Самое значительное произведение Яна ван Эйка, принесшее ему величайшую славу, — монументальный многочастный полиптих известный под названием Гентский алтарь (именуемый так по месту своего нахождения — собору Святого Бавона в Генте). Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один – это большой Гентский алтарь.
При перечислении лиц Троицы принято называть сначала Отца, потом Сына, а затем уже Святого Духа (именно в таком порядке они перечисляются в молитвах). Их фигуры стилистически выделяются на фоне всех остальных фигур верхней части алтаря. Лишь после краха Наполеона в 1815 году похищенные створки вернулись в собор св.
Бавона. И в то же время, помещая прародителей в одном ряду с творцом всего сущего, мастер возвеличивает все человечество. Проведя необходимые замеры, Зайбель выяснил, что температура и влажность в шахте просто идеальны для хранения капризных шедевров искусства.
Они состоят из двух, трех фигур в окружении «множественной» среды, красивых и дорогих предметов, подчиненных гармонии целого. Каждый исполнен самоутверждения, но всех их объединяет духовный порыв. Что касается реалистичности (это относительно предыдущего ответа) – да, на тот момент, после тёмных веков эта работа была безусловно очень реалистична, но если помнить о том, что до возрождения картинки были только в книжках, то можно заметить, что тут явно присутствует камерный тип подачи. Ян ван Эйк видит вещи по-новому. Плата же ему была определена в 100 ливров во фландрской монете.
Слева на створках – святые воины во главе со св. Виктором (или Мартином), св. Георгием и св. Себастьяном. Мы видим не только поклоняющихся алтарю, но также идущих и едущих поклониться. Когда он ненадолго пришел в себя, то успел прошептать: «Я перед высшим судом.
Портрет служил своеобразным «брачным сертификатом», удостоверявшим факт бракосочетания, так как по католической догме той эпохи свадьба могла совершаться без участия священника и даже без свидетелей. Мечтательности чистосердечного «Тимофея» (1432, Лондон, Национальная галерея) — возможно гуманиста или ученого, соответствует тонкость моделировки лица, плавность ритма, задумчивый взгляд, робкое движение руки, как бы обращающейся к зрителю. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Линия вершин находится выше горизонта, зритель смотрит на неё несколько снизу.
1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Отдельные художественные задачи, решенные им, некоторые из нидерландских художников разрабатывали и в 16 в. Однако ни один из них не смог достигнуть глубины и целостности восприятия мира ван Эйка. Отшельников возглавляют св. Антоний и св. Павел. Из-за стольких «Почему» алтарь кажется зашифрованным посланием потомкам, которые до сих пор разгадывают старинные ребусы братьев Ван Эйк. Миссия капитана Посея и странствия творения братьев Ван Эйков закончились.
Возможно, первые слова немецкого национального гимна: Deutschland u. ber alles. Наружные створки – для закрытого, спокойного состояния алтаря. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Но повторюсь, реставрационный анализ выявил единство живописных приемов. В Гентском алтаре сочетается художественный язык станковой картины, рассчитанной в деталях на рассмотрение вблизи, вне связи с архитектурным комплексом и монументальной живописи с характерным для нее обобщением форм, воспринимаемой издали в связи с архитектурной средой. На раме алтаря сохранилась надпись: «Хуберт ван Эйк, величайший художник из всех, когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали.
Верхний ряд олицетворяет небесный мир, нижний – земной. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Самый архаичный из них – это ограниченная скалами площадка для фигур («Отшельники», «Святые войны», «Праведные судьи»).
Они нагие. Банкир был самым активным сборщиком пожертвований в Бельгии. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
Суд свершился, греховный опыт человечества не забыт, о чем свидетельствуют надписи под ногами прародителей («Адам низвергает нас в смерть», «Ева падением навредила»), однако благодаря искупительной жертве Христа/Агнца грехи преодолены, Адам и Ева вознесены на небо, страдания избыты, преображенное человечество торжественно шествует к престолу приобщиться божественной мудрости. Дату рождения художника следует относить к первой половине 1390-х гг. В издательстве «СЛОВО» выходит уникальный документальный арт-детектив, рассказывающий о том, как скромному голландскому художнику, возомнившему себя вторым Вермером, удалось провести самого Геринга, как было организовано одно из крупнейших музейных ограблений ХХ века и как распродавались ценнейшие полотна из российских собраний.
Рядом с другим пластическим акцентом — светящимся объемом крупной головы, оно создает ощущение особой устойчивости сидящей фигуры. Плата же ему была определена в 100 ливров во фландрской монете. Торговец лесом Эдвард Солли сумасшедшим не был. Немного подраскрасили только донаторов.
