стать богатым). Их славят музицирующие и поющие ангелы. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Кардинал был весьма известным человеком. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441).
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Вглядитесь в эти силуэтные линии головного убора и одежды, в четкость и архитектурную ясность ритмов, геометрических плоскостей и объемов и вы увидите ясную композиционную схему и поймете, как много работал ван Эйк, чтобы подчинить, свести к единству все детали и выразить ими основное в портрете. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Искупление свершилось. Так же поступил и ван Эйк.
1434». ). Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Это особенно заметно по одежде. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику.
Выпуклые зеркала были более доступны. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Необычайна сложность построения алтаря. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Правдивая точная передача черт героя подчиняется в портретах, написанных художником Яном ван Эйком, проницательному раскрытию основных особенностей нрава персонажей. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
Образ св. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
В 1427 – 1428 гг. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Взять хотя бы головные уборы. На шлеме заметно отражение богоматери, а на щите за его спиной — мужской фигуры, в которой хотят видеть самого художника. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке.
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.
Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Наоборот. От этих многочисленных продуманных сопоставлений и характеристик рождается твердая уверенность в торжестве материальной красоты мира. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. morgen – утро).
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Вечные религиозные образы художник вплетал в интересные сюжеты и вел кропотливую работу над каждой деталью, стремясь к максимальной реалистичности изображения. Христос родился и умер. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года. Реализм подкреплен еще и техникой. Все это происходит в солнечном пейзаже, на прекрасном зеленом лугу, усеянном цветами, окаймленном рощами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Никакие драгоценности не украшают ее. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
В 1427—1428гг. А мог и сам подарить по дружбе. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Однако он продолжал пользоваться авторитетом среди негоциантов и богатых ремесленников города Брюгге и даже часто приглашался в качестве третейского судьи для разрешения экономических споров. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Что и говорить, красота – страшная сила.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Получилось пространство, наполненное символами. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Св. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Так кто же все-таки герой картины. Многие написал Ян ван Эйк картины. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Впереди «Источник жизни».
Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В 1427—1428гг.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Облик каждого глубоко индивидуален. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Как умею». В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. В 1427г. На память) написана в 1432 году. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен.
По одной версии, – бракосочетание: Джованни сложил пальцы так, как это происходило во время произнесения клятвы в отражении зеркала на стене видны двое – свидетели обряда мужчина и женщина одеты празднично и богато. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской.
Она— в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.
С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Что может быть великолепнее его облачения. Однако она по-городскому узка. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Большой и богатый город, казалось, только и жил мыслями о выгоде и торговле, мало что общего имеющими с искусством.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Правда и тут не обошлось без загадок. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.