Левая створка которого практически идентична картине Яна ван Эйка Мадонна в церкви 1422-1425 есть надпись «Salve regina misericordie», что значит – Славься (приветствую тебя) царица милосердия.
Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. «Мадонна в церкви» вместе с «» считаются последними работами ван Эйка, умершего примерно в 1441 году. По мнению искусствоведа Джона Уорда этот витраж (что примечательно, отсутствующий в сохранившихся копиях картины) символизирует возрождающееся Древо Жизни из Книги Бытия. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. LUCI CONPARATA INVENITUR PRIOR (Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд в сравнении со светом она выше ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба), найденную на одной из других Мадонн ван Эйка14.
Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир. Панофский отмечает, что поскольку алтарь расположен в восточной части собора, солнечный свет не может падать слева из окон северной стороны следовательно, его источник имеет иную природу и, возможно, указывает на близкое присутствие Бога за стенами собора18. В 1851 году Леон Делаборд описал алтарную картину в одной из деревень близ Нанта, как «Мадонну в церкви, держащую младенца Христа в правой руке, написанную на доске, в очень хорошем состоянии и в оригинальной раме»6. Монументальность и увеличенный размер Мадонны, подчёркивающий её идентификацию с самим собором, восходят к итало-византийской традиции, примером которой является «Мадонна Оньисанти» Джотто (ок.
Подобные надписи предназначались для молитвенного чтения и иногда занимали целые створки, как например на триптихе «» из Лондонской национальной галереи17. Возможно, первоначальным заказчиком и владельцем картины был покровитель ван Эйка Филипп III Добрый, так как она упоминается в описи имущества его правнучки Маргариты Австрийской, унаследовавшей большую часть коллекции прадеда5. Значительные изменения композиции ван Эйка у обоих художников, вероятно, обусловлены следованием изобразительной традиции своего времени, однако обе копии признаны «духовным и эстетическим разрушением изначальной концепции»2. Нисколько. LUCI CONPARATA INVENITUR PRIOR (Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд в сравнении со светом она выше ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба), найденную на одной из других Мадонн ван Эйка14.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Намеренное построение такой композиции ныне является общепризнанным. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Тот же всем своим обликом, спокойной и уверенной позой, жестом другой руки, поднятой в клятве, внушает веру в прочность и надежность заключаемого союза.
Первоначально считалось, что это ранняя работа Яна ван Эйка примерно 1410 года. В XIX веке искажение масштаба Мадонны, встречающееся на других картинах ван Эйка, например в «Благовещении», считали ошибкой незрелого художника, что давало основания относить картину к его раннему периоду, однако в 1941 году Панофский предположил, что размер Мадонны символизирует воплощение в ней самой Церкви41, то есть картину следует понимать не как «Мадонна в церкви», а как метафору «Мадоннаесть Церковь»14. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
Ян ван Эйк первым из северных живописцев стал уделять большое внимание архитектурным элементам. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. По мнению Милларда Мисса, её «величественная нежность освещения остаётся непревзойдённой в западной живописи». Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Мнение, однако, не подтвердилось. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти.
Ныне «Мадонна в церкви» общепризнанно считается одним из самых значительных шедевров ван Эйка. В отличие от предыдущих работ, как например «Мадонна канцлера Ролена», ван Эйк сжимает масштаб интерьера, чтобы подчеркнуть величие Мадонны и приблизить её к донатору. По одной из версии она представляет собой цитату из Книги премудрости Соломона (Прем. 7:29): EST ENIM HAEC SPECIOSIOR SOLE ET SUPER OMNEM STELLARUM DISPOSITIONEM. Все оконные проёмы остеклены прозрачными стёклами, что нетипично для соборов тех времён.
Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик. История атрибуции и датировки картины даёт наглядное представление о развитии исследования ранней нидерландской живописи в XIX—XX веках. История картины имеет значительные лакуны. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя.
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. 1310). Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.
Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама. Необычайна сложность построения алтаря.