Сопровождал груз капитан Роберт Посей. На боковых створках «Гентского алтаря» построение пространства более искусное. (Песнь песней Соломона). На этой же оси находится фонтан — символ источника вечной жизни христианского вероучения.
Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл. В январе 1425-го художник переезжает во Фландрию. Граница земли и неба отодвинута вдаль и воспринимается как близкая к горизонту. Все персонажи — в праздничных одеждах из парчи, бархата, меха, украшенных драгоценностями. В ХV в. происходит переосмысление этого понятия. Вероятно, встречался с Робертом Кампеном, либо видел его работы.
Все, что касается алтаря. В неподвижности фигуры и жесте ощущается спокойная, собранная воля.
Конечно же, масляная живопись была известна задолго до XV века. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Посоветовавшись с полицией, епископ направил по указанному адресу пакет.
Слева – ветхозаветные персонажи: пророки с книгами, мудрецы, тут же изображены Вергилий и Данте. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Они просто присутствуют при этом торжестве.
Ян ван Эйка эта работа вывела в ряд лучших живописцев своей эпохи. В таком виде его держали в будние дни. 8 сентября там оказался и Гентский алтарь. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Есть общее правило: правовой статус вещи определяется законом страны, где она в настоящее время находится. Они спрятаны. » Договорить банкир не успел, он умер от инфаркта. Для Германии это был день унижения страны. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены.
Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. В нижнем ярусе складня помещено «Поклонение агнцу». Я думаю, что моя любимая часть — музицирующие ангелы. Самолет с алтарем исчез. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Если старший брат Яна ван Эйка Губерт и принимал участие в работе над «Гентским алтарем», то ему, возможно, принадлежит общий план и наиболее архаичные части: изображение Бога- Отца, Марии, Иоанна Крестителя, частично – центральная часть композиции «Поклонение агнцу». «Торжество Бога утверждается через материальную роскошь, превосходящую возможное на земле, но реальную материальная красота обретает такую эстетическую ценность, что становится несомненной, первостепенной носительницей наивысшей мысли, божественного разума» (Излюбленная в нидерландском искусстве триада красного, зеленого и насыщенного синего организована на основе доминирования красного одеяния Вседержителя, что соответствует идее всевластия Бога, его роли причины и источника жизни во вселенной.
Однако не случайно Адам оказался у ван Эйка в одном ряду с творцом мироздания. В центральном аэропорту Брюсселя «Поклонение Агнцу» встречали королевский военный почетный караул и правительство. Возникает новый образ человека. Сюда шахтеры перенесли самые ценные картины из коллекции Гитлера после того, как узнали, что гауляйтер Айгрубер решил взорвать «Музейный город». и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи.
Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе. (дата похорон— 9 июля 1441). По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Американцы, которым оставалось до цели почти пятьсот километров, форсированным маршем двинули в район тайника отряд специального назначения из 18-й пехотной дивизии под командованием майора Рольфа Пирсона. Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря.
Тот утверждал, что алтарь переправили в Англию и даже обеспокоенно выяснял у взбешенных следователей: «А не присвоят ли жадные британцы «гентское сокровище». » Подтверждением версии каноника было подлинное письмо министра юстиции Бельгии Проспера Булле с фальшивым сообщением о благополучной погрузке Гентского алтаря на английский корабль, которое тот прислал по просьбе епископа накануне прихода немцев. Летом 1945 года началось возвращение награбленного Гитлером. Среди тех, кто занимался этим вопросом, был некий доктор Зайбель.
Бог Отец. Маленькие фигурки ангелов с разноцветными крыльями окружают алтарь. Обрадованный Ле Сюре лопнул бы от злости, если бы узнал, что брюсселец тут же перепродал «старье» за 100 000 франков.
Наверное, кроме решения ЦК партии существует еще акт либо украинского правительства либо (и) акт органов власти города Киева. Почему братья Ван Эйк изобразили Рай без Ада. Землю покрывает роскошный ковер из трав и цветов. Герои и окружающая их среда объединены не сюжетным действием, но общим созерцательным настроением, внутренней сосредоточенностью.
По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Кроме того, в отличие от традиционного деисуса, Мария и Иоанн Креститель изображены сидящими, а не стоящими в молитвенной позе.
Сам Йос и его жена, Изабелла Борлют изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Бавона. Алый цвет одежд как бы призван выявлять духовное творческое горение его гения. Пейзаж нижнего яруса залит ярким светом.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Обращают внимание особенности построения пространства.
