По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Судьба алтаря складывалась непросто. Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Это необычайно тонко, точно и живо. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя.
Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Первый же зал имеет иное оформление. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. У его ног — царская корона — атрибут Христа.
Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Ван Эйк никогда не имитировал натуру, как может показаться, он ее воссоздавал теми средствами и по тем законам, которыми он располагал. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Необычайна сложность построения алтаря. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Их славят музицирующие и поющие ангелы.
Л. Д.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441).
Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет и река жизни светлая, как кристалл и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло.
Как уже говорилось выше, кроме своего невероятно прекрасного творчества, Ян ван Эйк подарил миру искусство масляными красками. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения.
И хотя, как и в Гентском алтаре, отдельные детали имеют символический смысл, в целом преобладает восторг художника, а с ним и зрителя, перед величием, красотой и разнообразием земного мира. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Впереди «Источник жизни». Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры».
Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Мало жестов и мало позы. Похоронен в церкви св.
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Он— в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать.
От этих многочисленных продуманных сопоставлений и характеристик рождается твердая уверенность в торжестве материальной красоты мира. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Что и говорить, красота – страшная сила. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Прихожане собора могли видеть алтарь в двух состояниях: в будни его основная внутренняя часть была закрыта створками в праздники они раскрывались, приобщая зрителя к самым глубоким тайнам бытия, а также являя глазу наиболее драгоценную часть живописи. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие» В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Облик каждого глубоко индивидуален.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой.
Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390 – 1441), нидерландский художник.
Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Бавона, для которой он создавался. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Портрет Маргарет ван Эйк, при всей точности правдивого воспроизведения модели, несет в себе момент строго продуманного архитектонического расчета.
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. В 1427 г. посетил Турне.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Ван Эйк написал ее портрет. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Выпуклые зеркала были более доступны. И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Тщательностьживописи обнаруживает его терпеливы й и кроткий нрав: способность изображать все жизненно, с мерой и искусством, чтобы каждый предмет вызывал желаемое впечатление, указывает на его память и рассудок. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат.
Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк — не как иллюстратор молитвенника, а как художник — пластически передал это великое таинство. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Духа — это изображение образует Троицу. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны.
Реализм подкреплен еще и техникой. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. Как умею». Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Получилось пространство, наполненное символами.
И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Многие написал Ян ван Эйк картины. Взять хотя бы головные уборы. Они великолепны в своих красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах изумрудах. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Так же поступил и ван Эйк. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
Только после него масляные краски стали очень популярными среди художников сначала на его родине – в Нидерландах, а потом и во всём остальном мире. Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. В 1427 – 1428 гг. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Из её окан открывается вид не на библейский Вифлеем, а на Гент, в котором современники могли знать дом Иодокса Вейдта. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Известно, что герцог Филипп Добрый был крестным отцом одного из ее детей, родившегося в Брюгге в 1434 году. Образ св. Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».
Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Это особенно заметно по одежде. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности.
Еще в ранней молодости Джованни Арнольфини отправился в Брюгге, где основал несколько текстильных мануфактур, занимающихся производством дорогой одежды для аристократов. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге.
В этой группе находит свое средоточие цвет всех остальных частей — красный, зеленый, синий, белый, золотой. Христос родился и умер. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком.
Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Бавона.
Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Франциска» и «Мадонна в церкви».
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Правда и тут не обошлось без загадок.
Но это не так. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. Бавона в Генте начал именно он.
С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания.
Некоторые деятели считали, что Ян Ван Эйк является первооткрывателем техники написания картин маслом. Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя).
Перед нами яркая индивидуальность, рассматриваемая художником с тех же позиций, с которых он оценивает мужские характеры, С удивительной почтительностью констатирует он человеческое достоинство госпожи Маргарет. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Ян ван Эйк был счастливым художником. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом.
Его суровое лицо бесстрастно. А на последнем плане — далекие синие горы. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Св. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. В картине присутствует большое количество разных символов: апельсины обозначают богатство, собачка – верность, свеча – всевидящее око и свет Христа. Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству.
Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт. А мог и сам подарить по дружбе.
Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Техника масляной живописи известная в Нидерландах и ранее, была необычайно усовершенствована ван Эйком. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Что может быть великолепнее его облачения. Живопись наружных створок почти монохромна. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Нередко Ян ван Эйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Сведения, сообщаемые хроникерами того времени, говорят о художнике как о разносторонне одаренном человеке. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Св. По его поручению он посещает в 1427—1429 годах Испанию и Португалию, где должен был написать портреты тамошних принцесс, возможных невест герцога.
Далее. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св.
«Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Георгий.
Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка. Это позволяет считать, что его бережное очерчивание деталей ежедневной жизни делалось с намерением отобразить великолепие Господних творений. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни.
Искупление свершилось. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. В этих краях не создавалось ранее ничего подобного по своей величине, сложности композиции, охвату изображаемого, не говоря уже о пленительном совершенстве живописного мастерства. В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке.
Никакие драгоценности не украшают ее. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. В искусстве ван Эйка новая техника служила исключительно продуманной композиции, позволяющей передать единство пространства. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.