1417: начало работы. Подобные элементы светотени, требующие детального изучения свойств и поведения солнечного света, появляются в живописи гораздо позже. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Сравнительный анализ со «» ван Эйка, проведённый в 1970-х годах, датировал «Мадонну» примерно 1437 годом9. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Австрийский искусствовед Отто Пехт показал в 1990-х годах, что картина вероятнее всего относится к позднему периоду ван Эйка на основании сравнения интерьеров с «Портретом четы Арнольфини» 1434 года. Сравнительный анализ со «Святой Варварой» ван Эйка, проведённый в 1970-х годах, датировал «Мадонну» примерно 1437 годом.
«Мадонна в церкви» впервые описана в 1851 году. Ныне «Мадонна в церкви» общепризнанно считается одним из самых значительных шедевров ван Эйка. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами. Тёмно-синяя мантия, символизирующая человеческую природу Марии, покрывает красное платье, на подоле которого золотом выткана надпись с различимыми фрагментами «SOL» и «LU», вероятно, от латинских слов «солнце» и «свет»13.
С середины V века изображения Агнца с крестообразным нимбом на фоне звездного неба, а также Агнца в венце времен года помещали в центре арочных сводов храмов. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. На обеих копиях картины табличка сохранена, причём на одной из них приближена к зрителю.
Сравнительный анализ со «Святой Варварой» ван Эйка, проведённый в 1970-х годах, датировал «Мадонну» примерно 1437 годом9. Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. «Прошли века. В отличие от предыдущих работ, как например «Мадонна канцлера Ролена», ван Эйк сжимает масштаб интерьера, чтобы подчеркнуть величие Мадонны и приблизить её к донатору42.
Имеет ли какая-то из версий отношение к изначальному диптиху ван Эйка— неизвестно29. С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. В XIX веке искажение масштаба Мадонны, встречающееся на других картинах ван Эйка, например в «Благовещении», считали ошибкой незрелого художника, что давало основания относить картину к его раннему периоду, однако в 1941 году Панофский предположил, что размер Мадонны символизирует воплощение в ней самой Церкви41, то есть картину следует понимать не как «Мадонна в церкви», а как метафору «Мадонна— есть Церковь»14. Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты.
Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. Позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна. На обеих копиях картины табличка сохранена, причём на одной из них приближена к зрителю37.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. По мнению искусствоведа Джона Уорда этот витраж (что примечательно, отсутствующий в сохранившихся копиях картины) символизирует возрождающееся Древо Жизни из Книги Бытия. Фрагмент такого текста— гимна, начертанного на утраченной раме— заканчивался словом ETCET (и так далее), предписывая молящемуся прочитать весь гимн целиком. Но почему Возрождение. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник.
По одной из версии она представляет собой цитату из Книги премудрости Соломона (Прем. 7:29): EST ENIM HAEC SPECIOSIOR SOLE ET SUPER OMNEM STELLARUM DISPOSITIONEM. Кисти ван Эйка принадлежит, принимавшего в них активное участие40.
Однако в основных аспектах Госсарт постарался как можно точнее передать атмосферу оригинала, что свидетельствует о его высоком уважении к гению ван Эйка. Её датировка и атрибуция долгое время оставались предметом дискуссий в учёной среде. С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге. Разве ощущается здесь влияние Античности. Идея могла быть позаимствована у Мазаччо, на картине «Распятие» которого изображён куст, вырастающий из креста над головой Иисуса24. Вероятно именно эта картина оказалась в собственности аахенского коллекционера Бартхольда Зюрмондта в 1860-е годы7, чью коллекцию из 219 картин приобрела Берлинская картинная галерея в 1874 году8. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. В нише под левой аркой меж двух свечей видна деревянная фигурка Марии с Христом в той же позе, что и идущая по собору. Идея могла быть позаимствована у Мазаччо, на картине «» которого изображён куст, вырастающий из креста над головой Иисуса24.
Искупление свершилось. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). С 1430 года жил в Брюгге.
«Мадонна в церкви» впервые описана в 1851 году. В 1851 году Леон Делаборд описал алтарную картину в одной из деревень близ Нанта, как «Мадонну в церкви, держащую младенца Христа в правой руке, написанную на доске, в очень хорошем состоянии и в оригинальной раме»6. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался.