1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели «праведных судей» и «святого Иоанна Крестителя» украдены. В обмен он попросил американца об отпущении грехов.
– исследователи насчитали 13 связанных с алтарем преступлений за 600 лет его существования. Их задумчивые лица отражают проникновенное постижение мира звуков. В сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь.
Эта натуралистичность поражала зрителей алтаря. Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Вор проник в собор, открыв три дверных замка отмычкой, сигнализации не было.
В «сотворенном» пейзаже использованы разнообразные природные мотивы: суровые скалы, холмы с мягкими пологими склонами, пышные лиственные леса, апельсиновые рощи, уютные лесные тропинки, реки. Герман Буньес не обманул. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Гитлер хотел превратить свой родной город в центр мировой культуры. Недаром с таким восторгом была встречена и в Италии и во Франции и в других странах «фламандская манера письма», детище ван Эйка. Чистый случай.
Бавона в Генте. Стоит ещё кое-что сказать про горизонтальную ось нижнего ряда. Вот почему мы испытываем неожиданно странное чувство временной близости этого образа. Живопись наружных створок почти монохромна. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея).
Освящён 6 мая Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. В глубине слева – святые мученики, а справа – святые мученицы с пальмовыми ветвями (символ мученичества).
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441г. На голове бога – папская трёхъярусная тиара, в руке – скипетр, высеченный из горного хрусталя, у ног – царская корона, а по нижнему краю плаща вышита надпись «Царь царей». Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Пока Гитлер прятал свою добычу, его противники готовились ее искать.
Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Изображение Евхаристии при этом объединено с изображением Троицы. С 1425г. Что это значило. Северные страны более религиозны и эта разница хорошо отразилась на живописи.
у меня в доме. В боковых створках озаренные солнечным светом поющие и музицирующие ангелы. Посей знал, что так нацисты изящно именовали грабеж.
В настоящее время алтарь представляет собой складной полиптих, состоящий из двадцати картин. Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Застывший величавый жест его утверждает все земное. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Пока шла война, знаменитый складень находился в Баварии, в замке Нойшванштайн.
Но это торжество невозможно сравнить с тем, что творилось в Генте 29 сентября 1920 года. Как сто тридцать лет назад Людовик XVIII, союзники начали реституцию с творения Ван Эйков. Среди пилигримов – гигант Христофор, а рядом с ним – св. Иодокус, с раковиной на шляпе. Сам Йос и его жена, Изабелла Борлют изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии. Втиснутые в узкое пространство ниш, они кажутся несколько скованными в своем движении.
Почему в сцене Страшного Суда изображен только Рай и нет Ада. Епископ, с разрешения полиции, вступил в переписку с вором. Эту сцену отличает большое разнообразие групп и пейзажа, на фоне которого они изображены.
Теориям, где она спрятана, несть числа и энтузиасты продолжают поиски до сих пор. Здесь были толпы пророков и патриархов, каждый — законченный и характерный портрет идеально сгруппированные, в движении «святые мученики» во главе с тремя папами великолепные фигуры ангелов, напоминавшие обычных, разве что только разодетых в роскошные одежды людей. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье).
20 мая 1934 года епископ поместил в газете «Дерньер ойре» объявление: «D. U. A. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. В годы зрелости Ян ван Эйк создает произведения, в которых эмоциональность, развернутое повествование, характерные для Гентского алтаря, сменяются лаконичностью цельных монументальных алтарных композиций.
Но в Берлинском музее эту створку распилили вдоль доски, сделав из одной две панели. едва не подарили его английской королеве Елизавете. Считая себя профессионалом в изобразительном искусстве, он решил лично возглавить проект, получивший название «Секретная миссия Линц» или «Музей Фюрера». «Гентское чудо» было спрятано буквально под носом у немцев, в одном из соседних со Святым Бавоном домов, в двух шагах от комендатуры оккупантов. Но это не просто промежуточное произведение. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Очередная кража произошла в 1934 году.
Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за ее помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Прохор в страхе упал на землю. Тщательно и точно были выписаны мельчайшие предметы и детали. Это было в самом деле везение.
В нижней части — монументальные портреты современников— донаторов (дарителей), с точными индивидуальными характеристиками. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели праведных судей и святого Иоанна Крестителя украдены. На несколько лет две створки с ангелами и четыре створки с праведниками исчезли из виду. Отсюда проистекает у него и двойственная трактовка времени. С ним было трое немецких офицеров с охраной и грузовиками.
Гентский алтарь может служить яркой тому иллюстрацией.
Но не всегда приключения заканчивались столь благополучно. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Богатство представленных видов растительного мира необычайно. Тогда при невыясненных обстоятельствах пропала створка алтаря с изображением шествия праведных судей.
Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде)— пяти метров. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Конечно же, масляная живопись была известна задолго до XV века. Автор книги – Григорий Козлов известный историк искусства, член редколлегии Art News в Нью-Йорке, ведущий цикла программ «Тайная история искусства» на Первом канале.
Известный нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер (1548-1606), рассуждая о значении открытий Яна ван Эйка, писал: «Произведя ряд точных исследований над различными маслами и другими природными веществами, ван Эйк увидел, что льняное и ореховое масла сохнут скорее всех других. В 1944 году в шахты Альт-Аусзе стали прибывать транспорты с произведениями из коллекций фюрера и рейхсмаршала. До сих пор ее место занимает копия. Остановить гауляйтера помог заместитель Гиммлера обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Теперь можно обратиться к горизонтальной оси. В глубине – рощицы, леса, лужайки. За работой он проболтался, что его зять занимался во Франции сбором, как он выразился, «бесхозных культурных ценностей». Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. Существует немало соответствующих фактов.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. И можно справедливо отметить, что «Гентский алтарь» положил начало целой эпохе в нидерландском искусстве. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
Яну ван Эйку удаётся найти уникальную гармонию в построении пространства и персонажей внутри этого пространства. Всего за десять лет законные хозяева получили обратно более трех миллионов произведений. Створки с их фигурами были сняты и перенесены в церковную библиотеку. Свстовоздушная среда смягчает переходы от плана к плану.
В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). 1400—1464), в его композиционных полотнах на религиозные сюжеты («Снятие с креста», Мадрид, Прадо) и замечательных психологических портретах, крупнейшим мастером которых он был. Выплата должна была производиться дважды в год: на рождество и в день святого Иоганна. В XVI веке его прятали от изуверского фанатизма иконоборцев. Германия превыше всего.
Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. в шкатулке. Облик каждого глубоко индивидуален. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Зеленый луг с тончайше выписанными цветами.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
В его облике начинают сквозить тревога, пессимизм. После перехода власти к католикам в 1584г. Союзникам повезло больше, чем советским трофейным бригадам. Возможно начатый совместно с Губертом, алтарь был закончен Яном после смерти брата. Здесь дан образ природы, обжитой человеком. "Я – роза Шарона, я – лилия долины.
Ее задачей было найти украденную створку. Затем обнаженные Адам и Ева вчеловеческий рост и группы музицирующихи поющих ангелов. Итальянский гуманизм проникнутпафосом великого в человеке и страстьюк классическим формам, нидерландцыпоэтизируют «среднего человека» иммало дела до классической красоты игармоничных пропорций. В последней четверти 15 в. активизируется художественная жизнь северных провинций (в частности Голландии). В 1427г.
Ушёл из жизни Ян ван Эйк, по одним источникам, в 1441 году, а по другим – в 1442-м. Драматические изломы алого тюрбана, настойчивый сухой взгляд, точно преследующий зрителя, обостряют скрытую энергию острого скептического ума в «Человеке в красном тюрбане» (1433, там же), который считается автопортретом мастера. Впереди представлены св. Агнеса, св. Варвара, св. Доротея и св. Урсула. 1417: начало работы. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. С 40-х гг.
Следить за тем, войдет ли человек со свертком в дом епископа, успокоенный Хуртл не стал. Там — небеса, здесь — земля, вернее «рай земной», возвышенно идеальный образ земного мира, каким его себе представлял ван Эйк. " ("Песнь песней" Соломона). Первые документированные сведения о Яне ван Эйке относятся к началу 1420-х годов, когда он работал в Гааге по заказам правителя Голландии Иоанна Баварского. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Я уже ничего не могу для них сделать.
Сюжет картины. Ниже изображен источник живой воды – символ христианской веры. Месть за «унижения Версаля» превратилась в краеугольный камень пропаганды нацистов. И проделать этот «акробатический этюд» на ощупь, в полной темноте.
Алтарь увезли в замок Нойшванштайн в Баварии. На правых боковых створках изображены шествияотшельникови пилигримов. Один из преступников должен был залезть наверх, а второй помогать ему снизу. Содержание композиций почерпнуто из Апокалипсиса, Библии и евангельских текстов. Ничто в его образе не устрашает, несмотря на атрибуты власти.