В нише под левой аркой меж двух свечей видна деревянная фигурка Марии с Христом в той же позе, что и идущая по собору. Подобные надписи предназначались для молитвенного чтения и иногда занимали целые створки, как например на триптихе «Дева и дитя» из Лондонской национальной галереи. Полный сил и энергии канцлер изображен в помещении, задняя стена которого прорезана аркадой, за нею открывается вид на далевой пейзаж: уходящая в глубину картинного пространства полноводная река, город на ее берегах, фигурки людей. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены.
Известны две копии «Мадонны в церкви», выполненные неизвестным художником, условно называемым и Яном Госсартом в виде диптихов с совершенно различными правыми створками: на одной коленопреклонённый донатор возносит молитву внутри помещения, на другой— под открытым небом в компании со Святым Антонием.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. «Мадонна в церкви» представляет собой почти миниатюру, написанную на небольшой доске размером 3114см, типичной для молитвенных диптихов XV века, которые часто держали в руках, чтобы внимательно рассмотреть детали изображения.
На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем. «Мадонна в церкви» Мастера 1499 является вольной переработкой оригинала, утратившей баланс и цельность его композиции. "Я – роза Шарона, я – лилия долины.
Первоначально считалось, что это ранняя работа Яна ван Эйка примерно 1410 года. Монументальность и увеличенный размер Мадонны, подчёркивающий её идентификацию с самим собором, восходят к итало-византийской традиции, примером которой является «Мадонна Оньисанти» Джотто (ок. Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. В 1874 году картину приобрела Берлинская картинная галерея. По мнению искусствоведа Джона Уорда этот витраж (что примечательно, отсутствующий в сохранившихся копиях картины) символизирует возрождающееся Древо Жизни из Книги Бытия. Таким образом Дева Мария может интерпретироваться как ожившая статуя из ниши на заднем плане, являющаяся в знак высшей награды за благочестие и как венец паломничества. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком.
Её датировка и атрибуция долгое время оставались предметом дискуссий в учёной среде. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери.
1310). В 1851 году Леон Делаборд описал алтарную картину в одной из деревень близ Нанта, как «Мадонну в церкви, держащую младенца Христа в правой руке, написанную на доске, в очень хорошем состоянии и в оригинальной раме». В каталоге Берлинской картинной галереи 1875 года картина приписана Губерту ван Эйку вместе со страницами Турино-Миланского часослова, принадлежащими «Руке G», что в 1911 году подтвердил бельгийский искусствовед Юлен де Лоо9.
Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Двести лет он простоял спокойно, пока храм не посетил путешествующий австрийский император Иосиф Второй. Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. Нижний ряд внешних створок алтаря занимают донаторы – портреты его заказчиков (Йодс Вайд и, его супруга, Изабелла).
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. По мнению Милларда Мисса её «величественная нежность освещения остаётся непревзойдённой в западной живописи»4. Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков.
Живопись наружных створок почти монохромна. Австрийский искусствовед Отто Пехт показал в 1990-х годах, что картина вероятнее всего относится к позднему периоду ван Эйка на основании сравнения интерьеров с «Портретом четы Арнольфини» 1434 года11. В каталоге 1912 года автором «Мадонны в церкви» был указан уже Ян ван Эйк9. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. В 1874 году картину приобрела Берлинская картинная галерея.
Там он стоит и сейчас. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426). Бавона в Генте (окончен в 1432-м).
Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Под влиянием миссионера, бенедиктинского монаха Аманда, ныне почитаемого как просветителя Бельгии, Бавон стал монахом. В XIX веке искажение масштаба Мадонны, встречающееся на других картинах ван Эйка, например в «Благовещении», считали ошибкой незрелого художника, что давало основания относить картину к его раннему периоду, однако в 1941 году Панофский предположил, что размер Мадонны символизирует воплощение в ней самой Церкви, то есть картину следует понимать не как «Мадонна в церкви», а как метафору «Мадоннаесть Церковь». Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).