Однако пронырливый брюссельский старьевщик Ньювенхойс заплатил в десять раз больше, но при условии, что вывезет «гнилые доски» немедленно. 16 мая 1940 года алтарь на трёх грузовиках был вывезен во Францию. Все безуспешно – «Праведных судей» больше никто никогда не видел.
247-я статья Версальского мирного договора, где было записано требование вернуть части «гентского чуда» в Бельгию, превратилась для немцев в символ несправедливости стран-победительниц. Неожиданно Годетьер упал и потерял сознание. В 1427—1428гг. Победившие в Генте протестанты решилиподарить алтарь английской королевеЕлизавете в благодарность за помощь ввойне. Сюжет поклоненияАгнцу взят из «Откровения Иоанна», гдесказано, что после конца греховногомира на землю снизойдет град божий, вкотором не будет ночи, а будет вечныйсвет и река жизни «светлая как кристалл» и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – «чистое золото, как прозрачноестекло».
Раскрывали алтарь во время праздничных месс и тогда зрителей буквально ослепляло пиршество красок. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Вседержитель располагается глубже, ощущению глубины способствует пластика фигуры, пространство пола перед ней, глубина золочёной ниши, синяя (то есть зрительно отдаляющаяся) ткань фона.
Вместе с тем человек обнаруживает свое одиночество, трагизм своей жизни, своей судьбы. В осанке и выражении лица каноника нет и признаков покорности и благочестия. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Известно также, что именно Хуберт преподал своему брату первые уроки мастерства.
Как умело переданы мастером легчайшие, воздушные тени. Британец, он во время Наполеоновских войн сумел обосноваться в Европе.
Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Необычайно интенсивная алая одежда выводит фигуру вперёд. Ниже изображенисточник живой воды – символ христианскойверы. На наружных сторонах –благовещение и коленопреклоненныефигуры донаторов (заказчиков): таквыглядел алтарь закрытым, в будничныедни. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери.
При кажущемся единообразии пейзаж, в сущности, строится несколькими способами. Далее алтарь переправили в замок Нейшванштейн в Алльгау. Интересно еще, что именно с Гентским алтарем связано появление в международном праве понятия субституции или «компенсаторной реституции»: по Верасльскому договору Германия обязалась возвратить Бельгии хранящиеся в Берлине створки алтаря, хотя они были не вывезены во время войны, а куплены ранее. Многолюдные процессии, конные и пешие, собираются к месту совершающегося. Так, воткрытом алтаре оно выражаетсяперспективно (с помощью использованиятой или иной зрительной позиции), взакрытом алтаре – стилистически (спомощью специальных изобразительныхсредств, прежде всего цветовой палитры). Краски ван Эйка.
Про Гентский алтарь не так давно был интерсный материал в «Вокруг света», но в жанре «арт-детектива»: как им стремились завладеть правители, претендовавшие на «глобальное доминирование», но он всегда возвращался в свой собор в Генте. Однако, прождав несколько часов, встречающие разошлись. Посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
Бавона.
По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. (См). Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. "Иоанн" выкуплен.
Тот должен отдать их человеку, который предъявит вырезку из газеты с объявлением на имя D. U. A. Композиция решается так, что изображаемое воспринимается как часть целостного мира. А. Ф. Лосевблестяще показывает в своей книге«Эстетика Возрождения» причины особойраспространенности этой философскойконцепции в эпоху итальянскогоВозрождения. Взгляд погружен в себя и свидетельствует о мысли, лишенной рефлексии.
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для неё цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове её роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал её в образе Царицы Небесной. алтарь установили на прежнем месте.
Большинство из них разделяют убеждение немецкого оберлейтенанта, что пропавшая панель спрятана в соборе. В этом изучении и констатации есть своеобразный пафос утверждения. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. В тихом провинциальном городке Линц на берегу Дуная, где прошло его детство, Адольф Гитлер решил собрать художественные сокровища со всей Европы. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором. Полиции не удалось найти на месте преступления никаких следов.
В 11 утра на площадь перед собором, запруженную толпой народа, въехал грузовик. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Находится в соборе св. Здесь же сверху изображён Отец, затем Святой Дух и, наконец, Сын. Вообще, загадки, связанные с Гентским алтарем, достойны целого детектива Конан Дойла или голливудского блокбастера в духе фильма «Код да Винчи». Гентский алтарь знаменует начало новой эпохи в истории европейского искусства.
В таком виде его держали в будние дни. И небесный и земной миры даны в конкретном чувственном представлении. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Они впервые смело сопоставлены с небожителями.
Так около 67 года была написана Книга Откровения (АПОКАЛИПСИС) святого апостола Иоанна Богослова. Это святые праведники и праведницы. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.
Он мог «накрыть» тайник с добычей самого дерзкого «вора от искусства» в ХХ веке. Наверхув центре деисус – бог-отец на престолес Марией и Иоанном Крестителем посторонам. Необычайна сложность построения алтаря. Союзники действовали решительно.
Ждем ваших предложений». Согласия Гента никто уже не спрашивал. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
В 1934 году произошло чудовищное событие — была украдена створка «Праведные судьи», которая так и не была найдена. Вероятно, эти створки были созданы позже центральной сцены. Между ними и алтарём образуется широкий круг свободного пространства.
Почему Ева держит в руках экзотический лимон, а не привычное яблоко. В центре на алтаре – большой агнец из его груди фонтаном бьет кровь в чашу – символ жертвы Христа. Очевидно, они обладают сильным характером, они не равнодушны.
Группы в центре представлены друг над другом. Один из ангелов (св. Далее алтарь переправили в замок Нойшванштайн в Баварии. Гентский алтарь Гентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. Надпись наалтаресообщает, что он был начатХубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братомЯном, «вторым в искусстве».
В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Коммунальный музей) монументальный образ сурового замкнутого каноника-старика с его грузной фигурой и властным умным и надменным лицом приобретает в пространстве апсиды едва ли не равное значение с идеализированными образами святых. Кроме того, его задачей было показать одновременно земную вселенную и небесный космос. За ними в глубине – Мария Магдалина и Мария Египетская. С конца 1943 года здесь развернулось строительство целого «музейного города». Их место также заняли копии Кокси.
С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Впервые в истории агрессор был наказан за преступления против культуры. Известно, что художник уже после смерти брата в течение шестнадцати лет продолжал дорабатывать и дополнять отдельными фрагментами созданный им Гентский алтарь (1426-1442). После разгрома Германии в первой мировой войне и вследствие Версальского договора створки были возвращены из Берлина и алтарь был полностью восстановлен в своем первоначальном виде. В левой руке он придерживает хрустальный жезл. Украденная створка «Праведные судьи» с изображением на обороте Иоанна Крестителя была высотой около полутора метров. Алтарь был помещён на хранение в замок По.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. По краям, в узких нишах, стоят прародители – Адам и Ева. После отступления германской армии «Поклонение Агнцу», три панели с «Деисусом» и «Адам» с «Евой» под звон колоколов вернулись в собор. Предлагаем читателю отрывок из книги «Покушение на искусство», посвященный истории уникального произведения средневекового искусства – Гентского алтаря.
Фигуры связываются ритмическим строем и сложной игрой освещения с пространством интерьера. Почему Ева вместо яблока держит экзотический лимон. Согласны. Полиция уже несколько недель ломала голову над загадкой ограбления, когда гентский епископ получил письмо с предложением вернуть «Праведных судей» и «Иоанна Крестителя» в обмен на один миллион франков. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель, » — возвещал Дух Божий через святого апостола.
Справа – апостолы, еще правее –служители церкви : папы, епископы, аббаты, семь кардиналов, св. Стефан с камнями, св. Ливин (покровитель Гента) с вырванным языком. Он привез ящики со второй половиной алтаря, 99 лет находившейся в Берлинском музее. Гентский алтарь, боковые створки Справа на створках изображены отшельники и пилигримы. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, «одетыми» в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор — Виктор Лагье). Однако средневековые сюжеты как бы переосмыслены и трактованы в конкретных живых образах. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию.
По-новому раскрывается и взаимодействие героев. Была утрачена великая умиротворенность, царящая в его произведениях их ясный пантеизм. Они были заменены копиями художника XVI века Михиля Кокси, одевшего прародителей в кожаные передники. В 1934 году была украдена одна из створок алтаря.
Гентский алтарьГентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. Слева, за деревянной резной кафедрой с изображением св. Все они устремляются к лугу, символизирующему страну блаженства. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Немец-дантист в городе Трире очень хотел понравиться американскому военному. На раме алтаря сохранилась надпись: «Хуберт ван Эйк, величайший художник из всех, когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Причём изображение Троицы у ван Эйка отклоняется от канонического порядка. Немного подраскрасили только донаторов.
В 1427г. День 6 ноября 1920 года, когда собранный воедино Гентский алтарь впервые за 126 лет предстал во всем своем великолепии, стал в Бельгии днем национального торжества. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. Трудно вообразить себе более высокое представление о творческой личности в XV веке, чем то, какое дает ван Эйк в этом образе.
Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде)— пяти метров. Там он стоит и сейчас. Известно также, что именно Хуберт преподал своему брату первые уроки мастерства.
Юг Европы будетзадет процессами реформации в значительноменьшей степени. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Первыми уроками мастерства, предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту. Они вознесены в верхний ряд благодаря искупительной жертве Христа-Агнца. На нём пурпурное облачение священника и папская тиара. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и второго прихода Мессии, что свершит Страшный суд над людьми. Значит, эту трудоемкую операцию необходимо было проделать дважды.
Освящён 6 мая 1432. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Нет самого суда, взвешивания грехов, наказания.
В одном из документов, сохранившихся в архиве города Лилль (в ту пору город входил во владения герцога Фландрского), сказано:«Иоганн де Эйк, художник и камергер почившего в бозе герцога Иоганна Баварского, был вызван в Брюгге Филиппом Добрым и здесь зачислен на ту же службу при дворе герцога. Нажил миллионы и неожиданно для всех вложил их в картины. Раскрытый алтарь являет глазу дивное великолепие сияющей красоты мира. В картине все построено на затаенных душевных переживаниях, на контрасте образов.
Joos Vijdt) для своей семейнойкапеллыИоанна Богословавгентскомсоборе Святого Бавона. Величавое спокойствие поз, демонстративный жест соприкасающихся рук мужчины и женщины свидетельствуют, что представлен момент заключения брачного договора. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Самое время подвести итог. Реалистическое изображение порождает абсолютно новые эстетические возможности искусства. На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя.
Так не правильно говорить. Изначально «Иоанн Креститель» и «Праведные судьи» были написаны на одной доске. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году.
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». А тем временем над сокровищами Альт-Аусзе нависла смертельная угроза. О приключениях алтаря во время Второй мировой войны можно написать целую книгу, с секретными переговорами, тайниками, высшими чинами СС, партизанами Национальная святыня бельгийцев вернулась на родину 20 августа 1945 года и есть надежда, что приключения Гентского алтаря на этом и закончатся.
Как и всякое чудо, алтарь окружен тайной. Пальмовые ветви в их руках – символ мученичества. Нагота — частый прием героизации у древних греков и у итальянцев (современников ван Эйка) — не стала здесь художественным средством возвеличения образа. Однако указанный тайник оказался пуст.
Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Теплая колористическая гамма, равномерный ритм, пронизывающий всю композицию, «тихая жизнь вещей» создают атмосферу домашнего уюта, которая обычно отсутствует в картинах итальянцев. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Спустя несколько месяцев Герман Буньес застрелил жену и детей, а затем покончил с собой.
Высокий горизонт, но единая перспектива в работе отсутствует. Он убеждал их пожертвовать деньги на спасение «Праведных судей». алтарь был не единственной спонсорской помощью жертвователя.
Дошли свидетельства, что Адам и Ева воспринимались как трёхмерные фигуры. Иоанн позже выкуплен. Вероятно, рабочая расцветка внешних створок призвана была контрастировать с разноцветным праздничным буйством внутренней композиции. По бокам от Агнца мы видим две группы святых – мужскую слева и женскую справа.
В сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь. Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем. Но это всего лишь красивая версия. Только мне известно, где «Праведные судьи». В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Освящён 6 мая 1432.
Самое «перспективное место» – огромный орган, выстроенный вскоре после кражи. Ван Эйк смело вводит воздушную перспективу: голубоватой дымкой подернуты горы дальних планов. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Гитлер лично вел учет использования «полезной площади» самого надежного бомбоубежища Третьего рейха. Георгия, убивающего дракона, — группа поющих ангелов.
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. В нем было всего лишь 25 тысяч франков. Исследователи все больше склоняются к мнению о едином авторстве Яна ван Эйка. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Как человек нового времени Ян ван Эйк сосредоточивается исключительно на втором моменте. В её верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. На меньших досках фигурного завершения алтаря изображены пророки и сивиллы со свитками, возвещающие о грядущем спасении. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон 9 июля 1441). «Воины» и «судьи» явно портретны и спор идет лишь о том, чьи это портреты. Одновременно Жожар получил телеграмму от министра искусств коллаборационистского правительства Виши о согласии на передачу «гентского чуда» немцам.
Там он стоит и сейчас. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Завидев Хуртла, незнакомец уверенно направился к дому епископа, расположенному неподалеку. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Тот же принцип пространственного построения композиции и в «Мадонне канцлера Ролена» (ок. Подобныекомпозиции встречаются в конце XV векау Иеронима Босха. Человек осознает свое самостоятельное жизненное значение, он начинает верить в свой разум и волю.