LUCI CONPARATA INVENITUR PRIOR (Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд в сравнении со светом она выше ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба), найденную на одной из других Мадонн ван Эйка. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. И мы уже не уверены, дева Мария ли у него изображена или Семела. «Мадонна в церкви» вместе с «Мадонной у фонтана» считаются последними работами ван Эйка, умершего примерно в 1441 году.
Тёмно-синяя мантия, символизирующая человеческую природу Марии, покрывает красное платье, на подоле которого золотом выткана надпись с различимыми фрагментами «SOL» и «LU», вероятно, от латинских слов «солнце» и «свет». Австрийский искусствовед Отто Пехт показал в 1990-х годах, что картина вероятнее всего относится к позднему периоду ван Эйка на основании сравнения интерьеров с «Портретом четы Арнольфини» 1434 года11. Намеренное построение такой композиции ныне является общепризнанным. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
В каталоге Берлинской картинной галереи 1875 года картина приписана Губерту ван Эйку вместе со страницами Турино-Миланского часослова, принадлежащими «Руке G», что в 1911 году подтвердил бельгийский искусствовед Юлен де Лоо9. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой.
Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Известны две копии «Мадонны в церкви», выполненные неизвестным художником, условно называемым Мастер 1499 и Яном Госсартом в виде диптихов с совершенно различными правыми створками: на одной коленопреклонённый донатор возносит молитву внутри помещения, на другой— под открытым небом в компании со Святым Антонием. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. В начале XX века австрийский искусствовед Людвиг фон Бальдас отнёс её к периоду 1423—1429 годов и долгое время она считалась написанной в начале 1430-х.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Фрагмент такого текста— гимна, начертанного на утраченной раме— заканчивался словом ETCET (и так далее), предписывая молящемуся прочитать весь гимн целиком. Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж). В 1427 – 1428 гг.
Все оконные проёмы остеклены прозрачными стёклами, что нетипично для соборов тех времён19. Пахт предположил, что в интерьере скрыта оптическая иллюзия, так как фигура Мадонны закрывает собой переход между передним и задним планом, не позволяя взгляду зрителя уловить несоответствие между ними23.
"Иоанн" выкуплен. 1310). Ныне «Мадонна в церкви» общепризнанно считается одним из самых значительных шедевров ван Эйка. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
В каталоге 1912 года автором «Мадонны в церкви» был указан уже Ян ван Эйк9. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Голову украшает скромная диадема.
В каталоге 1912 года автором «Мадонны в церкви» был указан уже Ян ван Эйк. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Бернард Клервоский писал в XII веке: «Подобно тому, как блеск солнца беспрепятственно проникает сквозь оконное стекло, так и Слово Божие проникло в Девственное чрево, чтобы затем явиться из него»35. В таком виде его держали в будние дни. В каталоге Берлинской картинной галереи 1875 года картина приписана Губерту ван Эйку вместе со страницами Турино-Миланского часослова, принадлежащими «Руке G», что в 1911 году подтвердил бельгийский искусствовед Юлен де Лоо. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы.
Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Две сохранившиеся копии «Мадонны в церкви», обычно приписываемые Яну Госсарту и гентскому Мастеру 1499, сделаны более полувека спустя с оригинала, хранившегося в то время в коллекции Маргариты Австрийской, правнучки Филиппа III Доброго и представляют собой диптихи с донаторскими портретами на правой створке27, разительно отличающиеся содержанием. Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Идея могла быть позаимствована у Мазаччо, на картине «Распятие» которого изображён куст, вырастающий из креста над головой Иисуса.
Облик каждого глубоко индивидуален. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Византийская живопись оказала значительное влияние на итальянских художников Раннего Возрождения, с работами которых ван Эйк мог познакомиться во время своего путешествия в Италию в 1426 или 1428 году39. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.
Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. Тени на внешней стороне собора, видимые во входном проёме слева изображены с необычной для первой половины XV века реалистичностью и, вероятно, написаны с натуры. Бернард Клервоский писал в XII веке: «Подобно тому, как блеск солнца беспрепятственно проникает сквозь оконное стекло, так и Слово Божие проникло в Девственное чрево, чтобы затем явиться из него». Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
История картины имеет значительные лакуны. А на последнем плане – далекие синие горы. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Значительные изменения композиции ван Эйка у обоих художников, вероятно, обусловлены следованием изобразительной традиции своего времени, однако обе копии признаны «духовным и эстетическим разрушением изначальной концепции». Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Огромное впечатление производит фигура Адама.
Скорее всего, художник вдохновлялся центрическими постройками Каролингской эпохи изобразив романские арки с обходом вокруг них. А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии. Её датировка и атрибуция долгое время оставалась предметом дискуссий в учёной среде.
Намеренное построение такой композиции ныне является общепризнанным. Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. Многие написал Ян ван Эйк картины. Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса.
По мнению Милларда Мисса, её «величественная нежность освещения остаётся непревзойдённой в западной живописи»4. Он явился плодом вдохновенного мастерства двух братьев – художников, Губерта и Яна ван Эйков (а может быть и кого-то ещё из подмастерьев) и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков. Немного подраскрасили только донаторов. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники. И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки».
Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св. В проёме арки виден алтарь с двумя ангелами, вероятно, поющими рождественский гимн Dies est laetitiae, цитата из которого была начертана на утраченной раме, согласно описи 1851 года16. Мало жестов и мало позы.
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший. Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции.
Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Невольно возникает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Тёмно-синяя мантия, символизирующая человеческую природу Марии, покрывает красное платье, на подоле которого золотом выткана надпись с различимыми фрагментами «SOL» и «LU», вероятно от латинских слов «солнце» и «свет»13. Имеет ли какая-то из версий отношение к изначальному диптиху ван Эйка— неизвестно. " ("Песнь песней" Соломона). Резные деревянные узоры на арке в дальней части нефа, увенчанной сценой распятия Христа изображают Благовещение и Коронование Марии.
Может быть, более, чем в каком-либо другом своем произведении, ван Эйк находит для образа богоматери черты подлинно национальной фламандской красоты. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.
Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. «Мадонна в церкви» вместе с «Мадонной у фонтана» считаются последними работами ван Эйка, умершего примерно в 1441 году. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость. Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен.
«Мадонна в церкви» Мастера 1499 является вольной переработкой оригинала, утратившей баланс и цельность его композиции2. В 1874 году картину приобрела Берлинская картинная галерея. Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем. Все оконные проёмы остеклены прозрачными стёклами, что нетипично для соборов тех времён19. Две сохранившиеся копии «Мадонны в церкви», обычно приписываемые Яну Госсарту и гентскому Мастеру 1499, сделаны более полувека спустя с оригинала, хранившегося в то время в коллекции Маргариты Австрийской, правнучки Филиппа III Доброго и представляют собой диптихи с донаторскими портретами на правой створке, разительно отличающиеся содержанием. Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. В отличие от предыдущих работ, как например «Мадонна канцлера Ролена», ван Эйк сжимает масштаб интерьера, чтобы подчеркнуть величие Мадонны и приблизить её к донатору42. История картины имеет значительные лакуны. По одной из версии она представляет собой цитату из Книги премудрости Соломона (Прем. 7:29): EST ENIM HAEC SPECIOSIOR SOLE ET SUPER OMNEM STELLARUM DISPOSITIONEM. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Монументальность и увеличенный размер Мадонны, подчёркивающий её идентификацию с самим собором, восходят к итало-византийской традиции, примером которой является «Мадонна Оньисанти» Джотто (ок. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
«Мадонна в церкви» представляет собой почти миниатюру, написанную на небольшой доске размером 3114см, типичной для молитвенных диптихов XV века, которые часто держали в руках, чтобы внимательно рассмотреть детали изображения12. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Подобные надписи предназначались для молитвенного чтения и иногда занимали целые створки, как например на триптихе «Дева и дитя» из Лондонской национальной галереи17. Первоначально считалось, что это ранняя работа Яна ван Эйка примерно 1410 года.