Лишь после краха Наполеона в 1815 году похищенные створки вернулись в собор св. В одном из документов, сохранившихся в архиве города Лилль (в ту пору город входил во владения герцога Фландрского), сказано:«Иоганн де Эйк, художник и камергер почившего в бозе герцога Иоганна Баварского, был вызван в Брюгге Филиппом Добрым и здесь зачислен на ту же службу при дворе герцога. 25 ноября 1934 года в городке Дендермонд неподалеку от Гента банкир и благотворитель Арсен Годетьер произносил речь перед членами «Католического Союза». В портрете четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея) ван Эйк сюжетно и композиционно расширяет рамки портретного жанра, придав обыденному человеку, окружающей его бытовой среде и конкретному жизненному факту первенствующее значение. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной.
Многие считают, что живопись Хуберта ван Эйка сохранилась на центральной части алтаря, вот таким образом следует считать эту работу совместной обоих братьев. Ван Эйк создаёт интересную систему соотношения между фигурами. Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем. Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем. Я – роза Шарона, я – лилия долины.
Который явился результатом постановлений ЦК КП (б) Украины. Освящён 6 мая 1432. Срединих необходимо назвать имена ДантеАлигьери (1265-1321), живописца Джотто диБондоне (1266-1337), поэта гуманиста ФранческоПетрарки (1304-1374), поэта, писателя гуманистаДжованни Бокаччо (1313-1375), архитектораФилиппо Брунеллески, скульптора Донателло Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-1466), живописца Мазаччо Томмазо диДжованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманистаписателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гуманистаписателя Пико делла Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо даВинчи (1452-1519), живописца скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564),, живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициано Вечеллио лиКадоре (1477-1566), живописца Рафаэля Санти (1484-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других. В 1934 году была украдена одна из створок алтаря.
Интересно, что их ещё раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, одетыми в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Чрезвычайно существенным оказывается то, что в иерархии ценностей у ван Эйка искусство музыки стоит на втором месте после искусства слова, проповеди божественной истины, которое символизирует образ Иоанна но, разумеется, было бы неправильно видеть в нем только лишь символ, его содержание богаче и шире. Он помещал в газете объявления на имя таинственного D. U. A. Так было удобнее ее демонстрировать. Там его внимание привлекла икона Богоматери, украшенная живыми цветами.
Изображения на этой стороне выполнены в пастельных тонах, они почти бесцветны, два Иоанна на нижних створках вообще выполнены гризайлью. Будучи отдаленным подобием своего создателя, он получил от него искру духовного огня. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п.
Шахта была разминирована. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Известный нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер (1548-1606), рассуждая о значении открытий Яна ван Эйка, писал: «Произведя ряд точных исследований над различными маслами и другими природными веществами, ван Эйк увидел, что льняное и ореховое масла сохнут скорее всех других.
Только в 1821 году стали известны их приключения на антикварном рынке. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. От Страшного суда остался масштабный деисус с ангелами и прародителями, а вместо геенны огненной во всю ширь вселенской бесконечности раскинулись благодатные «новые земли» под «новыми небесами». Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е.
Одно пространство соотноситсяс тем пространством, в котором находитсязритель картины (т. Именно к нему и обратился Йос Вейдт, желая облагодетельствовать свой родной Гент. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь Гитлеру. 1417: начало работы.
Стало понятно, что речь идет не о политической провокации – нацисты никогда не вернули бы панель, а о новой форме преступления – артнеппинге. Грандиозная панорама воспроизводит беспредельные просторы неба, земли, цветущих лугов, рощ, скал, рек, уводящих взгляд к горизонту, где высятся кипарисы, пальмы, горные вершины. Все наделены одинаковой степенью реальности и ярко индивидуальны, но персонажи центральной группы пребывают в величавом покое, они как бы выключены из жизненного потока. Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший художник», следует читать «величайший скульптор».
Подписано письмо было тремя буквами: D. U. A. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Под носом у французов Солли контрабандой переправлял в Англию лес, необходимый для флота. Информация эсэсовца-искусствоведа не на шутку встревожила начальников Роберта Посея. У Гентского алтаря есть своя драматическая биография. Агнец – мистический символапофеоза, ожидающего праведников.
И прямо из зубоврачебного кресла Посей направился в дом зятя дантиста. Боюсь, что в настоящее время возврат фресок иначе, чем с добровольного согласия Российской Федерации, оформленного специальным международным договором — затруднителен.